В преддверии наступающей зимы и вашего интереса к письмам Д. И. Фонвизина предлагаю поговорить об экономии и отоплении в Европе.
Согласитесь, сидя в своих теплых квартирах, мы воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся и редко задумываемся о том, что где-то тепло может считаться роскошью. И не просто где-то, а в самой Европе, и чем Западнее Европа, тем выше счета за газ, воду, электричество, а значит, и за само отопление.
В статье про французскую сервировку стола, увиденную глазами Д.И.Фонвизина, мы уже читали про экономию по-европейски. Предлагаю продолжить увлекательное чтение и ознакомиться с бытом Франции 1777 года.
Перед вами небольшой отрывок из письма, которое известный русский поэт, писатель и драматург писал своей сестре Феодосии Ивановне Аргамаковой-Фонвизиной. Оно датировано 31 декабря 1777 года (11 января 1778). Перевод французских фраз, для вашего удобства, поставила в скобках.
«Клянусь тебе, по чести моей, что как ты живешь своим домиком, то есть как ты пьешь и ешь, так здесь живут первые люди; а твоего достатка люди рады б к тебе в слуги пойти. Отчего же это происходит? Не понимаю. У нас все дороже; лучшее имеем отсюда втридорога, а живем в тысячу раз лучше. Если б ты здесь жила так, как в Москве живешь, то б тебя почли презнатною и пребогатою особою. Скажу тебе один trait (случай), которому я сам был свидетель.
Маркиза Fraigeville очень нас полюбила — дама предобрая и богатая, а будет еще богатее, потому что наследница после своих дядьев, первых богачей в Монпелье. Я на сих днях, шатаясь пешком по городу и не взглянув на часы, зашел к сей госпоже, не думая, чтоб так поздно было. Идучи на лестницу в парадные покои, услышал я внизу ее голос. Я воротился с лестницы и пошел туда, откуда слышен был ее голос, отворил двери и нашел свою маркизу на поварне, сидит за столиком с сыном и с своею fille de chambre (горничной) и изволит обедать на поварне против очага.
Я извинился своими часами и, откланиваясь, спрашивал ее, что за каприз к ней пришел обедать на поварне? Она без всякого стыда отвечала мне, что как нет у нее за столом людей посторонних, то для экономии, чтоб не разводить огня в камине столовой комнаты, обедает она на поварне, где на очаге огонь уже разведен. Жаловалась мне, что дрова очень дороги и что она одною поварнею чувствительный убыток терпит.
Правда, что дрова здесь в сравнении нашего очень дороги: я за два камина плачу двадцать рублей в месяц; но со всем тем в Петербурге, гораздо больше печей имея, больше еще на дрова тратил и не разорялся. Смешно вздумать, каких здесь обо мне мыслей и по тому одному, что у меня в камине огонь не переводится. Il a une fortune immense! C'est un sénateur de Russie! Quel grand seigneur! (У неro громадное состояние! Это русский сенатор! Большой вельможа!)».
В другом своем письме Д. И. Фонвизин отмечал следующее: «Коли что здесь прекрасно, то разве климат; но сию справедливость надобно отдать одному Лангедоку. В рассуждении климата здесь действительно рай; а во Franche-Comté, в Bresse, в Dauphiné мы зубов не согревали. Печей нет; один камин, и тот дымен. Дров нет, и топят хворостом. Здесь также дров нет, да мало в них и нужды.»
Уже тогда, в XVIII веке, Фонвизин удивлялся, как можно жить без печей, без тепла, в холодных домах. Сегодня, спустя более двух столетий, картина почти не изменилась: европейцы по-прежнему экономят на отоплении, мирясь с холодом, который русскому человеку кажется немыслимым.
Ирония в том, что и тогда, и сейчас это воспринимается самими европейцами как норма и часть культуры экономии, «разумного потребления» ( сейчас и как борьба за экологию). А Фонвизин смотрел на это как на курьез, достойный удивления.
И в наши дни отопить дом для рядового европейца — удовольствие не из дешевых. Поэтому многие по-прежнему предпочитают… не топить.
В Великобритании это даже не пытаются скрывать и только в конце каждого отопительного сезона незаметно публикуют статистику о количестве британцев, умерших в своих домах от холода.
Зато, какой рынок пижам, матрасов с подогревом, грелок, дутых жилетов (в них ходят дома), ночных колпаков!
Bы думали, что nightcap (ночной колпак) пережиток прошлого? Как бы не так, в Великобритании они все еще пользуются спросом.
А засыпая в холодной кровати английского дома, не стоит забывать про традиционный «nightcap».
Nightcap — это напиток для согрева перед сном. До активной безалкогольной кампании был только алкогольный.
Традиционный nightcap - это бренди, виски, крепленое вино и кремообразные ликеры, прежде всего Irish cream. Понятное дело, пили это перед сном, лежа в отсырело-холодной кровати, разогретой кое-как всевозможными грелками. Поскольку nightcap должен был согревать и вызывать ощущение тепла, его, естественно, подавали комнатной температуры или подогретым, и, конечно же, без льда.
Тссс 🤫 многие до сих пор nightcap предпочитаю с градусом.
Когда мне говорят: «Мы — современные, мы — другие», я всегда отвечаю, что вокруг человека меняется все: одежда, предметы быта, технологии, архитектура…, но сам человек остается прежним. Его мышление, привычки, стереотипы, модели поведения — удивительно стабильны.
Мы думаем, что живем в XXI веке, окружены современными удобствами, умными гаджетами, у нас даже новые ценности. А по сути своей мы — те же люди, жившие когда-то тогда. И тогда, и сегодня мы переживаем одни и те же тревоги, радости и страхи, живем в мире стереотипов и наступаем на одни и те же исторические грабли.
И они, жившие когда-то давно, считали себя современными, с новыми техническими достижениями, с новыми знаниями, и верили, что именно они умнее прошлых поколений. И всегда, в определенный исторический момент, то, что казалось каким-то древним, историческим или почти анекдотическим, будет снова и снова повторяется вокруг человека — только в новых декорациях.
Хотелось бы закончить статью словами Дениса Ивановича Фонвизина: «Словом сказать, господа вояжеры лгут бессовестно, описывая Францию земным раем.»
P. S.
Трагическая история Мисс Болтон
Раз я упомянула Мисс Болтон, то решила опубликовать небольшой отрывок из статьи «Почему 9 000 случаев смертей в холодных домах ежегодно встречаются с таким равнодушием?», опубликованной 6 марта 2023 года.
«На этой неделе мы узнали новые подробности о трагических последних неделях жизни Барбары Болтон — 87-летней прабабушки из города Бери, которая умерла от переохлаждения после того, как сообщила своему врачу, что не может позволить себе отапливать дом.
Госпожа Болтон, ушедшая на пенсию всего пять лет назад после работы помощником фармацевта, была, по сообщениям, одержима страхом включить отопление из-за опасений получить слишком большие счета за энергию.
Когда врачи осмотрели женщину, ее температура тела составляла всего 28 °C при норме 37 °C.».
Про нее тогда писали многие британские СМИ.
Всех благодарю за подписку и рекомендации моего канала, лайки и интересные комментарии❤️