Найти в Дзене

Гопник из университета. Разбор стиля, Чайна Мьевил

Лысый череп, огромные "банки" - от этого парня сложно ожидать мирной натуры и хорошего отношения к женщине, например, пока он не откроет рот. Чайна Мьевиль - британский писатель-фантаст, левый активист со степенью по социальным наукам и потрясающе харизматичный парень. Его роман "Вокзал потерянных снов" собрал все возможные премии в 2001 году, но что удивительно, среди фантастики у него есть книга об октябрьской революции в России - её издали Манн, Иванов и Фербер совсем недавно. Сплошные противоречия. И тексты, которые заставили меня вернуться к книгам - читать запоем, как в юности, до появления длинных сериалов, в которые, как я считаю, выплеснулся весь литературный потенциал нашего времени. В чем же противоречия? Если у вас есть возможность, обязательно посмотрите их интервью с Киану Ривзом - у них появился общий проект в прошлом году. Ривз некоторое время издавал серию комиксов про Берсеркера, который живет 80 тысяч лет и мечтает о том, чтобы стать смертным. В какой-то момент

Лысый череп, огромные "банки" - от этого парня сложно ожидать мирной натуры и хорошего отношения к женщине, например, пока он не откроет рот.

Чайна Мьевиль - британский писатель-фантаст, левый активист со степенью по социальным наукам и потрясающе харизматичный парень.

Его роман "Вокзал потерянных снов" собрал все возможные премии в 2001 году, но что удивительно, среди фантастики у него есть книга об октябрьской революции в России - её издали Манн, Иванов и Фербер совсем недавно. Сплошные противоречия. И тексты, которые заставили меня вернуться к книгам - читать запоем, как в юности, до появления длинных сериалов, в которые, как я считаю, выплеснулся весь литературный потенциал нашего времени.

В чем же противоречия?

Если у вас есть возможность, обязательно посмотрите их интервью с Киану Ривзом - у них появился общий проект в прошлом году.

Ривз некоторое время издавал серию комиксов про Берсеркера, который живет 80 тысяч лет и мечтает о том, чтобы стать смертным. В какой-то момент он изловил Мьевила, когда они оба приехали на какой-то концерт в Европе и предложил написать книгу по этой вселенной.

(Видео можно найти по названию: "Keanu Reeves + China Miéville In Conversation | THE BOOK OF ELSEWHERE")

Две иконы фантастики в одном видео. Оба в черном, по жизни и на любом пресс-портрете.
Две иконы фантастики в одном видео. Оба в черном, по жизни и на любом пресс-портрете.

Вы получите огромное удовольствие, даже если не знаете английского. У Ривза произношение американское, более гортанное и отрывистое. У Мьевила - очень красивый плавный английский, который вообще не вяжется с ожиданиями от скинхеда.

Гопник с виду, преподаватель по сути - с ярко выраженной идеологией, неформал, и всё увязывается.

Тут встает вопрос, на который мы с вами отвечаем в этом блоге всем сообществом уже не первый год: должно ли на 100% совпадать внутреннее и внешнее? Что вообще происходит? И ломать таким образом ожидания собеседника - это законно?

Я работаю с людьми каждый день, через мои руки прошло огромное количество гардеробов. Могу рассказать, что мне лично душу рвет, когда не совпадает внутреннее и внешнее, как это хотелось бы большинству читающих людей.

С моей точки зрения, критерий разделения на "хорошо/плохо" в стиле - это осознанность.

Если человек знает про себя, что он и гопник, и интеллигент, способен принять обе части и их органично "поженить" между собой в разных сферах жизни - это отлично. Нам бы всем к этому стремиться.

Плохо, если человек пытается откреститься от каких-то своих частей, прессуя их поглубже куда-то в себя. Вот тогда, как стили филигранно ни выстраивай, всё равно будет что-то не то: смотришь на такого человека и не веришь.

С женщинами такое сплошь и рядом.

Бесполезно отрицать, что ты не принцесса, если ты принцесса. Нет, конечно, параллельно ты можешь происходить из маленького поселка за полярным кругом или из напрочь сельскохозяйственного региона. Принцесса + казачка из станицы - это ок, одно другому не мешает.

Бесполезно отрицать, если ты лорд-доминатор, если ты такая. Ну, приделаешь ты себе стереотипную женственность и сможешь расслабиться? Да нет, конечно.

Или если в тебе живет гопник Василий - чего же тут страшного? Понятно, что не всегда и не везде его можно и нужно выпускать. Но понять и принять-то можно.

Что мы видим у Мьевила?

Я перечитала почти все его романы. Было замечательно, медленно и очень скучно: та фантастика, в которой сюжет развивается так постепенно, что ты уже успеваешь забыть, с чего всё началось.

Его самый титулованный роман, "Вокзал потерянных снов", можно понять только дочитав последние десять страниц. Но до этого обязательно осилить все несколько сотен предыдущих - не знаю, сколько там, но наверное, 800-900. Аудиокнига почти 20 часов длится.

