Раздел 2. Использование программных систем и сервисов.
Тема 20: Практическое занятие №7: «Создание и оформление таблиц. Работа с графическими объектами».
Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика).
Цели занятия
- Образовательная: Сформировать умения создавать, редактировать и форматировать таблицы, а также вставлять и настраивать графические объекты (рисунки, фигуры, SmartArt) в текстовом процессоре Microsoft Word.
- Развивающая: Развить логическое мышление, внимательность и навыки самостоятельной работы.
- Воспитательная: Воспитать аккуратность, эстетический вкус при оформлении документов и ответственность за результат.
Оснащение занятия
- Техническое: Компьютеры с установленным пакетом MS Office (или аналогом, например, LibreOffice Writer, но инструкция дана для MS Word).
- Программное: MS Word.
- Раздаточный материал: Данный методический материал с теоретической справкой и заданием.
Ход урока
Теоретическая справка (для студентов)
Часть 1: Работа с таблицами
Таблицы используются для упорядочивания и представления данных в наглядной форме.
Создание таблицы:
- Вкладка «Вставка» -> группа «Таблицы».
- Есть несколько способов:
- Выбрать готовую сетку: Указать курсором на сетку необходимое количество строк и столбцов.
- Вставить таблицу: Вызвать диалоговое окно «Вставка таблицы» и точно указать число столбцов и строк.
- Нарисовать таблицу: Инструмент «Карандаш» для создания таблиц произвольной формы.
- Преобразовать текст в таблицу: Если текст разделен табуляцией или запятыми.
Форматирование и оформление:
- Конструктор таблиц: Появляется при выделении таблицы.
- Стили таблиц: Готовые наборы оформления (границы, заливка, шрифт).
- Заливка: Цвет фона ячейки.
- Границы: Тип, толщина и цвет линий.
- Макет таблицы: Появляется при выделении таблицы.
- Объединение и разделение ячеек.
- Выравнивание текста внутри ячеек (по центру, по левому/правому краю).
- Направление текста (горизонтальное, вертикальное).
- Сортировка данных в алфавитном или числовом порядке.
Часть 2: Работа с графическими объектами
Графические объекты делают документ визуально привлекательным и наглядным.
Основные типы объектов:
- Рисунки: Вставка изображений с жесткого диска («Вставка» -> «Рисунки»).
- Фигуры: Готовые геометрические формы, стрелки, блок-схемы («Вставка» -> «Фигуры»).
- SmartArt: Готовые диаграммы для визуализации процессов, иерархий, циклов («Вставка» -> «SmartArt»).
- Надписи: Текстовые блоки, которые можно разместить в любом месте документа.
Основные операции:
- Изменение размера: Перетаскивание угловых маркеров (с зажатой Shift для сохранения пропорций).
- Положение и обтекание:
- Важно! По умолчанию рисунок вставляется «в тексте», что неудобно для перемещения.
- Чтобы свободно перемещать объект, щелкните по нему правой кнопкой мыши -> «Обтекание текстом» -> выбрать вариант (например, «По контуру» или «Перед текстом»).
- Формат рисунка/фигуры: Появляется при выделении объекта. Позволяет настроить:
- Стили: Тени, отражения, рамки.
- Коррекция: Яркость, контрастность.
- Цвет: Перекрашивание рисунка.
- Упорядочение: Перемещение объекта на передний/задний план.
Практическое задание №1: «Создание расписания занятий»
Цель: Закрепить навыки создания и форматирования таблиц.
Задача: Создать аккуратное и наглядное расписание занятий на неделю для своей группы.
Алгоритм выполнения:
- Откройте новый документ MS Word. Создайте заголовок: «Расписание занятий группы [Ваша группа]». Отформатируйте его по центру, шрифт Arial, размер 16 pt, полужирный.
- Перейдите на новую строку. Вставьте таблицу размером 6 столбцов и 7 строк («Вставка» -> «Таблицы»).
- Заполните шапку таблицы:
- Строка 1, Ячейка 1: «День недели / Время»
- Строка 1, Ячейка 2: Понедельник
- Строка 1, Ячейка 3: Вторник
- ... и так далее до Субботы.
