Найти в Дзене

Царские и Императорские троны России: Символы власти, искусства и истории

В мире, где власть олицетворяется не только законами и армиями, но и величественными атрибутами, троны (а мы их будем именовать престолы, это правильнее) занимают особое место. Они — не просто предметы мебели, а настоящие шедевры, воплощающие величие, традиции и амбиции правителей. На Руси такие престолы появились лишь в середине XVI века, когда страна объединялась вокруг Москвы и единого монарха. Они служили для коронаций и украшали тронные залы дворцов, каждый из них стремился быть уникальным. В этой статье мы рассмотрим некоторые из сохранившихся до наших дней царских тронов, погружаясь в их историю, дизайн и роль в судьбах империи. Престолы возникли на Руси примерно в середине XVI века, в период объединения земель под эгидой Москвы и единого государя. Они применялись во время церемоний коронации и декорировали тронные залы царских резиденций. Каждый правитель стремился создать для себя неповторимый трон. Ниже описаны некоторые из тех, что уцелели до наших дней. Престол Мономаха в

В мире, где власть олицетворяется не только законами и армиями, но и величественными атрибутами, троны (а мы их будем именовать престолы, это правильнее) занимают особое место. Они — не просто предметы мебели, а настоящие шедевры, воплощающие величие, традиции и амбиции правителей. На Руси такие престолы появились лишь в середине XVI века, когда страна объединялась вокруг Москвы и единого монарха. Они служили для коронаций и украшали тронные залы дворцов, каждый из них стремился быть уникальным. В этой статье мы рассмотрим некоторые из сохранившихся до наших дней царских тронов, погружаясь в их историю, дизайн и роль в судьбах империи.

Престолы возникли на Руси примерно в середине XVI века, в период объединения земель под эгидой Москвы и единого государя. Они применялись во время церемоний коронации и декорировали тронные залы царских резиденций. Каждый правитель стремился создать для себя неповторимый трон. Ниже описаны некоторые из тех, что уцелели до наших дней.

Престол Мономаха в Успенском соборе Московского Кремля

В Древней Руси специальное кресло под балдахином в соборах, где молился царь, именовалось "царским сидением" или "престолом". Самый знаменитый и древний из уцелевших — Престол Мономаха в Успенском соборе Московского Кремля. Он создан в 1551 году по заказу самого Ивана Грозного. Согласно легенде, прототип такого престола прислал в Россию византийский император Константин Мономах.

Костяной трон Ивана Грозного

Трон Ивана Грозного — это компактное кресло с подлокотниками, подставкой для ног и высокой прямой спинкой, полукруглой сверху. В центре спинки красуется двуглавый орел, а наверху — позолоченная фигура этого символа Российской империи, введенного при Иване III. Деревянный каркас полностью облицован пластинами слоновой кости с резьбой в стиле Возрождения: библейские сюжеты о добродетели, мудрости и храбрости царя Давида, а также мифологические животные. Батальные сцены, вероятно, добавлены при реставрации в 1642 году. Небольшой размер (предположительно походный) подчеркивает, что люди той эпохи были ниже — рост Ивана IV оценивают в 1,5 метра, делая кресло удобным для него, но тесным для современного человека.

Окруженный легендами, трон связывают с византийским наследием. По одной версии, он появился благодаря Софье Палеолог, второй жене Ивана III, сестре последнего византийского императора. Как племянница Константина XI, она привезла престол из Рима в 1472 году — якобы подарок Папы Павла II на венчание с Иваном III, с целью склонить Россию к католицизму. Однако царь и Софья остались верны православию. Софья была матерью Василия III и бабушкой Ивана Грозного, так что трон мог перейти по наследству.

-2

Считается, что престол принадлежал Ивану Грозному, однако первые упоминания о нём появились лишь спустя десятилетия после его кончины — в середине XVII века. Авторство и страна происхождения трона остаются предметом споров. Во время коронации Николая II на нём восседала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Престол Бориса Годунова

Престол Бориса Годунова
Престол Бориса Годунова

Трон Бориса Годунова — это компактное кресло с невысокой спинкой, подлокотниками и подставкой для ног, выполненное в стиле эпохи Возрождения. Бархатная ткань украшена восточным лиственным узором. Он неоднократно служил местом венчания на царство, начиная с Бориса Годунова в 1598 году и включая последующих монархов вплоть до XVIII–XIX веков. Его не раз реставрировали, чтобы сохранить его великолепие: например, перед коронацией императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году сиденье и спинку обили новым французским бархатом красного цвета, заменив ветхий иранский материал, который пришел в негодность со временем. Эти обновления отражают заботу о сохранении традиции. Размеры трона: высота задней стенки составляет 90 см, передней — 76 см, а сиденье имеет размеры 62,5 × 51,5 см. Эти параметры делают его компактным, подходящим для церемоний в ограниченном пространстве, и подчеркивают, что средний рост людей той эпохи был ниже современного — например, Иван Грозный оценивался в 1,5 метра.

