Раздел 2. Использование программных систем и сервисов.
Тема 21: Практическое занятие №8: «Автоматизация работы (оглавление, сноски, колонтитулы)».
Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика).
Цель занятия: Сформировать умения автоматизации оформления документов с помощью инструментов MS Word (колонтитулы, сноски, оглавление).
Задачи:
- Образовательные: Изучить назначение и возможности инструментов автоматизации оформления документа. Закрепить практические навыки создания и настройки колонтитулов, сносок и автоматического оглавления.
- Развивающие: Развивать логическое мышление, внимательность, умение применять теоретические знания на практике.
- Воспитательные: Воспитывать аккуратность, профессиональный подход к оформлению документации.
Оборудование и ПО:
- Персональные компьютеры для каждого студента.
- Установленный пакет MS Office (Word 2016/2019/365).
- Проектор или интерактивная доска для демонстрации преподавателя.
- Файл-заготовка для практической работы (текст реферата без оформления).
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практическая работа.
Ход занятия
I. Организационный момент (5 мин)
- Приветствие.
- Проверка присутствующих.
- Сообщение темы, цели и плана занятия.
II. Актуализация знаний (5 мин)
Фронтальный опрос:
- С какими видами документов вы сталкивались? (рефераты, курсовые, доклады, официальные письма)
- Какие требования предъявляются к оформлению таких документов? (единый стиль, наличие страниц, заголовков, списка литературы, сносок)
- Вручную проставлять номера страниц или оформлять содержание долго и неудобно. Как вы думаете, какие инструменты Word могут нам помочь?
III. Изложение нового материала (20 мин)
Теоретические сведения
1. Колонтитулы
- Что это? Область в верхнем и нижнем поле страницы, где размещается информация, повторяющаяся на нескольких или всех страницах документа (номер страницы, название документа, логотип, ФИО автора, дата).
- Зачем? Для придания документу профессионального вида и удобства навигации.
- Важные понятия:
- Особый колонтитул для первой страницы: Часто на титульном листе номер страницы и другая информация не ставятся.
- Разные колонтитулы для четных и нечетных страниц: Используется в книгах, брошюрах.
2. Сноски
- Что это? Примечание к тексту, которое размещается внизу страницы (обычная сноска) или в конце документа (концевая сноска).
- Зачем? Для пояснения термина, указания источника цитаты, размещения дополнительной информации без перегруза основного текста.
- Важные понятия:
- Знак сноски: Цифра или символ, связывающий текст со сноской.
- Автоматическая нумерация: Word автоматически нумерует сноски и обновляет их порядок при добавлении новых.
3. Оглавление (Автоматическое)
- Что это? Список заголовков документа с указанием страниц, на которых они расположены. Создается автоматически на основе стилей заголовков.
- Зачем? Для быстрой навигации по документу и профессионального оформления. При изменении текста или страниц оглавление можно обновить одним кликом.
- Важные понятия:
- Стили: Форматирование (Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3) – основа для построения оглавления. Заголовок 1 – глава, Заголовок 2 – параграф и т.д.
- Обновление оглавления: Обновить только номера страниц или целиком.
(Объяснение сопровождается демонстрацией на экране преподавателя)
IV. Практическая работа (50 мин)
Тема: Оформление учебного реферата по заданному образцу.
Цель: Применить на практике изученные инструменты автоматизации.
Исходные данные: Файл Реферат_заготовка.docx с текстом, но без оформления (есть заголовки, простой текст, цитата).
Задание 1: Работа со сносками
Цель: Добавить поясняющую сноску и сноску на источник цитаты.
Алгоритм выполнения:
- Откройте файл Реферат_заготовка.docx.
- Найдите в тексте термин, требующий пояснения (например, «искусственный интеллект»).
- Установите курсор после этого слова.
- Перейдите на вкладку «Ссылки» -> нажмите «Вставить сноску».
- В появившейся области внизу страницы введите текст пояснения.
- Найдите в тексте цитату. Установите курсор после кавычек.
- Снова нажмите «Вставить сноску».