4. Заполните первый столбец (время занятий):
- Строка 2, Ячейка 1: 8:30 - 10:00
- Строка 3, Ячейка 1: 10:10 - 11:40
- Строка 4, Ячейка 1: 12:00 - 13:30
- ... заполните столько пар, сколько у вас бывает в день.
5. Заполните таблицу названиями предметов и, если помещается, номерами аудиторий (например, «Математика (ауд. 310)»).
6. Отформатируйте таблицу:
- Выделите всю таблицу. На вкладке «Макет» выровняйте текст по центру по вертикали.
- Выделите первую строку (шапку). Примените к ней заливку (например, темно-синей) и измените цвет текста на белый.
- Выделите первый столбец (время). Примените к нему заливку другого цвета (например, светло-серой).
- Выделите всю таблицу. Во вкладке «Конструктор» выберите тип границ -> «Все границы».
- Убедитесь, что текст везде читаемо. При необходимости отрегулируйте ширину столбцов.
7. Сохраните файл под именем Фамилия_Расписание.docx.
5. Практическое задание №2: «Создание памятки с инфографикой»
Цель: Научиться вставлять и работать с графическими объектами (фигуры, SmartArt).
Задача: Создать памятку «Правила работы в компьютерном классе» с использованием элементов SmartArt и фигур.
Алгоритм выполнения:
- Создайте новый документ MS Word. Создайте заголовок: «Правила работы в компьютерном классе». Отформатируйте его.
- Создадим графический элемент с помощью SmartArt:
- Перейдите на новую строку. Вкладка «Вставка» -> «SmartArt».
- Выберите категорию «Процесс» или «Список».
- Выберите понравившийся макет (например, «Вертикальный список» или «Процесс с смещенными рисунками»).
- В появившемся окне введите 4-5 основных правил (например: «1. Не включать без разрешения», «2. Соблюдать чистоту», «3. Не устанавливать ПО», «4. Сохранять работу вовремя»).
- Используйте вкладку «Конструктор SmartArt», чтобы изменить цветовую схему и стиль.
3. Добавим предупреждающий знак с помощью фигур:
- Вкладка «Вставка» -> «Фигуры».
- Выберите фигуру «Восклицательный знак» в базовых фигурах или «Запрещающий круг».
- Нарисуйте фигуру в углу документа.
- Щелкните по фигуре правой кнопкой мыши -> «Добавить текст». Напишите слово «ВНИМАНИЕ!».
- Отформатируйте фигуру: залейте ярким цветом (например, желтым или красным), измените цвет текста.
4. Настроим обтекание:
- Щелкните правой кнопкой мыши по объекту SmartArt -> «Обтекание текстом» -> «По контуру».
- Проделайте то же самое для фигуры с восклицательным знаком.
- Теперь вы можете свободно перемещать эти объекты по документу. Расположите их гармонично.
5. Сохраните файл под именем Фамилия_Памятка.docx.
6. Дополнительное (усложненное) задание
Задача: Создать анкету или заявку произвольного образца (например, «Заявка на пропуск в здание»), которая будет сочетать в себе таблицу (для ровного расположения полей для ввода) и графические элементы (логотип учебного заведения, линию для подписи, созданную с помощью фигуры).
7. Критерии оценки
- Задание №1 (расписание):
- Таблица создана корректно, все ячейки заполнены – 3 балла.
- Применено форматирование (заливка, границы, выравнивание) – 2 балла.
- Документ аккуратен и информация легко читается – 1 балл.
- Задание №2 (памятка):
- Создан объект SmartArt с соответствующим содержанием – 2 балла.
- Добавлена и оформлена фигура – 1 балл.
- Настроено обтекание для объектов – 2 балла.
- Документ выглядит эстетично – 1 балл.
Итого: max 12 баллов.
- «5» (отлично): 11-12 баллов.
- «4» (хорошо): 9-10 баллов.
- «3» (удовлетворительно): 6-8 баллов.
- «2» (неудовлетворительно): менее 6 баллов.