Престол Михаила Федоровича Романова

Престол Михаила Федоровича Романова
Престол Михаила Федоровича Романова

Это был ещё один подарок шаха Аббаса Великого — на сей раз первому царю династии Романовых Михаилу Фёдоровичу (Михаилу Русскому). Он изготовлен персидскими мастерами в начале XVII века. Деревянный каркас покрыт листовым золотом и драгоценными камнями, включая сотни рубинов, турмалинов и сапфиров, а также жемчуг.

Предполагается, что царь Михаил возил трон с собой повсюду, включая походы (поэтому часть золота и камней утрачена). Долгое время после его смерти престол стоял в Успенском соборе Кремля и применялся в коронационных церемониях (возможно, как место для царицы). Более того, именно этот престол избрал для своей коронации в 1896 году последний русский царь Николай II.

Престол Алексея Михаиловича Романова

Престол Алексея Михаиловича Романова
Престол Алексея Михаиловича Романова

Этот роскошный трон создали персидские мастера в конце XVII века. Историки недоумевают, как он попал во владение Алексея Михайловича (Алексея Русского). По одной версии, это дар персидского шаха, по другой — подарок армянской торговой компании, по третьей — просто приобретённый русским царём. Как бы то ни было, после получения престола начались переговоры о разрешении персидским купцам вести транзитную торговлю в России.

Трон из сандалового дерева покрыт золотыми и серебряными пластинами и украшен почти тысячей бриллиантов. На обратной стороне изображены фигуры апостолов Петра и святителя Николая. Он считался самым пышно декорированным из царских тронов и впоследствии часто использовался в коронационных церемониях рядом с троном Михаила Фёдоровича.

Двойной трон Ивана и Петра (будущего Петра I) Романовых

Двойной трон Ивана и Петра Романовых
Двойной трон Ивана и Петра Романовых

Этот необычный серебряный трон изготовили в 1682–1683 годах по особому случаю: впервые в истории России два царя взошли на престол одновременно. Оба были сыновьями царя Алексея Михайловича, но от разных браков. Каждого поддерживала влиятельная семья, отстаивавшая права своего наследника на трон. Иван был старше на пять лет и имел преимущество по старшинству, но был очень болезненным и слабым ребёнком. Поэтому энергичный и амбициозный Пётр (ставший позже Петром Великим) был провозглашён царём вместе с ним. На деле от их имени управляла царевна Софья, старшая сестра двух несовершеннолетних царей. В спинке трона даже прорезали специальное окошко, через которое Софья шептала сводным братьям указания.

Трон Петра I в Эрмитаже

-7

Петр I не "владел" большим количеством тронов, как его предшественники вроде Ивана Грозного или Бориса Годунова, у которых были целые комплекты для разных церемоний. Его подход отражал отказ от старых традиций в пользу западноевропейского стиля, где трон был скорее символом, чем предметом ежедневного использования.

Трон Петра I был изготовлен в Голландии в 1720-х годах по специальному заказу царя для его коронации на царство. Петр планировал церемонию в новой столице, но умер в 1725 году, не дожив до нее. Престол привезли в Россию и использовали позже для коронаций его преемников, включая Екатерину I в 1724 году (хотя формально Петр уже был императором). Он выполнен из дерева, обтянутого красным бархатом и золотой парчой, с богатой резьбой, инкрустацией перламутром, слоновой костью и драгоценными камнями (изумрудами, рубинами и сапфирами). Спинка трона украшена изображениями двуглавого орла, скипетра и державы, а по бокам — аллегорическими фигурами Победы и Правосудия. Балдахин над троном, поддерживаемый колоннами, добавляет торжественности, делая его похожим на европейские королевские троны того времени. Размеры внушительные: высота около 3 метров, ширина сиденья около 1,5 метров, что подчеркивает его церемониальный характер.

Трон хранится в Эрмитаже с XIX века и является частью коллекции декоративно-прикладного искусства. Он отражает влияние западной культуры на Россию при Петре I, символизируя переход от средневековых традиций к имперскому величию. Сегодня посетители могут увидеть его в зале, посвященном петровской эпохе.

Трон Екатерины I — это тот самый церемониальный престол, заказанный Петром I в Голландии в 1722–1724 годах для его собственной коронации на царство. Но, к сожалению я не нашла его фото, если найдете, буду благодарна!

Трон Анны Иоановны

Трон Анны Иоановны
Трон Анны Иоановны

Позолоченный трон в стиле барокко с декоративной кованой фурнитурой. Богато украшен символами власти — двуглавыми орлами, львами, единорогами, коронами и державами с крестами. Между тем сиденье обито бархатом.

Этот трон создали в Лондоне Николаем Клаузеном в 1731 году для императрицы Анны Иоанновны. Он располагался в Большом тронном зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге на специальном постаменте под балдахином. Спинка трона (как и пространство позади него) украшена вышитым двуглавым орлом.

