Петербургский листок, 17 октября 1907 г.
У могилы «богородицы».
Подробности похищения девочек-евреек Почталиц выясняются все более и более. Оказалось, между прочим, что Дора и Бэла бывали и на Ораниенбаумском кладбище на могиле иоаннитской «богородицы» Порфирии Киселевой. Детям внушали, что могила «хранит святую тайну секты».
Оказалось, что еще до сих пор на могиле происходит ряд кощунств. Рослый бородатый крестьянин, по имени Василий, хранит денно и нощно прах «богородицы». Клика полусумасшедших людей собирается сюда днем и ночью, поет иоаннитские «стихиры», заимствованные из тропарей и кондаков в честь «Успения Пресвятыя Богородицы», глотает песок с могилы и т.п.
Несколько дней тому назад в Николаевский Кронштадтский госпиталь была доставлена одна из иоанниток в тяжких страданиях. Она усердно ела песок с могилы «богородицы» и ее желудок, конечно, не переварил тяжелой массы.
Дети Почталиц, как передают, также «вкусили» чудодейственного песку….
В притоне иоаннитов.
Мы уже вчера сообщали о приюте-притоне на Дворцовом проспекте, где устроился со своим «сонмом» «Михаил Архангел» и его ближайший помощник «Илья Пророк» или крестьянин Ксенофонт Виноградов. Квартировладельцы особенно усердно охраняют чердак расположенный над квартирой иоаннитов. ….
Случайно проникшие на чердак местные жильцы рассказывали, что в чердачных помещениях в укромных уголках хранится масса пустых бутылок из-под вина. Вероятно, эти бутылки являются безмолвными свидетелями тех «служений», которые по ночам в известные дни не дают спать соседям.
Предают, что на этих оргиях иногда присутствуют и дети. Около «Настеньки», будущей «богородицы», и «Дуньки», крестьянки Ручьевской, и теперь в качестве «отроковицы» находится девочка лет тринадцати. Она служит при встречах особливо почетных лиц.
Странным кажется отношение местной администрации ко всему, что проиходит в этом притоне иоаннитов! Когда происходили розыски девочек Почталиц, соседи стали было помогать в поисках и дали ряд указаний. Теперь эти очевидцы и свидетели подвергаются чуть ли не карам административного свойства….
После задержания Иоаннитов.
По распоряжению полиции 1-го участка города Ораниенбаума задержанные при девочках бывшая прислуга Почталиц Дарья Шикурина, Кириенко, 25 лет, и Елисеев были направлены в Петергофскую тюрьму.
Кириенко, молодой парень, выглядит каким-то полоумным. По занятию он сапожник, живет в Петербурге. У Елисеева оказались на плечах вериги. Арестованные не признают за собой вины. Дарья Шикурина считает себя мученицей, пострадавшей за «святое дело». Выяснилось, что у арестованных в момент задержания были сообщники. Какой-то мальчуган старательно пытался вырвать из рук Бурштейна маленькую Дору. Два рослых парня «насели» на Чистякова….
Тщетно искатели-добровольцы призывали полицию в лице постового городового. После нескольких заявлений последний лишь подошел к группе и сопровождал их до участка. Пристав Г. И. Павленко, однако, принял горячее участие в деле похищенных девочек, с которыми вел продолжительную беседу.
Вчера, 16-го Октября, с детьми Почталиц пытались видеться какие-то подозрительные мужчины. Г-жа Почталиц решила побеседовать с выдающимися духовными пастырями столицы, чтобы выяснить то положение, в которое попала ее маленькие дочурки благодаря «крещению». А в будущем предстоит интересный судебный процесс о завлечении детей в иоаннитскую секту.
В более ранних статьях подтверждается, что «иоанниты» действительно практиковали странные обряды.
«Петербургский листок», 20 декабря 1906 г.
Среди иоаннитов.
Дело об иоаннитской «богородице». – В темном мирке. – Сектантская Мекка. – Меры духовной власти.
Следствием установлено, что окружившая себя ореолом святости иоаннитская «богородица» Порфирия Ивановна Киселева, не кто иная, как крестьянка Полтавской губернии и уезда деревни Каменки, стоящей от Полтавы на расстоянии 18-20 верст.
В 1889 году Порфирия Киселева приехала в Кронштадт в качестве паломницы. Смазливую, жгучую южанку влекло сюда что –то иное….
…Благодаря неустанной деятельности фанатичных иоаннитов, ораниенбаумская «богородица» и по смерти своей служит соблазном для простого народа. Погребена она на Троицком кладбище в городе Ораниенбауме неподалеку от церкви. Через семь дней после ее похорон на средства почитателей и при деятельном участии крестьянина Е. М. Б-ова, подрядчика каменных работ, устроена временная деревянная часовня.