- Введите источник цитаты (например: Иванов И.И. Теория информации. 2020. С. 45.).
Задание 2: Работа с колонтитулами и номерами страниц
Цель: Добавить в верхний колонтитул название работы, а в нижний – нумерацию страниц. Сделать первую страницу (титульную) без колонтитулов.
Алгоритм выполнения:
- Перейдите на вкладку «Вставка» -> нажмите «Верхний колонтитул» -> выберите вариант «Пустой».
- В появившейся области введите краткое название вашего реферата.
- На вкладке «Конструктор колонтитулов» (появляется автоматически) установите галочку «Особый колонтитул для первой страницы».
- Теперь перейдите в «Нижний колонтитул» -> выберите «Пустой».
- На вкладке «Конструктор колонтитулов» выберите «Номер страницы» -> «Внизу страницы» -> выберите простой вариант (например, «Простой число 2»).
- Убедитесь, что на первой странице номер и верхний колонтитул не отображаются. Если они есть, проверьте, активна ли галочка «Особый колонтитул...».
- Дважды кликните по основному тексту или нажмите кнопку «Закрыть окно колонтитулов».
Задание 3: Подготовка к оглавлению и его создание
Цель: Применить стили к заголовкам и вставить автоматическое оглавление.
Алгоритм выполнения:
- Найдите в тексте основной заголовок (название реферата). Выделите его.
- На вкладке «Главная» в группе «Стили» выберите «Заголовок 1».
- Выделите все заголовки глав (например, «Введение», «Основная часть», «Заключение») и примените к ним стиль «Заголовок 1».
- Выделите заголовки внутри глав (если есть) и примените к ним стиль «Заголовок 2».
- Установите курсор на чистой странице после титульного листа (вставьте разрыв страницы, если нужно: «Вставка» -> «Разрыв страницы»).
- Напишите вверху страницы: «Оглавление», отформатируйте как обычный заголовок.
- Перейдите на вкладку «Ссылки» -> нажмите «Оглавление» -> выберите из коллекции «Автособираемое оглавление 1».
- Убедитесь, что оглавление создалось с правильными названиями и номерами страниц.
Задание 4: Имитация правки и обновление оглавления
Цель: Понять принцип автоматического обновления.
Алгоритм выполнения:
- Перейдите в конец документа и добавьте новый раздел с любым заголовком. Примените к нему стиль «Заголовок 1».
- Вернитесь к странице с оглавлением.
- Щелкните по оглавлению левой кнопкой мыши. Вверху появится рамка.
- Нажмите кнопку «Обновить таблицу» (или кликните правой кнопкой мыши по оглавлению и выберите «Обновить поле»).
- В диалоговом окне выберите «Обновить целиком» и нажмите «ОК».
- Убедитесь, что новый раздел и изменившиеся номера страниц появились в оглавлении.
V. Подведение итогов. Рефлексия. (10 мин)
- Проверка выполненных работ (выборочно, по 1-2 примера на проекторе).
- Обсуждение типичных ошибок и вопросов.
- Фронтальный опрос:
- В чем главное преимущество автоматического оглавления перед ручным?
- Как сделать, чтобы на титульном листе не было номера страницы?
- Для чего нужны стили при создании оглавления?
- Выставление оценок за практическую работу (активность, правильность выполнения).
- Сообщение домашнего задания.
VII. Домашнее задание:
Оформить в виде электронного документа конспект по своей профильной дисциплине (объемом не менее 3 страниц), используя все изученные на занятии инструменты:
- Не менее 2-х сносок.
- Колонтитулы с названием работы и нумерацией страниц.
- Автоматическое оглавление на основе стилей «Заголовок 1» и «Заголовок 2».
Файл прислать преподавателю.
Вопросы к защите практических заданий
Блок 1: Колонтитулы и номера страниц
Простые (на знание инструментов и основных действий):
- Какую вкладку нужно использовать для вставки верхнего колонтитула?
- Покажите, как добавить в документ нумерацию страниц в нижнем правом углу.
- Что такое колонтитул? Какую информацию в него обычно помещают?