Трон Елизаветы Петровны

Трон Елизаветы Петровны
Трон Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна обожала роскошь и убранство, особенно любила стили барокко и рококо. Ей принадлежал дубовый трон 1742 года с золочёной резьбой и бархатной обивкой.

Морской трон и кресла Екатерины II

В Зал славы русского флота Центрального военно-морского музея после реставрации вернулся морской трон Екатерины II. Красный бархат, позолоченная резьба... Все это подлинное, более двух веков назад на этом кресле восседала сама великая государыня императрица. Раритет датирован 1787 годом, когда императрица совершала поездку на юг страны, осматривала новые владения Российской империи, интересовалась морскими делами. Как известно, Екатерина II - продолжательница дел Петра I. Именно она сумела совершить то, что не удалось ему: вывела Россию на берега Черного моря, закрепила там владения державы, присоединила к Российской империи Крым.

Трон Павла

Мальтийский трон Павла
Мальтийский трон Павла

Павел I очень любил церемонии. Несколько его тронов сохранились до наших дней, характерные экземпляры устанавливались в каждой из его резиденций. Этот трон с мальтийским крестом и мальтийской короной (Павел I был великим магистром Мальтийского ордена, а также российским императором) стоял в его любимом Гатчинском дворце.

В Зимнем дворце Павел восседал на другом троне, разработанном придворным архитектором Кристианом Мейером. Оба престола фактически считаются копиями Большого Императорского Престола 1731 года.

У Павла также имелось отдельное место правителя, посвящённое исключительно его статусу Великого Магистра Мальтийского Ордена (где даже нет двуглавого орла, хотя ножки имеют форму двух орлов). Этот трон изготовил архитектор Джакомо Кваренги в 1798 году для Мальтийской капеллы Воронцовского дворца, которую Павел пожертвовал Мальтийскому ордену.

Трон Александра I

Создан в 1801 году русскими ювелирами и мастерами Оружейной палаты под влиянием ампирного стиля (ранний классицизм), вдохновлённого античностью и римскими императорами. Основной материал — серебро с позолотой, инкрустированное драгоценными камнями (алмазами, рубинами, сапфирами), эмалью и жемчугом. Дизайн включает высокую спинку с двуглавым орлом, держащим лавровый венок (символ победы), аллегориями Мира, Справедливости и Веры, а также гербами русских земель. Над сиденьем возвышается балдахин на тонких колоннах, украшенный золотыми лучами и пальмовыми листьями, что добавляет торжественности. Размеры трона впечатляют: высота около 2,8 метров, ширина сиденья — 1,3 метра, позволяя императору проводить аудиенции в полдень с максимальной помпезностью. Этот престол использовался не только для коронации Александра, но и для церемоний его правления, включая приём иностранных послов после 1815 года, когда Россия стала ведущей силой в Европе. Сегодня трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля

Трон Александра I
Трон Александра I

Что касается трона, на котором восседал Александр II во время коронации. Известно, что торжество проходило в Успенском соборе Кремля 26 августа (7 сентября) 1856 года, и император восседал на троне царя Ивана III из слоновой кости (о нем я рассказала выше).

Трон Александра III

Был изготовлен в 1883 году мастерами Оружейной палаты и Императорского двора под руководством архитектора Ивана Ропета. Вдохновлённый русским стилем с элементами неоренессанса и византийскими мотивами, он сочетает традиции с современностью. Основные материалы — золото, серебро с позолотой, инкрустированные драгоценными камнями (алмазами, рубинами, сапфирами), эмалью и жемчугом. Дизайн включает высокую спинку с двуглавым орлом, держащим скипетр и державу, аллегориями Мира, Силы и Правосудия, а также гербами русских губерний и символами династии Романовых. Над сиденьем — балдахин на колоннах, украшенный золотыми лучами, пальмовыми листьями и крестом, что подчёркивает православный и имперский характер. Размеры трона внушительны: высота около 3 метров, ширина сиденья — 1,4 метра, что делало его идеальным для церемоний в Успенском соборе. Трон использовался для коронации Александра III и его супруги Марии Фёдоровны, а также для официальных приёмов, отражая его роль как защитника традиций. Сегодня трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля

Трон Александра III
Трон Александра III

Троны Николая II

Историческая преемственность была важна для Николая II (тем более что династия Романовых под его правлением в 1913 году отметила своё 300-летие). Для него изготовили несколько парадных сидений, имитирующих троны московских царей. Например, один из них украшал Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца. Для собственной коронации Николай избрал настоящий престол первого из Романовых — царя Михаила Фёдоровича.

Царские престолы России — это не просто артефакты прошлого, а живые свидетели эволюции империи, от объединения земель вокруг Москвы до падения монархии. Каждый трон отражает эпоху своего правителя.

Понравилось? Я стараюсь. Если интересно, делитесь мнением!

Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.