Часовня небольшая, но все в ей рассчитано на возбуждение религиозно чувства к сектантской «богородице. Над входной дверью в часов висит в киоте образ Казанской Божией Матери. Передняя стена против входной двери украшена образами, между которыми имеется большая икона «Моления о чаше» с лампадой. Под образом пелена из бархата малинового цвета, еще дальше – образа Владимирской Божией Матери и Нерукотворенного Спаса с лампадами и пеленой, на которой вышиты буквы Х. В. На правой (от входа) стене часовни, в окне, закрытом ставней за занавесками малинового бархата поставлен большой портрет Порфирии Киселевой, изображающий ее в живом виде в монашеском одеянии. Под портретом подвешена голубого цвета пелена с вышитыми на ней цветочками. На левой стороне часовни имеется большой портрет Киселевой, но уже изображающий ее лежащей в гробу. На красной атласной пелене, подвешенной под портретом, надпись: «Раба Божия девица Порфирия Ивановна Киселева, скончавшаяся 12-го ноября 1905 года».
Но главную, так сказать иоаннитскую «святыню» представляет собой надгробие над могилой Киселевой. Оно в виде катафалка красноватого цвета, по бокам его установлены шестиконечные е белые кресты. Само надгробие покрыто бархатным малиновым покрывалом нашивным крестом из позумента, вокруг которого венчики из искусственных цветов. У иоаннитов надгробие известно под именем «раки». И вот к этой-то «раке» с благоговение подходят и прикладываются многочисленные сектанты. По иоаннитским россказням, «многоцелебная рака матушки Порфирии «источает исцеления» (??!!).
Пол часовни в одном мете у надгробия открывается и чрез отверстие паломники берут песок с могилы «богородицы». Тут же с хрустом на зубах песок обильно поедается болящими и страждущими. И, разумеется , коме порчи зубов в результате ничего не получается…
….Такова обстановка часовни над могилой столь прославившейся своими темными подвигами иоаннитки. Со времени кончины Порфирии Киселевой Ораниенбаум стал настоящей «Меккой». «Заветную» могилу и часовню на Ораниенбаумском кладбище посещают немало паломников сбитые с толку иоаннитской пропагандой.
Примечания.
Мнение об «иоаннитах» некоторых дореволюционных и современных авторов.
Иоанниты. Свящ. Феодосий Кирик (1866-1937 гг. будущий епископ Костромской) Источник: Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды: Брат. труд чл. 4 Всерос. миссионер. съезда (с портр. сектантов и карт. сектант. радений) ,Одесса, 1911 г.
«Родиной иоаннитов должно считать гор. Кронштадт С.-Петербургской губ. Здесь вокруг светлой личности протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, религиозно-просветительная и благотворительная деятельность которого пышно расцвела еще в 80-х годах истекшего столетия, присосались темные люди с хлыстовскою настроенностью и настоящие хлысты. …С 1885 года некоторые из почитателей и почитательниц о. Иоанна, преимущественно пришлые, стали в гор. Кронштадте снимать целые дома, особенно вблизи Андреевского собора, Режим в этих домах был почти монастырский: женщины жили отдельно от мужчин, и пища предлагалась постная». Одной из главных «иоанниток» была некая
Порфирия Ивановна Киселева, которую сектанты именовали «богородицей». Русские газеты дают следующие интересные сведения о личности Порфирии Киселевой….«Богородица», говорит «Русь», завела целую систему воздействия на своих последователей. Она принимала посетителей поодиночке в совершенно темной комнате, сидя в углу под иконами на троне, в хитоне и тунике (каковою изображается Богородица на иконах); в углу, за троном, устраивались электрические лампочки, которые, окружая «богородицу» разноцветным сиянием, давали поразительный эффект».
«К концу 90-х годов пропаганде иоаннитского характера в Кронштадте приняла настолько широкие размеры, что сам о. Иоанн придал этому движению серьезное значение и, по сношению с властью, желая парализовать пропаганду на месте, настоял на высылке из города некоторых своих «почитателей» и «почитательниц». … В отчете обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева за 1901 год читаем уже, что иоаннитство есть секта.
Вероучение и культ иоаннитов. «Еретические воззрения на личность о. Иоанна, по которым будто бы он есть сам Господь Иисус Христос, Судия мира. Неправославно иоанниты мыслят и о времени второго пришествия Христова,…есть мысли, что известная Порфирия Киселева – не простая женщина, а Богородица, и что пророки Илия и Енох, св. ап. Иоанн Богослов, Не скрывают они гнушения браком, мясною пищею и напитками….а) В кантатах, посвященных о Иоанну, приписываются ему божеские свойства: всеведение, безгрешность и т. д. б) Употребление акафиста в честь о. Иоанна, составленного известным Пономаревым. в) Портреты о. Иоанна, помещенные рядом с иконами, а часто и в переднем углу вместо иконы Спасителя, с возженными пред портретами лампадками и свечами. Иногда рядом ставится и портрет Порфирии Киселевой (прим. - т.е. при жизни св. прав. Иоанна Кронштадтского, до его официальной канонизаци). г) Пропагандист иоаннитства А. Чернов предлагал в собраниях из чашки с портретом о. Иоанна запричаститься, убеждая при этом, что это причастие будет служить в день всеобщего суда печатью, по которой о. Иоанн (Бог) узнает своих последователей и спасет….На обязанности иоаннитских книгонош (прим. – распространителей литературы), кадры которых многочисленны (мужчины, женщины, парни и девицы), – не только вести пропаганду, но и вербовать поклонников в Кронштадт, где в «странноприимных квартирах» для многих заканчивается начавшийся процесс отпадения от Православия. …..
