Печальная судьба красивейшего дворца, построенного в псевдоготическом стиле, который прошёл от роскоши до состояния «воровства и выбрасывания испражнений в окно» и сейчас пребывает в полном забвении.
Село Хрусловка
Село Хрусловка расположено в 6 км от города Венёва на реке Осётр. Название села имеет неясное происхождение. Однако существует предположение, что оно связано с чистым родником, который ранее находился здесь и назывался "хрустальным". Впервые село упоминается в 1571-х годах, когда оно было разделено между 3 помещиками. В начале 1600-х годов встречается упоминание об ущербе, который нанесли крымские татары.
Сейчас село Хрусловка ассоциируется только с заброшенный красивым замком фон Мекка, стоящим посреди заросшего леса.
Мекк – это древний дворянский род.
Карл Фёдорович фон Мекк
В России Карл Фёдорович фон Мекк известен как основоположник российского железнодорожного транспорта.
Россия после поражения в Крымской войне осознала всю важность железнодорожного транспорта. Александр II подписал указ в 1857 году о строительстве сети железных дорог и передаче казённой Варшаво-Венской железной дороги в руки частной компании.
Карл фон Мекк вступил в Общество Саратовской железной дороги в качестве помощника главного секретаря общества Павла фон Дервиза. Была построена железная дорога Москва- Коломна, 117,2 версты за 2 года.
Позже он участвовал уже в качестве главного подрядчика в строительстве ж/д от Коломны до Рязани, при чём дорога была сдана досрочно и получилось хорошо сэкономить, до 30% относительно сметы. За досрочное возведение моста через реку Оку фон Мекк получил приличную премию. Далее дорога строилась от Рязани и до Козлова.
Карл фон Мекк принимал участие в строительстве ещё нескольких железных дорог.
В 1865 году он возвёл первый в России комбинированный мост (через Оку), который использовался для гужевых повозок и для железнодорожного транспорта.
Так он нажил своё состояние.
Карл Фёдорович помогал многим учреждениям и обществам, например, он учредил именную премию для студентов Института инженеров путей сообщения императора Александра I; был членом попечительства о недостаточных студентах Императорского университета Св. Владимира; пожертвовал значительную сумму обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете кафедры антропологии.
Здание венёвского вокзала и дворец его сына построены в похожем архитектурном стиле. Внутри здания располагается мемориальный стенд в память о "железнодорожном короле" Карле фон Мекке и его бюст.
Умер в 1876 году в Москве. Был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Там же была похоронена позже его супруга – Надежда (1831 – 1894) и их сын Владимир (1852-1892). Но к 1930-м годам монастырского некрополя не осталось. Монастырь закрыли, ограды и кресты пустили на переплавку, но ни одного перезахоронения на другие кладбища не было сделано. Кладбище, а этот около 2000 могил, превратили в пионерский парк, а сейчас по территории некрополя проходит ТТК – Третье транспортного кольцо.
Здесь находились могилы историков П. И. Бартенева и А. Ф. Вельтмана, публициста и издателя М. Н. Каткова, поэта А. М. Жемчужникова, мемуариста Ф. Ф. Вигеля, архитектора А. С. Каминского, художников С. К. Зарянко и И. М. Прянишникова, физика П. Н. Лебедева, просветителя А. Л. Шанявского, мецената Надежды фон Мекк и усыпальницы именитых купцов: Котовых (работы В. М. Васнецова), Алексеевых, Абрикосовых, Перловых, Оловянишниковых, Шустовых, родителей К. С. Станиславского.
Надежда Филаретовна фон Мекк
Супруга Карла фон Мекка - Надежда Филаретовна фон Мекк (при рождении Фраловская), была известным меценатом.
После смерти мужа, она стала оказывать значительную финансовую помощь Николаю Рубинштейну (русский пианист-виртуоз и дирижёр, основатель Московской консерватории), Клоду Дебюсси (французскому композитору), Генрику Венявскому (российский и польский скрипач и композитор), который скончался в её доме, братьям Владиславу (польский пианист и скрипач) и Генрику (русский композитор, пианист и педагог) Пахульским.
А позже она оказала огромную финансовую поддержку Петру Ильичу Чайковскому, что он смог оставить профессуру в Московской консерватории и заняться исключительно своим творчеством. В знак благодарности П.И. Чайковский посвятил ей свою 4-ую симфонию. Но Надежда фон Мекк из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, поэтому на титульном листе указано «Посвящается моему лучшему другу». Она много с Чайковским общалась по переписке, около 1200 писем было опубликовано в наши дни. Но встретились они случайно единожды в Браилове во время прогулки.
У Надежды и Карла было 18 детей, 7 из которых умерли во младенчестве.
Трое из сыновей: Владимир, Николай и Александр участвовали в сохранении семейного дела.
