1925 год оказался удивительно богат на талантливых самобытных художников. Вот и мой рассказ про творчество именно такого живописца – Сергея Андреевича Тутунова, со дня рождения которого сегодня исполняется 100 лет.
Родился Сергей Тутунов в Москве 30 октября 1925 года. Его отец, Андрей Васильевич, из обрусевших армян, занимался птицеводством. А мать, Елизавета Николаевна, была дочерью священника Николая Сахарова. В 1928 году в семье родился ещё один мальчик. Брат Андрей тоже стал художником.
Тутуновы жили неподалеку от птицефабрик, где работал глава семьи: сначала возле Савёловской железной дороги, потом некоторое время в Загорске (возле Троице-Сергиевой Лавры), а с 1935 года недалеко от Тимирязевки в бараке института Птицеводства.
Рисовать братья начали рано. Тут надо сказать, что их отец в юности и молодости тоже увлекался живописью и после жалел, что не стал художником. Он некоторое время проучился в Московском университете на врача, а когда началась Первая мировая война ушел медбратом на фронт, где и познакомился с сестрой милосердия Елизаветой Сахаровой, своей будущей женой. А впоследствии Андрей Васильевич пришел в птицеводство и стал научным сотрудником института Птицеводства в Тимирязевке, ездил в командировку в Германию перенимать опыт.
Забегая вперед, скажу, что его дважды арестовывали по политическим мотивам. И в конце войны, которую он с женой провёл на оккупированной территории, Андрея Васильевича приговорили к 6 годам лагерей, но его уже мучила болезнь (видимо туберкулез) и он скончался в Бутырской тюрьме весной 1949 года. Незадолго до этого Сергей буквально за пару часов свидания с отцом написал его портрет.
Братья Тутуновы Сергей и Андрей хорошо рисовали и в 1939 году вместе поступили в только что открытую Московскую среднюю художественную школу, где учились многие одаренные дети того поколения, ставшие позже знаменитыми художниками. Начинал Сергей учёбу в скульптурном классе, но вскоре перевёлся в живописный. Особое влияние на творчество Сергея Тутунова оказал преподаватель школы Василий Никитич Мешков – замечательный портретист, прекрасный рисовальщик и великолепный педагог, заражавший учеников своим энтузиазмом.
В годы Великой отечественной войны, с 1941 по 1943 год, братья Тутуновы находились в эвакуации вместе со школой, где продолжали своё образование, в том числе и художественное.
В 1945 году Сергей Тутунов поступил на отделение живописи Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Во время учёбы ему нравилось ездить за город на этюды, поэтому среди студенческих работ мы видим больше пейзажей.
К пейзажной живописи художник обращался и после окончания института в 1951 году, но она не стала ведущим жанром в его творчестве.
Все картины художника спокойные, сдержанные по цветовому решению. Он никогда не гнался за званиями и признанием, а писал то, что было близко его сердцу, сохраняя верность русскому реалистическому искусству. Моделями для картин Сергея Андреевича в первую очередь становились его близкие: жена Екатерина Викторовна (урожденная Мейен), сыновья Андрей (р.1956), Сергей (р.1958) и Виктор (р.1961), а также друзья.
Первой значимой картиной, за работу над которой Сергея Тутунова приняли в Союз художников, стала «Весной». Художник трудился над ней три года.
А в 1960 году произошло и ещё одно значимое событие – картину «Зима пришла. Детство» приобрела Третьяковская галерея.
Сложно представить, что художник писал эту работу в родительском бараке, где проживал с семьей до 1960 года. В коммунальной квартире они занимали две комнаты, одну из которых Сергей Тутунов сделал мастерской. И в ней работали ещё его брат Андрей и двое друзей-художников.
К этому же периоду относится серия картин «У окна», «Материнство», «Ожидание», где в образе героини выступила супруга художника.
В 1961-м году Сергею Андреевичу дали квартиру в «хрушёвке» на Нижней Масловке, а мастерская его располагалась на Верхней Масловке. В 1964-м художник приобрел недалеко от Коломны дачу, строительством и расширением которой он занимался самостоятельно. И несмотря на то, что в семье был и автомобиль «Москвич», жили они очень скромно.
Сын художника Виктор вспоминал: «Отец одевался скромно, и как-то в церкви Ильи Обыденного папа поджидал маму (которая стояла на службе) в притворе храма и кто-то подал ему копеечку. Отец очень веселился по этому поводу»
Художник писал очень много портретов, но никогда не делал этого на заказ. Среди его моделей помимо близких и друзей были прихожане московского храма Ильи пророка.
Рассказывая о творчестве Сергея Андреевича нельзя не показать работу, которую по словам внука художника он считал главным произведением своей жизни.
Над триптихом «Памяти погибших» Сергей Тутунов работал с 1962 по 1979 год. Он делал множество эскизов, меняя образы героев. Так изначально в центр композиции для образа матери он поместил простую женщину из народа на фоне пейзажа, а после изобразив фигуру представительницы интеллигенции на голой каменной платформе. На боковых полотнах изображены узник советского концлагеря и узник фашистского концлагеря, который заменил задуманный первоначально образ советского солдата, впервые убившего врага.
Сын художника Виктор вспоминал: «Человек, с которого Сергей Тутунов писал одного из героев, не один год провел в сталинских лагерях и потерял там близких. Это отразилось на его психике, и как-то ночью он пробрался в мастерскую и вырезал из холста свое лицо. Я очень хорошо помню: спиленный замок и холст, на котором вместо лица зияет треугольник».
Произведение было показано на персональной выставке художника в 1988 году и приобретено для Третьяковской галереи.
Ещё одно масштабное полотно, над которым Сергей Тутунов трудился несколько лет – «Небо. Море. Дети». И это уже совсем другое настроение. Это уже взгляд в будущее – таким оно должно быть. Радостным, солнечным, легким и свободным.
Примечательно, что внук художника, его полный тёзка – Сергей Андреевич Тутунов (р. 1978) стал епископом Русской православной церкви Саввой.
И ещё одна деталь к портрету художника. Как рассказал его сын Виктор: «Незадолго до смерти, когда папа ещё себя чувствовал не так плохо, он вдруг написал стихотворение (единственное за всю жизнь) и посвятил его жене. А прожили они вместе 44 с 1/2 года. К стихотворению сочинил и музыку. Но мелодия эта – мажорная»
Вот и осень пришла
Осыпаются листья
Слепо тянутся дни
И несутся года
Скольких нет уж вокруг
Дорогих – самых близких
Все ушли в мир иной
Навсегда, навсегда.
Слышишь песню осеннего ветра
Он рассеял остатки напрасных надежд
Ясно, ясно вдали
И вполне безнадежно
И осталось достойно дожить
И уйти
Вот и осень пришла
Осыпаются листья
Тихо тянутся дни
И промчались года
Не горюй, не грусти
Если я уйду прежде
Верь – мы встретимся вновь
Навсегда, навсегда.
А портретов своей любимой жены художник написал, наверное, не один десяток. Словно он почти пятьдесят лет любовался дорогими чертами лица, разглядывая их вновь и вновь. Для этих работ он выбирал более светлые краски.
А за несколько дней до смерти, когда Сергей Андреевич уже не мог говорить, он фломастером сделал такую запись:
«Все эти стремления к тому, что бы добиться чего-то в искусстве, а с другой стороны Душа, как бы на весах…ничто не может по важности перевесить Душу»…
Художника не стало 12 октября 1998 года. Похоронили Сергея Андреевича Тутунова на Ваганьковском кладбище.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного
А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»