Прежде всего, иоаннитство, как еретическое учение, осуждено Святейшим Синодом. В определение Синода читаем по этому вопросу следующее: «По обсуждении постановлений Киевского миссионерского Съезда относительно так называемых иоаннитов. Святейший Синод 4–11 декабря 1908 г. постановил: 1) учение так называемых «иоаннитов», признающих о. Иоанна Сергиева – Богом, считать учением еретическим, кощунственным и богохульным, сродным с хлыстовством; 2) в виду неоднократного осуждения самим о. Иоанном учения иоаннитов, предложенное Киевским миссионерским Съездом предложение о. Иоанну произнести слово обличения «иоаннитов» – признать излишним: 3) поручить С.-Петербургскому духовному цензурному комитету следить за изданиями «Кронштадтского Маяка»: 4) поручить духовенству с особенною осторожностью относиться к лицам, подозреваемым в принадлежности к «иоаннитам», при совершении над ними таинств, требуя от них отречения от главных заблуждений «иоаннитов»: 5) поручить духовенству предостеречь лиц, отправляющихся в Кронштадт к о. Иоанну за благословением и религиозным утешением, от возможности различных злоупотреблений со стороны вожаков «иоаннитов»; 6) лиц, упорных в «иоаннитстве», после увещаний, подвергать отлучению от православной Церкви» (см. «Церков. Ведом.» 1908 г., № 51, стр. 1479).
Современный автор Надежда Киценко в своей книге, «Святой нашего времени: отец Иоанн. Кронштадтский и русский народ». М, 2006 г., в главе «Иоанниты» пишет следующее: «Порфирия Ивановна Киселева, «Бессмертная Богородица», была самой печально известной иоанниткой. Она создала одну из крупнейших иоаннитских общин, сначала в Ораниенбауме, а затем в Кронштадте, и являлась центральной фигурой в молитвенных встречах иоаннитов. .. Александр Серебров, побывавший в квартире Порфирии, описывает ее так: «Дебелая женщина с брезгливо отвисшей нижней губой, — в молодости Порфирия себя продавала»….
Изначально это были малообразованные миряне, привлеченные страстной верой о. Иоанна и его призывами к России излечиться духовно, возродить истинное православие и, пока не поздно, встать на спасительный путь. Мировоззрение иоаннитов затрагивало и политику: они поддерживали самодержавие и нападали на выразителей современных веяний в среде церковных иерархов, светских властей …
Не менее решающим был здесь и недвусмысленный ответ самого о. Иоанна. Никакого повода я не подал Кабановой, как и кому-либо другому, считать меня за Христа, меня, человека грешного, немощного. .. Особенно выразительны комментарии батюшки по поводу акафиста, сочиненного в его честь крестьянином Иваном Артамоновым Пономаревым. он называет о. Иоанна «великим и святым», а также «Богом во плоти», «Судией всему миру» и «Триединым Господом». «Кто тебе, невежде, внушил этот акафист? …Как ты, глупейший, осмелился во зло употреблять мое имя, и мне, грешному человеку, хотя и священнику, составить акафист, подобающий только святым? Чего, чего ты не нагромоздил, каких неподражаемых богохульств…. Проклинаю я твой акафист.».. В апреле 1905 г. МВД приходит к выводу о наличии отлично организованной группы вымогателей денег. Возглавляли группу Порфирия Ивановна Киселева («Богородица»), Михаил Петров («Архангел Михаил»), Елизавета Корчачева («Соломония-мироносица») и Назарий Дмитриев («Иоанн Богослов»). …
Для прессы наступило настоящее раздолье. Статьи приобретали все более сенсационный характер: в них описывалось, как детей похищали члены религиозной секты, как жестоко с ними обращались, избивали их, плохо кормили, одевали в лохмотья, заставляли спать на полу, непосильно работать и участвовать в сомнительных ритуалах… Однако больше всего начальника полиции обеспокоила статья, напрямую бросавшая вызов его ведомству. Она появилась в «Санкт-Петербургских ведомостях» 29 сентября 1907 года. Заголовок, набранный прописными буквами и жирным шрифтом, гласил: «Приюты-Беспризорники. – Освященные венки. – Поездка «На поклон». – Пропажа двух евреек». Статья начиналась сообщением о том, что похищение двух еврейских девочек, которое взбудоражило весь Ораниенбаум, имеет отношение к приютам иоаннитов. …Знак равенства между «иоаннитами» и «почитателями отца Иоанна» был поставлен столь молниеносно, что это прошло почти незамеченным. Пропасть между поклонением о. Иоанну и «иоаннитством» практически исчезла. …Для радикально настроенной прессы иоанниты являлись удобным плацдармом для нападок как на о. Иоанна и массы его поклонников, так и на его политические взгляды».
О судебном процессе будут следующие материалы…