Автор на деловом. Слева - сразу после вручения премии Артура Кларка. Справа - с какой-то конференции. Всё правильно, но даже если вы отпетый неформал, классику можно адаптировать. Сложность в том, что Мьевил качок: тут традиционно сложности с посадкой делового, приходится продумывать либо более расслабленный крой (сейчас могут быть без лацканов, свободные блейзеры и широкие брюки), либо адаптировать классические пиджаки под что-то вроде мундиров. В любом случае, тут фотографии из ранних 2000х, так что это уже больше пример про спортивные типажи, а не про Мьевила - у него 20 лет спустя уже и деловой стиль мог стать отработанным.
Автор на деловом. Слева - сразу после вручения премии Артура Кларка. Справа - с какой-то конференции. Всё правильно, но даже если вы отпетый неформал, классику можно адаптировать. Сложность в том, что Мьевил качок: тут традиционно сложности с посадкой делового, приходится продумывать либо более расслабленный крой (сейчас могут быть без лацканов, свободные блейзеры и широкие брюки), либо адаптировать классические пиджаки под что-то вроде мундиров. В любом случае, тут фотографии из ранних 2000х, так что это уже больше пример про спортивные типажи, а не про Мьевила - у него 20 лет спустя уже и деловой стиль мог стать отработанным.

При этом можно было в двух словах сказать: "Насилие - это плохо. Прощать его нельзя, даже если твой друг совершил ужасный поступок. Но надо пройти большой путь, чтобы до такого дозреть". Но нет, автор последовательно разворачивает огромный мир и длинную историю, в которой множество сюжетных линий сходится вот в это "то, ради чего" в самом конце, ружья, развешенные по ходу действия, устраивают финальный салют.

Его миры, населенные множеством рас, пришельцами и путниками из параллельных реальностей, это наглядная социология. В повседневности не так очевидно, что люди в силу разного пути и воспитания отличаются друг от друга настолько сильно. Но если представить, что твоя возлюбленная - хепри с головой скарабея, то может быть, ты приложишь больше усилий, чтобы научиться её понимать - как это делают главные герои.

Изумил "Посольский город", построенный на проходной и очень скучной идее, с которой лучше всего знакомы первокурсники филфака, связи означающего и означаемого. Культура существ, не способных лгать и балдеющей в наркотическом трансе от того, что в чьей-то речи улавливает незначительные разрывы в правдивости речи, это чистая, не техническая, а именно языковедческая и социальная фантастика - вместе с ложью эта цивилизация изобретает метафору, и далее - легенды, литературу, открывает прекрасное.

"Шрам" о государстве пиратов, построенном на множестве кораблей, связанных между собой и дрейфующих в море - своеобразная коммуна, где на равных живут и правят пришельцы и пленники из множества земель и даже вампир может пользоваться уважением, если покажет, что его решения на пользу общему благу - что-то вроде социализма в почти невозможных условиях, где новых граждан захватывают на проходящих мимо кораблях, тут же определяют их на работу и начинают платить зарплату с одним условием: никто никогда не попадет домой.

Особые приметы: татуировки и вотэтовсё. Как в "НонЛонДон" или "Кракене".
Особые приметы: татуировки и вотэтовсё. Как в "НонЛонДон" или "Кракене".

В чем правда стиля Мьевила? Вот в том, что на нем в каждый момент простой повседневной жизни он мог бы оказаться в любом из своих миров и быть ему совершенно органичным. От "Кракена", написанном в духе городского фентези, где привычный современный лондон всего лишь получает дополнительное измерение, до "Вокзала потерянных снов" или "Посольского города", где иные расы встречаются чаще, чем обычные люди. Ну, или на улицах Москвы или Ленинграда в Революцию, не переодеваясь. Сразу в гущу событий, адекватно и с полной готовностью.

Там он живет, здесь делает какие-то дела. Источники силы где-то в другом измерении - как и у каждого из нас, пожалуй, в идеальном, намного более объёмном, чем задача добраться по зиме до офиса или забрать ребенка из детского сада.

Когда я вижу подобную цельность у людей, с чьими гардеробами работаю, это очаровывает. Некоторым нужно только немного подсказать, где тот осколок, который затерялся на видном месте и лежит, ждет, пока вы его подберете.

Жаль работать с теми, что отсекает половину своих миров, стремясь соответствовать каким-то чужим представлениям о себе, будь то мама или модные журналы. С ними всё происходит медленнее, иногда годами.

Я вам желаю крепкой опоры - не только на ноги, но и на эти ваши личные миры, которые дают силу и способность действовать в нынешнем, принося оттуда сюда крупицы совершенства. Чем лучше вы понимаете себя, тем лучше вам это удается.

В комментариях пишите, пожалуйста, что у вас за миры и откуда вы берете силы. А если я потребуюсь вам как стилист, то познакомиться со мной поближе и записаться на консультацию можно через мою личную страницу. В ноябре есть пара мест. До скорой встречи!

Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru
Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru

Дорогие читатели! В Дзене не получается быстро давать вам информацию о том, какие сейчас есть новые проекты и возможности, а также приглашать на эфиры оперативно.

Канал в Телеграм >>> новости, приглашения на эфиры, оперативная связь между мной и вами.

Также есть группа ВК, но она на будущее. Я пока не успела её привести в порядок.

Благодарю вас за внимание! Пусть вам будет хорошо и удобно!