- Как перейти в режим редактирования колонтитулов, если они уже созданы?
Средние (на понимание принципов):
- Как сделать, чтобы на титульном листе (первой странице) не отображался номер страницы и колонтитул?
- Зачем нужна опция «Особый колонтитул для первой страницы»? Где она находится?
- В чем разница между простой нумерацией страниц и вставкой номера страницы через колонтитул?
- Вы начали нумеровать страницы с цифры «3». Как это сделать? (Настройка формата номеров страниц — "начать с...")
Сложные (на применение в нестандартной ситуации):
9. Как создать разные колонтитулы для четных и нечетных страниц? Для чего это используется?
10. Документ состоит из трех глав, и в каждой главе нужно свое название в колонтитуле. Как этого добиться? (Использование "Разрывов разделов" и отключение опции "Как в предыдущем разделе")
Блок 2: Сноски
Простые:
- Для чего используются сноски в документе?
- Покажите, как добавить обычную сноску в конце страницы.
- Чем обычная сноска отличается от концевой?
Средние:
- Что произойдет со сносками, если вы добавите новую сноску в середине текста? Изменится ли их нумерация?
- Как изменить формат нумерации сносок (например, использовать символы вместо цифр)?
Сложные:
- Можно ли преобразовать все концевые сноски в обычные (в конце страницы) и наоборот? Если да, то как?
Блок 3: Автоматическое оглавление
Простые:
- На какой вкладке находится инструмент для вставки оглавления?
- Что такое стили абзаца? Где они расположены?
- Покажите, как применить стиль «Заголовок 1» к выделенному тексту.
Средние:
- Почему для создания автоматического оглавления необходимо использовать стили («Заголовок 1», «Заголовок 2»), а не просто увеличить шрифт и сделать его жирным?
- Вы изменили текст одного из заголовков в документе. Как правильно внести это изменение в уже существующее оглавление?
- Вы добавили в документ новую главу, и нумерация страниц сместилась. Ваши действия по обновлению оглавления?
Сложные:
- Какие есть два варианта обновления оглавления (в диалоговом окне)? В чем разница между «обновить только номера страниц» и «обновить целиком»? Когда нужно использовать каждый из них?
- Можно ли включить в оглавление абзац, к которому не применен стиль Заголовка? Если да, то как? (Использование инструмента "Добавить текст" в меню "Оглавление")
- Как изменить внешний вид автоматического оглавления (шрифт, отступы)? Нужно ли править его вручную? (Объяснение принципа: изменение стилей "Оглавление 1", "Оглавление 2" и т.д.)
Блок 4: Общие и интеграционные вопросы (на понимание связи инструментов)
- Как все три изученных инструмента (колонтитулы, сноски, оглавление) вместе помогают автоматизировать работу и обеспечить профессиональный вид документу?
- Опишите правильную последовательность действий при оформлении большого документа (реферата, отчета). Что нужно делать вначале, а что в конце? Почему такая последовательность важна?
- *(Правильный порядок: 1. Работа со стилями заголовков -> 2. Расстановка сносок -> 3. Настройка колонтитулов и номеров страниц -> 4. Вставка и обновление оглавления в конце).*
3. При печати документа вы увидели, что в оглавлении не совпадают номера страниц. Назовите основные причины этой проблемы и способы ее решения.
- (Возможные причины: не обновили оглавление после внесения изменений; использовали ручной ввод вместо стилей; в документе есть принудительные разрывы страниц, смещающие логику нумерации).
Критерии оценки ответа:
- «Отлично»: Студент уверенно отвечает на вопросы среднего и сложного уровня, может объяснить принципы работы инструментов и их взаимосвязь.
- «Хорошо»: Студент точно отвечает на простые и средние вопросы, знает последовательность действий, но может затрудняться с объяснением глубоких причин.
- «Удовлетворительно»: Студент отвечает на простые вопросы, помнит основные этапы практической работы, но путается в терминах и не может решить нестандартную задачу.
- «Неудовлетворительно»: Студент не может ответить на большинство простых вопросов и не помнит последовательность действий, изученных на занятии.