Нажми, чтобы попасть в третью часть.
- Барышня, вас тут какая-то госпожа спрашивает, - говорит курьер чиновнице.
Она выходит в коридор и натыкается на мать спасенной девочки. Дама тут же подбегает к ней:
- Ох, дорогая, куда же вы пропали? Что же не пришли к нам в гости? Я вас недавно пыталась найти у дома, но не нашла, решила вот в канцелярии поспрашивать. Вы дочку нашу спасли, как же мы вас забудем. Пришла, чтобы пригласить вас ко мне на чай, сегодня после обеда. Вы доставите нам огромное удовольствие. Я и мужу рассказала про вас, он очень хотел вас отблагодарить.
Дама была такой милой, так искренне приглашала девушку, что та пообещала заглянуть к ним после обеда, когда освободится из канцелярии.
Встретили ее необычайно приветливо. Это был богатый дом, обставленный со вкусом, хозяин – высокопоставленный чиновник. Прибежала и малышка, чтобы поцеловать свою спасительницу. Разговаривали по-дружески, расспрашивали, как она живет, нравится ли работа в канцелярии… Она рассказывала о своей жизни, доме, одиночестве, канцелярии и вдруг замолчала. Страдание, непрестанно мучающее ее, отразилось на лице, затуманило глаза…
- Почему вы загрустили, моя дорогая? – участливо спросила дама.
- Мне грустно, потому что нелегка жизнь чиновницы… Сама работа не сложная, ко всему привыкаешь, но вот увольнение, которое нам всем грозит…
- Разве вас могут уволить?
- Как говорят, меня скоро уволят…
Чиновница смотрит прямо перед собой, по щеке скользит слезинка. Она овладевает собой, подавляет душевную боль, она хочет казаться сильной и потому смеется.
- Да и ладно, пусть увольняют.
- Может вам кто-то помочь? – сочувственно спрашивает дама.
- Нет, никого нет…
Дама ее жалеет, обнимает, утешает.
- Вас не уволят. У моего мужа есть связи, он за вас заступится. Думаю, что вы усердно работаете и не заслуживаете, чтобы вас увольняли. И потом, у вас нет никого, некому вас защитить.
- Некому, - шепчет девушка.
Нежный тон повергает девушку в печаль, долго сдерживаемое страдание прорывается, она рыдает на плече у дамы, которая утешает ее и гладит по волосам, как сестру.
Расстались они душевно, молодая чиновница ушла необычайно счастливая: конец одиночеству, чудилось ей, она обрела защиту этих благородных людей с отзывчивым сердцем.
*****
При появлении зловещего начальника все ждали, что вот сейчас прозвучит страшное слово: увольнение…
Начальник прошел в отдел молодых чиновниц и весело им сказал:
- Вы все очень хорошо работаете, и все вчетвером остаетесь.
Ах, как же заиграли клавиши на машинках после этих слов, как засияли очи, какая же милая у них канцелярия, и стол, и все начальники… Юность воспряла из мертвого царства, сбросила тяжкую агонию… Пудра, губная помада, румяна опять засверкали на щеках, радостно выпорхнула она из канцелярии, а зарплата, ее маленькая канцелярская зарплата, с которой она едва сводила концы с концами, показалась настоящим состоянием… Юная чиновница смотрела на всех влюбленными глазами, слышала комплименты, замечала нежные взгляды молодого человека в ресторане и мечтала об опере и своих любимых певцах.
Она бросилась благодарить свою благодетельницу. Горячо обняла ее и поцеловала.
- Вы спасли меня.
- Нет, моя милая, должна вам признаться, вам помог не мой муж, а ваш труд и прилежание. Это правда, мой муж беседовал с вашим начальником, и тот ему признался, что было распоряжение о вашем увольнении, но он не дал вас уволить, потому что вы очень старательная.
- Тогда я вдвойне счастлива, что меня спасло мое усердие.
- Ах, моя дорогая, позвольте все же сделать вам небольшой подарок.
- Ох, нет, нет. Мне не нужно ничего, я счастлива уже от того, что не уволена.
- Вы не сможете мне отказать, если я пошлю вам кое-что.
И действительно, вскоре служанка принесла ей сверток. Девушка его разворачивает.
Внутри находит сукно на костюм со всей фурнитурой и отрез шелка на платье…
Она не верила своим глазам. Как может быть столько счастья после такого огромного испытания…
«Но что же подумают мои сослуживицы? Откуда у меня такое дорогое сукно? Ох, знаю, скажу, что выиграла в лотерею и приоделась».
На следующее утро, как обычно без десяти шесть, просыпается юная чиновница. Ах, спустя долгое время наконец-то не чувствует она стеснения в груди, которое давило ее каждое утро как вампир…
Выскакивает из кровати, кружится по дому, печка разгорается, глаза смеются. Там, на стуле, она разложила шелк и сукно, она на них не может налюбоваться. Споро мелет кофе в мельнице и напевает любимую печальную арию из оперы, но глаза ее светятся от счастья: «Бедное сердце разбито».
Спустя столько мучительных часов вновь ощутила она красоту своего дома, к ней вернулась радость жизни и пришло к ней такое умозаключение:
«При первом удобном случае выйду замуж, не хочу дожидаться следующего увольнения будучи незамужней…»
И под ритм чарльстона летала она по дому, лучась радостью, которой могли бы позавидовать дамы сверху, которые жили в изобилии и не знали того огромного счастья в жизни чиновницы, которую миновала угроза увольнения.
#Сербская_литература #Милица_Мир-Ям #Первый_снег
Дорогой читатель, если вам понравились рассказы, ставьте лайки. Возможно, это поможет другим читателем их заметить и прочитать.