Найти в Дзене

Учителя не защищены законом: детский омбудсмен призывает решать конфликты с учениками без применения силы, даже в сложных ситуациях

Уполномоченная по правам ребенка в Свердловской области Татьяна Титова, вступившая в должность 28 октября, сразу высказалась в защиту прав школьников. Она подчеркнула, что физическое насилие недопустимо ни в каком возрасте. Даже если ребенок ведет себя вызывающе, это не повод применять силу. Реакция детей на прикосновения может сильно различаться: один воспримет это нормально, а другой сочтет нарушением личного пространства. Новый детский омбудсмен утверждает, что в сложных ситуациях учителям следует решать конфликты мирным путем. Если ребенок провоцирует на уроке, нужно постараться уладить ситуацию. Если это не удается, и ребенок продолжает мешать, учитель должен показать, что не будет применять никаких мер. Это проявление достоинства взрослого человека, а не признак беспомощности. Титова окончила институт прокуратуры УрГЮУ им. Яковлева (бывшую УрГЮА) и работала там старшим преподавателем. Однако работа в вузе и школе сильно отличается. Много лет назад в одном федеральном издании вышл

Уполномоченная по правам ребенка в Свердловской области Татьяна Титова, вступившая в должность 28 октября, сразу высказалась в защиту прав школьников. Она подчеркнула, что физическое насилие недопустимо ни в каком возрасте. Даже если ребенок ведет себя вызывающе, это не повод применять силу. Реакция детей на прикосновения может сильно различаться: один воспримет это нормально, а другой сочтет нарушением личного пространства.

Фото: https://static.mk.ru
Фото: https://static.mk.ru

Новый детский омбудсмен утверждает, что в сложных ситуациях учителям следует решать конфликты мирным путем. Если ребенок провоцирует на уроке, нужно постараться уладить ситуацию. Если это не удается, и ребенок продолжает мешать, учитель должен показать, что не будет применять никаких мер. Это проявление достоинства взрослого человека, а не признак беспомощности.

Титова окончила институт прокуратуры УрГЮУ им. Яковлева (бывшую УрГЮА) и работала там старшим преподавателем. Однако работа в вузе и школе сильно отличается.

Много лет назад в одном федеральном издании вышла статья под названием «Пора пороть». В ней обсуждали проблему безнаказанности школьников, причём не только в России. Интересно, что в большинстве штатов США физические наказания в школах запрещены, но на юге таких ограничений нет. Даже в Англии с её классической системой образования опрос показал, что 49% взрослых не против телесных наказаний в школах. Каждый пятый из 530 опрошенных детей тоже поддержал эту идею.

Подростковая агрессия — явление не только российское. Выстрел из стартового пистолета за замечание на уроке, серная кислота в лицо учителю после «двойки», брошенный в затылок камень, попытка нанести удар холодным оружием учителю — вот лишь неполный список «подвигов» современных школьников.

В 2025 году представители Русской православной церкви начали выступать в поддержку физических наказаний детей. Протоиерей Сергий Баринов, например, утверждает, что современные психологи «заражают» родителей странными идеями о любви. Они считают, что ребенку можно всё: пусть капризничает, балуется — вырастет, извините, «идиотом». Пусть кричит в «Детском мире», лежит на полу, дрыгает ножками, визжит. А мама не знает, как его успокоить. Баринов ссылается на опыт прошлых поколений, когда наши бабушки умели находить подход к детям.

Показательный случай произошел в марте этого года в Екатеринбурге еще при прежнем уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области Игоре Морокове. Молодой учитель физики не выдержал хамского поведения ученика, который не реагировал на замечания. Учитель запустил в школьника шариковую ручку, заломил ему руку и силой отвел к директору.

Учителя признали виновным по статье 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это связано с жестоким обращением). Ему назначили наказание в виде года и шести месяцев исправительных работ, а также лишили права заниматься педагогической деятельностью на два года. Кроме того, учитель должен выплатить семье школьника 120 тысяч рублей.

Есть и другой пример. Директор московской школы рассказал, что однажды на уроке литературы один из учеников сильно ударил учителя. В ответ директор отвел хулигана к себе в кабинет и без свидетелей ударил его. Это сработало. Позже директор стал брать подростка в школьные походы, где тот проявил себя с лучшей стороны. Так директор нашел способ направить энергию юноши в нужное русло.

В школе происходят разные ситуации, и дети тоже бывают разными. Универсальной формулы, гласящей «нельзя применять физическое насилие к ребенку ни при каких обстоятельствах», явно недостаточно.

В материале использована статья из «Свободной прессы»