Если не знать, что Василий Аксенов в своем знаменитом романе «Золотая моя железка» описывал новосибирский Академгородок, поверишь, что повествование о подмосковной Дубне.
Дубна, единственная в Московской области, стоит на Волге, «охраняется» реками Дубна и Сестра, каналом имени Москвы и Иваньковским водохранилищем. На территории города находится Иваньковская ГЭС. Ну чем не остров?
Аксеновщина повсюду
Атмосфера аксеновской романтики, или как бы это точнее сформулировать – дух, аксеновщина? – ощущается в Дубне повсюду.
Она – в молодых людях разных рас и национальностей что-то увлеченно обсуждающих на ходу в лесопарке, посреди которого – институт ядерных исследований.
В дамах различного возраста, передвигающихся по Дубне на современных разноцветных городских велосипедах. Про такие не скажешь «велики», это – отличительная деталь образа дубненских Жолио-Кюри.
В оживленной набережной Волги – любимом месте прогулок – именно прогулок, так как дубненцы практически не отдыхают на многочисленных скамейках. Они отдыхают и общаются во время ходьбы и пробежек.
В молодых предпринимателях, обсуждающих свои проекты во время вечерней пробежки.
В подтянутой ученой за 70, наставляющей свою тридцатилетнюю ученицу-физика на пляжном песке под жарким июльским солнцем.
В большом волжском маяке на берегу канала имени Москвы. Ширь здесь такая, что смартфон для фото сам собой поворачивается горизонтально и снимает панораму.
В одной из старейших ГЭС России и первой гидростанции на Волге – Иваньковской, дающей начало каналу имени Москвы.
В 37-метровом памятнике Ленину (втором по величине в мире), бдительно "вглядывающемся" вдаль у входа в канал со стороны Московского моря. На другом берегу канала стоял такой же величины монумент Сталину. Второй колосс уничтожен в 1961-м году. Набережную у гигантского постамента облюбовали рыбаки. А в перелеске поблизости дубненские хозяйки заготавливают липовый цвет.
В названии кофейни на набережной – «Дубний 105» – по имени 105-го элемента таблицы Менделеева. Одного из пяти, открытых в Дубне, и названного в честь самого известного российского наукограда. В парнях - студентах и барменах, дружащих с ребятами из Монголии.
В небольших домах с мезонинами, уютно утопающими в зелени – здесь жили отцы-создатели наукограда и ядерного реактора.
В мозаичных панно на аллее Высоцкого с портретами известных русских: Толстой, Достоевский, Маяковский, Горький и другие наши классики и современники. Панно – подарок Надежды Ходасевич-Леже, советско-французской художницы, ученицы Малевича, жены монументалиста Фернана Леже. В Дубне их установили в 1974-м.
Ну и, конечно же, в памятнике Владимиру Высоцкому у ДК «Мир». Высоцкий не раз выступал в этом ДК (вот оно: физики – лирики!). У памятника всегда живые цветы.
И – физика!
За дубненским флёром, да простят меня за каламбур жители Дубны, (академик Флёров – основатель лаборатории ядерных реакций института ядерных исследований, его имя носит одна из улиц Дубны) – крупнейший научный и промышленный центр.
Дубна известна во всем мире как центр фундаментальных исследований ядерной физики, авиационных и ракетных технологий. Активно развивается медицинский кластер, производство электроники. Сегодня - это еще и одна из самых успешных особых экономических зон в стране.
Суперкомпьютер «Говорун», ускорительный комплекс NICA, нацеленный на воссоздание и исследование ядерной материи после Большого взрыва, внутрисамолетное оборудование, беспилотные авиационные комплексы, лекарственные средства, медицинские изделия и множество другой продукции и услуг. Девятиметровый деревянный стул, в конце концов. Самый большой в мире. Сделан в Дубне.
«Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда…»
От волжской пристани отходят и к ней причаливают красавцы-лайнеры. Для Дубны привычная картина: уходящие в речную и солнечную даль корабли. А город остается стоять на волжском берегу – «золотая моя железка».