Максимилиан Карлович фон Мекк и его усадьба
Максимилиан Карлович фон Мекк (1869 – 1950) окончил Императорское училище правоведения и поступил на службу в Министерство иностранных дел.
В 1888 году его мать подарила ему землю в Хрусловке в живописном месте, возле города Венёв.
Здесь он решил построить дом на свои деньги и на деньги, полученные по наследству после смерти отца.
Здание дворца было построено в псевдоготическом стиле. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым. Дворец состоял из 4 уровней: цокольный этаж, первый и второй этажи и чердачные помещения.
Фотография и планировка дома напечатаны в «Художественном сборнике работ русских архитекторов и инженеров, выпуск 1-ый, 1892 год».
Все 24 комнаты были выполнены абсолютно разной отделкой. Самой известной стала «зеркальная комната» - стены, потолок и пол были покрыты зеркалами.
В 1894 году он был одним из крупнейших жертвователей Санкт Перербургскому институту путей сообщения имени Александра I, учредив именную стипендию в память о его отце Карле Федоровиче фон Мекк.
В 1895 году Максимилиан фон Мекк женился на Ольге Михайловне Кирьяковой и в этом время он покинул имение и больше так и не увидел его. Он начал служить в ведомстве иностранных дел сначала секретарем русского посольства в Вашингтоне, а потом и в других странах.
В 1911 году он получил должность консула и должен был отправиться в Лейпциг, Германия. Однако он решил уйти в отставку и переехал в Париж, а затем в Ниццу. Там он активно погрузился в изучение спиритуализма и мистицизма, читая лекции в разных странах Европы. Его работы публиковались в журналах, а также он выпустил три книги на французском языке. После 1917 года находился в эмиграции и на родину больше приехать не смог.
В начале 1900-х годов усадьба была продана Толмачевым (вдове генерал-майора А. Г. Толмачевой и затем ее дочери Л. В. Толмачевой), которые были владельцами вплоть до 1917 года.
Судьба усадьбы фон Мекка в советские годы
Судьба этого здания в советские годы очень хорошо сохранилась в исторических документах.
Что было нетипично для того времени, но после национализации дворец удалось спасти от разграбления. В 1918 году всё имущество было передано в Музей дворянского быта в Москве.
Усадьбу передали «государственному хозяйству» для выращивания сахарной свёклы.
Здесь мы можем познакомится с состоянием здания и сада благодаря отчёту, на начало 1920-х годов:
"Имение Толмачевой в Хрусловке расположено в 5 верстах к северо-западу от г. Венева на возвышенном берегу речки Осетр. В расстоянии ¼ версты5 от усадьбы проходит одноколейная ветка железной дороги, соединяющая Венев с Каширой, а в ½ версте имеется полустанок этой дороги. От города мимо усадьбы проходит приличная проезжая грунтовая дорога, местами выложенная камнем и имеющая хороший железнодорожный мост через речку Осетр. Усадьба расположена на ровном месте, имеющем незначительный уклон к северо-востоку, спускаясь таким образом одной своей стороной к речке. Площадь земли под усадьбой, эксплуатируемая Веневским Усоюзом6, равняется 50 десятин, из коих 20 десятин находятся под парком, домом, теплицами, парниками, 20 десятин – под плодовыми садами, 4 десятины – под хозяйственными постройками и 6 десятин – под огородом. Полевая земля в количестве 5 десятин сюда не входит, так как находится за чертой усадьбы. Парк разбит в искусственном стиле и состоит из разных лиственных пород. Довольно еще не старый – 40–50 лет, но изрядно запущенный. Чувствуется художественный вкус и знание садового зодчества устроителя этого парка. Обращает на себя внимание красота тонов аллеи из серебристых елей с фонтаном, идущей от фасада дома в глубь парка. Из растительного мира в парке есть цветущие кустарники – сирень, жимолость, жасмин, розы, снежная ягода, декоративные деревья – липа, клен, ясень, конский каштан, тополь, ель и др. По границе парк обнесен неглубокой канавой и живой изгородью из желтой акации, а в середине есть два небольших пруда, вода из которых используется для полива цветочных и огородных растений, разводимых на свободных делянках на восточной окраине парка. Там же есть парники, сарай, теплица с 2-мя отделениями – 8 аршин длиной и 6 аршин шириной, 2 оранжереи, одна 15 × 7 аршин с двумя персиками, а другая 27 × 7 аршин, требующая ремонта и без растений. Рядом с ними есть ручная водокачка, подающая до 500 ведер воды в день.
