Найти в Дзене

Как наш разум создает гештальты в бесконечном потоке реальности.

Взгляните на это изображение: вы видите вазу или два лица ? Это классическое двойственное изображение, наглядная демонстрация принципа работы нашего восприятия, как из бесформенного, непрерывного потока сенсорной информации мы выделяем отдельные, осмысленные объекты и фигуры. Гештальт-психология (от нем. Gestalt — «форма», «образ», «структура») утверждает: наше восприятие не является простой суммой отдельных ощущений (пятен света, цвета, звуков). Наш разум изначально настроен на то, чтобы схватывать целостные структуры — гештальты. Фигура и фон, что это? Самое фундаментальное проявление гештальта — это разделение любого воспринимаемого поля на фигуру и фон. ⭕ Фигура — это объект, который выступает на передний план, имеет четкую форму, структуру и кажется более ярким и значимым. ⭕ Фон — это все, что окружает фигуру, он кажется аморфным, неструктурированным и отступает на задний план. В каждый момент времени у нас есть какая-то цель. Мозг выделяет «фигуру» соответствующую наше

Взгляните на это изображение: вы видите вазу или два лица ?

Это классическое двойственное изображение, наглядная демонстрация принципа работы нашего восприятия, как из бесформенного, непрерывного потока сенсорной информации мы выделяем отдельные, осмысленные объекты и фигуры.

Гештальт-психология (от нем. Gestalt — «форма», «образ», «структура») утверждает: наше восприятие не является простой суммой отдельных ощущений (пятен света, цвета, звуков). Наш разум изначально настроен на то, чтобы схватывать целостные структуры — гештальты.

Фигура и фон, что это?

Самое фундаментальное проявление гештальта — это разделение любого воспринимаемого поля на фигуру и фон.

⭕ Фигура — это объект, который выступает на передний план, имеет четкую форму, структуру и кажется более ярким и значимым.

⭕ Фон — это все, что окружает фигуру, он кажется аморфным, неструктурированным и отступает на задний план.

В каждый момент времени у нас есть какая-то цель. Мозг выделяет «фигуру» соответствующую нашей потиебности. Если наша цель — выпить воды, ваза становится фигурой. Если цель пообщаться, фигурой становятся лица.

Мы не просто видим пятна света и тени, мы немедленно пытаемся наложить на них знакомый шаблон, наделить смыслом. Этот процесс интерпретации и есть активное «прочерчивание» границы между фигурой и фоном.

-2

Понимание принципа «фигура-фон» дает нам огромную силу перефокусировки. Классические иллюстрации, подобные «Вазе Рубина» демонстрируют, что это разделение не задано жестко миром, а является активным процессом в нашем сознании. Мы не можем видеть и то, и другое одновременно. Наш мозг постоянно решает, что в данный момент является важной «фигурой», а что незначимым «фоном». Этот механизм позволяет нам фокусировать внимание на собеседнике в шумной комнате (фигура — голос, фон — общий гул) или читать книгу, не отвлекаясь на текстуру бумаги.

В жизни этот механизм проявляется на всех уровнях: от сенсорного восприятия до сложных социальных и экзистенциальных конструкций. То, что становится для нас «фигурой», напрямую зависит от наших склонностей, опыта, убеждений и текущего состояния. В этом смвсле каждый из нас живет в своей индивидуальной реальности.

Таким образом эти картинки — хорошие метафоры человеческой свободы, в активной способности интерпретировать мир и через это творить свой собственный опыт и собственную реальность.