Шлюпочная ПРАКТИКА после третьего курса. Август 1980г.
После экзаменов за третий курс мы были отправлены в отпуск. А у самого училища отпуска не было! То был живой организм, существовавший круглосуточно и круглогодично. Сразу после нашего убытия начали заселяться абитуриенты. Судя по койкоместам, абитуриентов училище могло принять 2-2,5 тысяч. Т.е. получается конкурс был на 500 мест, с учетом минус 100 блатных выходило 5-8 чел на место. Ну это я вам доложу, что еще отбор велся через сито в РВК, так ну очень даже крутой и даже приличный конкурс.
Из отпуска мы вернулись в конце июля и еще даже поучаствовали в Олимпиаде. Привлекались для «а вдруг чего» в зашторенном автобусе на каком-то футбольном матче. Сидели без оружия, которое на наше отсутствие упаковывалось в ящики и сдавалось на склад под охрану караула. Потом, в начале августа мы были собраны на плацу перед главным корпусом и в ожидании общего построения, сфоткались.
Чуканов, валиев, агапов, егоров, цыванюк, ромашко, вормещер, зайцев, зотов; нижний ряд: денисов, дубков, василега, кралько, морозов, душко, мирошниченко, занегин, михальченко. Здесь нет только Антонова. Фотографировать он не мог, ибо я просил щелкнуть кого-то стороннего.
Третий курс по насыщенности событий был самый яркий, о чём всякий раз подчеркиваю. Две предыдущие практики были интересными, а эта была еще и по-настоящему захватывающая. Мы реально прикоснулись к морю руками. Практика была разбита на 3 части. Дней 10 шлюпочная, дней 5 управление и освоение катера и 1,5 недели на СФ, изучение и вхождение в Север. + дней 6 на разные сборы и передвижения.
Время тянулось и все занимались чем попало в ожидании команды «стройся». Рахматулин, который на фото с книжкой, после выпуска пропал с поля зрения и ни с кем не общался. Говорили, что подался в буддисты. Не знаю. Смотря на эту укладку рюкзака, так кто во что горазд. «Гады» на вешалке? Явно Зотовская укладка. Вспомнилось про разведчиков: «а теперь попрыгали». Наконец нас построили и объявили, что мы выдвигаемся на пирс Нижнего парка Петергофа, где нас ожидают ПОКи (посыльные катера). Мы по Коминтерна (Разводной) дошли до главного дворца Петергофа, а там мимо Самсона, вдоль Морского канала попали на пирс. На лестнице на фото за нашими спинами Большой Дворец. Ну чё там, ну ладно, тень.
К слову сказать, не все помещения и залы Петергофского дворца и не все фонтаны тогда, при нас были еще восстановлены после войны (хотя уже 35 лет как прошло). И я, когда там гулял, был убежден, что разрушили там всё то, сволочи немцы. Однако это не так. Ну да, если бы не война, то и не было бы той разрухи. Но во дворце жили фашисты, в парке установлены были пушки для обстрела Питера и Кронштадта… Поэтому наши били из Кронштадта прямой наводкой. Тут бы выжить, а потом разбираться. Так бы вот и с СВО давно пора. Сегодня (2025) всё уже восстановлено и то достояние народа уже народу не принадлежит. Или принадлежит, но только за деньги и приличные деньги. Я тут хотел заглянуть в особняк Барятинских, что на Чайковского, и сходить на выставку к юбилею Пушкина в Пушкинский художественный. Билеты от 6 тыщ… И это при пенсии в 12. Ну да, пенсионерам скидка, но на сам деле там она смешная. А фотографии послевоенной разрухи Петергофа ужасают.
И мы шагали по тем царским лестницам и аллеям, которые проектировал сам Петр и об этом мы вовсе тогда не задумывались. На пирс Петергофского причала пришли даже провожающие.
Я сфотографировал прощание Агапова с будущей женой. Красивая была пара.
Афиша на фоне МирошниченкА - «на пирсе касс нет». На большой посыльный катер (ПОК) грузимся повзводно. 1й уже там. Мы на баке, 1й на юте.
Прощай любимый город! уходим завтра в море, и ранней порой мелькнёт за кормой знакомый платок голубой.
Поков было 2. Каждый на роту. Хотя 33 рота была о 5 взводах. Впрочем, после разбора парада и дальнего похода на 2 курсе, я уже и не уверен сейчас с кем мы там были. Мы то уж точно были 23-й ротой.
В преддверии приключений пренепременно всё мной фотографировалось.
И вот мы в Кронштадте, на острове Котлин. Опять фото. На причале.
Такое впечатление, что Кронштадт — это один сплошной причал.
Нас разместили в старинных, еще Петром построенных казармах. А может и не им, но давно. Ведь каменные форты Кронштадта строились уже после Петра. При Петре они были деревянные и их, вскоре, смыло.
Мы прошли инструктаж по технике безопасности на водах, потом прошли инструктаж по поведению на шлюпке под вёслами и под парусом… Антошка, впередсмотрящий, читает вслух наставление.