В центре усадьбы, среди парка, находится красивой архитектуры еще довольно новый каменный 2-этажный дом с подвальным 3-м этажом. Дом в длину 35 аршин и в ширину 31 аршин, не считая двух боковых стеклянных галерей. Подвальный этаж имеет 10 комнат и требует ремонта полов и окон. Здесь помещается оборудованная прачечная, поварская, кладовая, а также квартиры для рабочих и столовая для учащихся. Первый этаж с подъездом и зеркальными стеклами в дверях представляет из себя роскошную парадную часть дома. Здесь все, начиная от богатых обоев и кончая остатками дорогой мебели, – аристократично и еще не попорчено временем и людьми. Комнат на этом этаже вместе с вестибюлем, передней и ванной – 12 и все они разных размеров, от 6 × 9 × 6 аршин и до 15 × 9 × 6 аршин приблизительно. В этой части дома могли быть квартиры для преподавателей, актовый зал, библиотека и кабинеты. Также здесь есть турецкая комната, обтянутая красным бархатом и с каскадным каменным фонтаном в углу. Второй этаж из 12 комнат без обоев – будничная часть дома, общая площадь его приблизительно в 740 кв. аршин могла бы служить общежитием и классами для 100 человек учащихся. С восточной стороны 1-го и 2-го этажей имеются обширные стеклянные галереи, полы обоих этажей паркетные, отопление местное – голландские печи, водоснабжение центральное, при помощи водопровода, насыщаемого привозной водой извне. Все 3 этажа сообщаются между собой двумя лестницами – винтовой и парадной. По середине дома коридоры, а по сторонам их комнаты. Весь дом, за исключением подвального этажа и двух комнат первого и второго этажей, с частью, отвалившейся от промочки штукатурки потолков, вполне исправен.
Описание сада
Плодовый сад, расположенный в трех разных местах усадьбы, представляет из себя три отдельных участка. Первый расположен с северной стороны усадьбы, площадью до 8 десятин и посадки 9 × 9 аршин. Старый, запущенный, со сросшейся кроной сад. Второй площадью 10 десятин и посадки 10 × 10 аршин – молодой, 10–12 лет. В этом участке сада около 2-х десятин молодых посадок – 4–5 лет, и около ¼ деревьев совершенно засохло, видимо от солнцепеков, т. к. этот участок находится с юго-западной стороны парка на открытом месте. По границам этого сада идет живая изгородь из боярышника и дикой яблони. Третий участок находится на восточной стороне парка, молодой – 12 лет, площадью 2 десятины и посадки 10 × 10 аршин.
Из плодовых пород в садах косточковые, ягодные и орехоплодные совершенно отсутствуют, за исключением небольшого участка запущенной и выродившейся малины. Уход за садом в данное время сводится к окопке небольших произвольных кругов и утилизации части черного пара посевами проса и люцерны. Урожая плодов в этом году нет. Огород площадью в 6 десятин занимает очень выгодное положение, находясь на самом берегу речки Осетр, за бугром, защищающий его с севера. Вся площадь огорода совершенно открыта и целый день освещается солнцем. В настоящее время огород занят культурой капусты, свеклы, огурцов, картофеля и других овощей. Почва сада и огорода суглинисто черноземная. Полевая земля, около 5 десятин, находится за чертой усадьбы, в непосредственной близости к ней, и занята в этом году озимыми и яровыми посевами Усоюза.
В усадьбе есть садовник. В одном из молодых плодовых садов находится пасека в 50 семей пчел. Медосбор в этом году слабый. Из хозяйственных построек в усадьбе имеются следующие:
1. Каменный амбар-инструментальная – исправен;
2. Контора деревянная в 4 комнаты с кухней, в порядке;
3. Каменный каретный сарай с людской избой 36 × 12 аршин – исправен;
4. Каменная кузница – не исправна;
5. Ледник деревянный – исправен;
6. Людская изба деревянная в три комнаты и кухней – исправна;
7. Хорошо оборудованный коровник на 60 голов скота с людской избой;
8. Сарай 30 × 8 аршин – исправен;
9. Сеновал деревянный 30 × 8 аршин – исправен;
10. Молотильный сарай деревянный 48 × 18 аршин – исправен;
11. Разваливающийся каменный конный двор с исправленным птичником;
12. Ледник и подвал деревянные при главном доме;
13. Амбар элеватор деревянный новый 32 × 13 аршин;
14. Изба для садовника при теплице;
15. Разваливающаяся старая баня.
Все перечисленные жилые и хозяйственные постройки использованы Усоюзом и сохраняются им от расхищения. В усадьбе есть несколько коров и 5 лошадей, а также сбруя, телеги и сани Усоюза."
Хрустоловский детский дом.
Спустя 5 лет, в 1923 году в усадьбе открыли Хрусловский детский дом имени Ф.Ф. Филина. Детский дом принимал сирот с Волги.
Отдел советского народного образования планировал «поставить на должную высоту социальное воспитание детей, организованное на трудовом процессе и ведении хозяйства в форме самообслуживания и активном участии детей во всех работах, соответствующих их возрасту и физическому развитию».
