Найти в Дзене
Medkova

«Больше не верю в случайность хитов» - объясняю, почему 90% популярных треков создаются по одной формуле

Раньше я думала, что хит – это как удар молнии: осенило гения, и мир получил шедевр. Такие истории действительно существуют, и я даже писала статью о тех редких случаях, когда хиты рождались за 10 минут. Но такие истории, скорее исключение, чем правило. Многие годы работы с музыкой, сначала в консерватории, а потом на телевидении, заставили меня изменить мнение. Оказалось, что большинство песен, которые месяцами висят в чартах, созданы по чёткой формуле. Сегодня я поделюсь с вами этой формулой и покажу, как она работает на реальных примерах. Не верьте тем, кто говорит, что для хита нужна сложная гармония! Самые цепляющие песни часто построены на трёх аккордах, которые идут в определённой последовательности. На самом деле, наш мозг обожает предсказуемость. Он слышит знакомую последовательность и расслабляется – а значит, готов слушать снова и снова. К примеру возьмём легендарную «Let It Be» The Beatles. Весь припев построен всего на трёх аккордах: C, G, Am. Та же история с хитом Леди Га
Оглавление

Раньше я думала, что хит – это как удар молнии: осенило гения, и мир получил шедевр. Такие истории действительно существуют, и я даже писала статью о тех редких случаях, когда хиты рождались за 10 минут. Но такие истории, скорее исключение, чем правило. Многие годы работы с музыкой, сначала в консерватории, а потом на телевидении, заставили меня изменить мнение. Оказалось, что большинство песен, которые месяцами висят в чартах, созданы по чёткой формуле. Сегодня я поделюсь с вами этой формулой и покажу, как она работает на реальных примерах.

Магия трёх аккордов

Не верьте тем, кто говорит, что для хита нужна сложная гармония! Самые цепляющие песни часто построены на трёх аккордах, которые идут в определённой последовательности. На самом деле, наш мозг обожает предсказуемость. Он слышит знакомую последовательность и расслабляется – а значит, готов слушать снова и снова.

К примеру возьмём легендарную «Let It Be» The Beatles. Весь припев построен всего на трёх аккордах: C, G, Am. Та же история с хитом Леди Гаги «Bad Romance» в припеве – три аккорда, но какая мощь!

«Крючок» – сердце хита

У каждой песни-убийцы есть так называемый хук – тот самый фрагмент, который «застревает» в голове и не выходит оттуда часами. Это может быть:

  • Простой вокальный мотив (как «А-а-а-а» в припеве «Mamma Mia» ABBA);
  • Инструментальный проигрыш (гитарный рифф в «Smoke on the Water»);
  • Даже ритмичный хлопок или крик (как знаменитое «Эй!» в «Hey Ya!» OutKast).

Главное – повторять его много раз за песню. Если хук не запомнился со второго прослушивания, продюсеры скорее всего отправят трек на доработку).

Правильная структура

Почему мы интуитивно знаем, когда ждать припев? Потому что почти все хиты собраны по одной структуре «Куплет – Пред-припев – Припев».

  • Куплет рассказывает историю.
  • Пред-припев создаёт напряжение.
  • Припев – эмоциональный взрыв, ради которого всё и затевалось.

Например, как в песне «Shape of You» Эда Ширана чётко слышно, как тихий куплет сменяется нарастающим пред-припевом («Come on now, follow my lead…»), чтобы выплеснуться в огненный припев.

-2

Темп и ритм, под которые невозможно не двигаться

Большинство мировых хитов имеют темп от 120 до 130 ударов в минуту. Почему? Это скорость, максимально близкая к ритму бьющегося сердца человека, когда он взволнован или танцует. Тело само начинает покачиваться в такт, так что мы даже не успеваем это осознать!

Эмоция, которую понимают без слов

Можно склеить идеальную конструкцию из трёх аккордов, добавить хук и выдержать темп 128 уд/минуту. Но если в песне нет искренней эмоции, она не станет по-настоящему народным хитом. Формула – это скелет, а душу в него вкладывает артист.

-3

Зная эту формулу создания хитовых песен, я не перестала любить музыку. Наоборот! Я начала ценить по-настоящему гениальные треки, которые ломают эти правила. И стала с большим уважением относиться к тем, кто, используя простой каркас, умудряется создавать настоящие шедевры, которые мы готовы слушать бесконечно.

А вы замечали, как работают эти приёмы в ваших любимых треках? Поделитесь в комментариях – давайте вместе найдём исключения из правил!

Если хотите глубже погрузиться в тему, почитайте мою статью о том, как музыка из детства воспитала наш вкус. Там вас ждет много ностальгии и неожиданных открытий!)