Найти в Дзене
Автовод со стажем

Сколько стоил бензин на советских АЗС, и когда содержание авто обходилось дешевле: тогда или сейчас

Для большинства владельцев машин цена на бензин кажется «слегка завышенной». Многие считают, что если в стране добывают огромное количество нефти, то бензин должен продаваться по цене питьевой бутилированной воды. Ну как в Эмиратах. Но там ситуация другая: у них питьевая вода стоит очень недёшево, тогда как у нас всё наоборот. Хотя когда-то, во времена СССР, было время, когда литр товарного бензина на заправке стоил как поллитровая бутылка «Буратино». И было это не так давно - в 60-е годы, в те времена улицы Москвы ранним утром были практически пустыми. Машин было очень мало, в основном у заслуженных деятелей, руководителей или особо удачливых товарищей. Причём настолько мало, что постовые милиционеры-регулировщики, сидящие в будках на перекрёстках, знали «в лицо» машины всех особо важных людей в городе. Заправок было мало, но очередей на них не было. В то время большинство транспорта ездило на бензине А-66. И лишь самые дорогие и современные авто заправлялись А-72. Цена на литр 66-го
Оглавление

Для большинства владельцев машин цена на бензин кажется «слегка завышенной». Многие считают, что если в стране добывают огромное количество нефти, то бензин должен продаваться по цене питьевой бутилированной воды. Ну как в Эмиратах.

Но там ситуация другая: у них питьевая вода стоит очень недёшево, тогда как у нас всё наоборот. Хотя когда-то, во времена СССР, было время, когда литр товарного бензина на заправке стоил как поллитровая бутылка «Буратино».

И было это не так давно - в 60-е годы, в те времена улицы Москвы ранним утром были практически пустыми. Машин было очень мало, в основном у заслуженных деятелей, руководителей или особо удачливых товарищей. Причём настолько мало, что постовые милиционеры-регулировщики, сидящие в будках на перекрёстках, знали «в лицо» машины всех особо важных людей в городе.

Более поздние времена
Более поздние времена

Заправок было мало, но очередей на них не было. В то время большинство транспорта ездило на бензине А-66. И лишь самые дорогие и современные авто заправлялись А-72. Цена на литр 66-го была в пределах 6 копеек.

А стакан газировки в автомате стоил 1 копейку, с малиновым сиропом - 3 копейки. Средняя зарплата обычного рабочего или инженера - 80-120 рублей.

Как выглядели заправки

Интересно, что советские заправки только в Москве и крупных областных центрах были более-менее похожи на современные. Были колонки с заправочными пистолетами и был киоск-павильон, где оплачивалось купленное топливо.

В провинции заправок для автомобилей как таковых не было. Точнее, это были заведения, больше похожие на обычные магазины. Обычно это большое одноэтажное здание с широко распахнутыми гаражными воротами, внутри которого был трубопровод с кранами.

-2

Водители брали в кассе мерное ведро, очень специфического вида и размеров, самостоятельно наливали бензин и сами заливали в бак своего авто или мотоцикла. Можно было купить 10 л или 20 л бензина. Расплачивались либо сразу, либо при возврате мерной ёмкости.

Никто не пытался уехать с ведром: судя по отметкам на стенках ёмкости, многим было уже лет по тридцать. Специфика советской заправки 60-х годов в том, что на одной станции продавали всё - бензин А-66, А-72, керосин, солярку, иногда печное топливо, масло на разлив, солидол, нигрол. Всё, что нужно для машины.

Смазку и масло отпускали только в свою ёмкость, обычно в оцинкованное ведро.

На заправке работал кассир и техник, а иногда и просто один работник, совмещавший обе должности. На кассе всегда была очередь. Один кассир за день умудрялся обслужить по 300-400 водителей. Заправка работала до 17 часов, затем всё закрывалось, приезжал бензовоз, выгружал топливо и уезжал.

Кто не успел, тот приезжал на следующий день к 7 часам утра. Интересно, что на заправке был официальный обеденный перерыв: заправщик выгонял всех из помещения, вешал железный замок и отправлялся обедать. И никто не возмущался. В СССР без обеденного перерыва работали только милиция и больница. Всё строго по закону.

Качество топлива

Водители, кто ещё застал те советские заправки и бензин А-66, помнят, что качество топлива было всегда стабильное. Никто даже не думал разбавлять бензин, например, керосином: тот стоил на копейку дешевле, а смысла в этом не было никакого.

-3

Кстати, запах у А-66 был довольно специфический. Это уже позже, в конце 70-х, придумали окрашивать бензин в разные цвета. А в 60-е две марки топлива, А-66 и А-72, можно было отличить по оттенку и по специфическому запаху. Не говоря уже о солярке и керосине.

Дело в том, что А-66 - это прямогонный бензин с большим количеством парафинов и олефинов, никаких добавок не было. Уже в А-72 добавляли стабилизаторы: бензин поставляли в армию, поэтому нужны были присадки, увеличивающие срок хранения.

Интересно, что расход топлива у большинства машин, у тех же «Москвич-403» или «Москвич-407», был на уровне современных автомобилей - примерно 7-8 л на сотню. Мотор на 66-м можно было легко завести даже в самый сильный мороз, причём обычной ручкой-кривым стартером.

Ресурс мотора на 1,5 л, работающего на А-66, достигал 150 тысяч км. Плюс ещё как минимум три капитальных ремонта: итого получалось, что «Москвич-403» мог проехать до 450-500 тысяч км. Масло меняли каждые 2 тысячи км. Стоило оно чуть дороже бензина, можно было менять хоть каждый день.

Фильтры - металлическая сетка-путанка, похожая на современную мочалку, и картонный вкладыш - всё это тоже стоило копейки, а некоторые умельцы даже делали сами. Создаётся такое впечатление, что быть автомобилистом в СССР в 60-е годы было проще, дешевле и приятнее.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!