В планах было закрыть все остальные детские дома в уезде, а на тот момент их было 9, и перевести всех детей в эту усадьбу, которая вполне могла вместить до 200 человек.
Итак, в 1923 году началась новая эпоха для дворца фон Мекка – Хрустоловский детский дом.
Дети были разделены на три группы: хозяйственную, культурную и санитарную. Каждая группа получала свой план работ, а потом воспитанники отчитывались о проделанной работе. При детском доме находилась школа, которая работала по программе семилетки.
Персонал к 1926 году состоял из 29 человек
Идиллия продлилась недолго. Педагогическая модель, основанная на труде и самоуправлении не сработала.
Усадьба быстро пришла в упадок, ведение хозяйства оказалось заброшенным, а воспитанники – голодными и неуправляемыми.
В докладе, сделанным через 3 года после начала работы детского дома было сказано, что зданию необходим срочный ремонт, внутри царит антисанитария, а среди воспитанников (их было 121 человек) необычайно развито воровство.
Для борьбы с воровством выделили воспитанников, которые занимались доносом на своих товарищей. Но и это не помогло.
Спустя пару лет произошла реорганизация детских домов по губернии и в этот детский дом были переведены дети из Богородицкого уезда. В новом отчёты:
«Идет разложение воспитания, разрыв хозяйственной жизни от учебно-воспитательной». Здание в крайне запущенном состоянии – окна местами забиты, дров на отопление не хватает. Хлеб выдается мерзлый. «Среди детей процветает воровство, картежная игра, выбрасывание испражнений в окно, драки»
Завхоз Соломенцевый в октябре 1927 г. на имя заведующего детским домом составил очередное заявление:
«Сегодня от кухарки д. д. Волковой Екатерины поступила жалоба, что перед ужином в кухню вошли воспитанники Можайцев С., Коновалов И., Мустафьев Ф. и Селиверстов Б. и стали требовать картофеля и супа, а когда им отказали, то они самовольно полезли в котлы. Проверяя этот факт, я пришел к ним в спальню. 20 человек детей подняли вой, вели себя нагло, оскорбляя присутствующих педагогов, и один из них – Филин П. бросил в меня кирпичом. Говорили, что их замучили работой, морят голодом. Ночью, проникнув в амбар, ребята утащили 2 мешка яблок и 3 фунта сахара. Прошу удалить названных выше воспитанников как дефективных в Губоно»
В 1934 году, спустя 11 лет работы детского дома, дети устроили бунт против администрации и персонала.
После чего народный отдел образования уже не мог игнорировать проблему и были предприняты решительные меры: заменили весь педагогический персонал на выпускников педагогического училища. Сменилась и тактика.
Молодые учителя (19-22 лет) смогли навести здесь порядок с опорой на военную дисциплину. Ввели военные игры. В работах использовались отряды и звенья с командирами. Устроили и спортивную площадку.
К лету 1943 года был произведён ремонт детского дома.
Количество детей увеличилось до 200 человек. Свои коррективы внесла Великая Отечественная война, из-за которой появились новые сироты.
Окрепла и материально-экономическая база за счёт подсобных хозяйств.
Многие предприятия района оказывали помощью детскому дому. А выпускники поступали на заводы в Тулу, получая рабочие специальности, а кто-то готовился поступать в высшие учебные заведения.
В 1977 году Хрусловский детский дом был закрыт, его воспитанники в количестве 100 человек были переведены в другие детские дома.
Здание было передано на баланс Узловского завода пластмасс для использования под пионерский лагерь. Работал ли лагерь – найти информацию не удалось.
Усадьба фон Мекка сейчас
Здание является историко-архитектурным памятником конца XIX века.
В 2011 году был составлен акт осмотра здания, в котором говорится, что в советские годы были заложены некоторые проёмы и построены дополнительные перегородки, фундамент в хорошем состоянии без трещин и перекосов, отмостки нет, крыша присутствует, имеются признаки гниения дерева, кровля коррозирована, утрачены водосточные трубы, внутри произошли обрушения балок, паркет утрачен на 40%, остекление отсутствует, некоторые двери заколочены, частично отсутствуют полотна дверей, лестница в плохом состоянии, многие ступени утрачены, роспись с растительным орнаментом сохранена в нескольких комнатах, утрачено 85%, сохранился камин с белоснежными глазурованными изразцами, парк частично сохранился.
В 2018 году заброшенная усадьба фон Мекка была изъята у собственника за бесхозяйственность.
Заходить внутрь было опасно. Вокруг обойти не получилось - множество кустарников и поваленных деревьев, усадьба сильно заросла.
Вот так сейчас выглядит некогда роскошный дворец.