Блок 1: Теоретические вопросы (понимание инструмента)
- Назовите основные способы создания таблицы в MS Word. Какой способ вы бы выбрали для создания таблицы со сложной структурой (объединенные ячейки) и почему?
- Для чего нужны вкладки «Конструктор» и «Макет» для работы с таблицами? Перечислите по 2-3 операции, которые можно выполнить на каждой из этих вкладок.
- Что такое «Обтекание текстом» применительно к графическим объектам? Почему эта настройка важна и какие варианты обтекания вы знаете? Опишите ситуацию, для которой подходит вариант «По контуру» и «За текстом».
- В чем основное различие между объектами «Фигуры» и «SmartArt»? Когда целесообразно использовать SmartArt вместо набора отдельных фигур?
- Как обеспечить единообразное и профессиональное оформление таблицы без необходимости manually настраивать каждую границу и заливку? (Подсказка: стили таблиц).
Блок 2: Вопросы по практическим заданиям (понимание своей работы)
- По расписанию (Задание №1): Объясните, почему для заполнения ячеек с временем занятий вы использовали именно отдельный столбец, а не вписали время в каждую ячейку с предметом? В чем преимущество такого структурного подхода?
- По расписанию (Задание №1): Какие принципы вы использовали при выборе цвета заливки для шапки таблицы и первого столбца? Почему важно, чтобы эти цвета сочетались и не были слишком яркими?
- По памятке (Задание №2): Почему для представления правил был выбран именно этот тип диаграммы SmartArt (назовите его)? Какие другие макеты SmartArt, на ваш взгляд, подошли бы для этой задачи и почему?
- По памятке (Задание №2): Предположим, вам нужно разместить памятку на листе вместе с другим текстом. Опишите ваши действия, чтобы графические объекты (SmartArt и фигура) были гармонично вписаны в документ, а текст обтекал их корректно.
- Общий вопрос: С какими основными трудностями вы столкнулись при выполнении заданий и как вы их решили? (Этот вопрос проверяет рефлексию и умение находить решения).
Блок 3: Ситуационные задачи (оценка гибкости мышления)
- Вам нужно создать таблицу, где в одной из ячеек будет несколько пунктов списка. Как правильно это оформить внутри ячейки? (Ожидаемый ответ: использование маркеров или нумерации внутри ячейки через контекстное меню или на вкладке «Главная»).
- Вы вставили рисунок, но он «прыгает» по странице при добавлении текста и его очень сложно точно поставить. В чем likely причина и как это мгновенно исправить? (Ожидаемый ответ: смена режима обтекания с «в тексте» на любой другой, например, «по контуру»).
- Ваш коллега прислал вам документ с таблицей, но данные в ней не упорядочены. Как быстро отсортировать, например, список фамилий в алфавитном порядке прямо в таблице Word? (Ожидаемый ответ: использование кнопки «Сортировка» на вкладке «Макет»).
- Вам нужно нарисовать схему, состоящую из нескольких фигур и соединительных линий. Как добиться того, чтобы при перемещении фигуры соединительная линия оставалась к ней прикрепленной? (Ожидаемый ответ: использование специальных инструментов «Соединительные линии» в меню «Фигуры», которые имеют точки подключения).
- Чем отличается простое растягивание рисунка за угловой маркер от растягивания с зажатой клавишей Shift или Ctrl? (Ожидаемый ответ: Shift — сохранение пропорций, Ctrl — растяжение от центра, без клавиш — свободное искажение пропорций).
Рекомендации преподавателю:
- Цель: Оценить не только знание пунктов меню, но и понимание логики работы с объектами.
- Формат: Можно задавать вопросы устно после сдачи практических работ или использовать как тест для письменного ответа на те же баллы.
- Оценка: За правильный и полный ответ на вопрос из Блоков 1 и 3 — 1 балл. За развернутый ответ на вопрос из Блока 2 (объяснение своей работы) — до 2 баллов. Это позволит дифференцировать студентов, которые просто сделали работу, от тех, кто осмысленно подошел к ее выполнению.
- Итог: Ответы на эти вопросы покажут, готов ли студент применять полученные навыки в новых, нестандартных ситуациях, что и является главной целью обучения.