Вспомнилось, как Карп (Карпачёв) рассказывал, как его немцы готовили к погружению с аквалангом в Египте. Мы (я так всегда) – «это вот сюда, это туда …, понял? Действуй. Блин - Не получилось... С третьего раза начинаешь понимать, что пора читать инструкцию. У немцев же если сначала день чтиво, то значит день на чтиво, день изучение, день тренировка… и только потом замочили ноги, а потом, на следующий день надели ласты… Ну и день - другой на погружение, ибо это дорого.
Шестивесельный Ял 4-го взвода: Попов, Шилов, Самченко, Шевченко, Лапшин. Сэм судя по всему болтался между 3м и 4м. И что интересно. Хотят в 4м было больше всего питонов, но среди питонов не было ни одного капраза и КТНа. Так не успели. Так Уланов ноутбук придумал, всех сократили и все остались не у дел. Разве что вот только Зотов отличился. И капраз и КТН, хотя возможно уже и доктор, но то что великий мореход, в гадалки не ходи. И всегда невозмутим! Я, так по жизни не злопамятный, но та фраза: «А что, еще кто-то и пришёл?» И пустой ресторан…
Кого узнал: Красовский, Жуков, Власенко, Егоров, Зотов, Морозов, Антонов, Василега. Погода стояла чудесная и мы загорали и на веслах, и под парусом.
Да всякий раз, когда позволяло солнце, что было не всегда с той питерской погодой. Хотя нам везло.
Когда было произведено слаживание, чувство сопричастности, чувство локтя и единообразия, была проведена гонка на веслах, до мозолей.
Впередсмотрящий командовал: «И-раз-и-раз-и…
Гребут: Анохин, Гостев, Сорокин, Киселёв, ?, Пелюхов. И Миша готовит снасти. Ни разу не был ни впередсмотрящим, ни рулевым. Наверное, не доверяли. Всегда только грёб, как, собственно, и всегда по жизни.
Потом мы ставили паруса и ходили под ними.
Майор Лузин с кафедры физподготовки? Какой он однако нарасхват.
Морозов, Мирошниченко, широкая спина Егорова, Красовский… И опять! Та вы не поверите! Это ж опять ОН! Виталий Владимирович! По уху-локатору узнаваемый.
Вперёдсмотрящий! Егоров! Эх! 1980й! Август! А как вчера.
Ниже мой самый любимый и самый невероятный снимок. Так поймать шестивесельный ял под парусом — это огромная удача. А сейчас какой-то упырь мещер выдаёт это за своё, под радостное улюлюкание валиевых.
Потом, когда уже мы почувствовали себя уверенными мореходами нас перестали контролировать. Остров. Сбежать некуда. Магазинов нет. Пива нет.
И я предложил причалить к какому-то форту и там пошарахаться в познавательских целях. Ну а кто бы еще предложил. Главное, что меня всегда поддерживал Гунька, авторитет во всём. Впрочем у нас каждый был авторитет, кроме меня. Всегда чёт замутить, а потом всех кидануть и самому куданить слинять и влететь. Какой тут нафик авторитет. Но мне всё прощалось. Скользкий видать. С лопатами вот только не повезло, да и с майором Бойко Д.Б. (ч 8.6). А так всё нормально.
На форте, куда мы причалили, хранились уникальные 305мм стволы орудий линкора «Марат» и его корабельные надстройки.
Во моща! И металл там специальный, и даже вероятно уникальный.
С развалом Союза всё это было приватизировано и вывезено как металлолом за границу с обогащением в чей-то карман. Воруй кто может. Раньше то было народное, а теперь чья-то собственность. Я то думаю, а с чего это китайцы у нас мировые сегодня лидеры по производству и реализации стали стали. Каламбур.
Из всего ВМФ СССР выковали дерево МИРА - памятник разоружению. Да и тот из жести и с дуплом для желаний и мечт. Для дураков. Это всё что осталось от флота Советского Союза. Сдались без боя. И авианесущие крейсера передали на иголки в Индию и Китай. Правда там их пустили под казино, хотя всё может быть и мне это уже не интересно. Сегодня слышал что толи Горшкова, толи Петра тоже планируют на иголки пустить.
На фотографиях с форта одни и те же лица: антонов, морозов, денисов, егоров, зотов, василега, мирошниченко и шилов. Экипаж нашей шлюпки. 8 чел. Впередсмотрящий, 6 на веслах и рулевой. Причалили где захотели и вот так получились эти исторические кадры.
Фотографировали все. Именно эти кадры делал Гунька.
Это была шлюпочная практика. В следующей части 3.5.2 будет катерная практика, а в ч 3.5.3 будет практика на Северном флоте.
Поскольку я впоследствии практиковал разные коллажи, то вот подставляю.
Оценивайте, подписывайтесь. Смотрите новые публикации. Комментируйте, критикуйте. Если что не так, подправлю. Подписывайте ваших детей, внуков, ведь это про вас, а вы это им не рассказываете. Пусть они вами гордятся, помнят и знают как это было.