Найти в Дзене
deletant

Хроники Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги. Путешествие на станцию КУРША-1.

На карте Рязанского региона к югу от Тумы всё ещё изображают два посёлка по имени Курша, хотя их давно нет в помине. Их история началась с периода окончания Гражданской войны, когда в условиях дефицита строительных материалов для освоения Мещерских лесов. Поселок был основан в конце 20-х годов XX века. При строительстве ветки от участка Тумская — Голованова Дача Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги протянули ветку до Чаруса. На развилке вырос посёлок Курша-1. Название посёлок получил от протекающей восточнее реки Курша. В «Курше Первой» построили образцовую лесомашинную станцию с передвижными электростанциями, а деревья валили с помощью электропил. Курша Первая не оставила какого-либо значительного следа в истории в отличии от Курши второй. Станция КУРША-1 была закрыта в 90-х годах XX века. Пассажирское сообщение на участке Гуреевский — Голованова Дача прекратилось в 2008 году, и Курша-1 осталась без постоянного населения, только на лето в неё приезжали грибники. Во время сухого лета 2010 года посёлок выгорел полностью. В самом начале бабьего лета 2025 года мы решили посетить продолжить изучение Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги в этом регионе и посмотреть своими глазами, что от него осталось. Технику проверили и загрузили накануне поездки.


экспедиция на КУРШУ-1 © deletant
экспедиция на КУРШУ-1 © deletant

На следующее утро выехали пораньше, чтобы не встрять в пробках на Егорьевском шоссе. Как всегда делаем промежуточную остановку, чтобы проверить крепление квадроцикла и затариться продуктами. На это уходит не более 30-40 минут. Мне подсказали, что такое крепление квадрика за счёт лебёдки небезопасное. Буду покупать дополнительную стропу, но пока за неимением таковой оставим старую схему.


STELS GUEPARD 2.0 © deletant
STELS GUEPARD 2.0 © deletant

На дорогу как правило уходит порядка трёх часов.


прицеп ЭКСПЕДИЦИЯ БИЗНЕС © deletant
прицеп ЭКСПЕДИЦИЯ БИЗНЕС © deletant

Первая промежуточная остановка в Гришино. Сейчас не буду подробно останавливаться на описании этого населённого пункта, чтобы не засорять тему. Обязательно расскажу про это село отдельно потому, что оно заслуживает отдельного внимания.


Гришино © deletant
Гришино © deletant

Всего в паре километров в Заводской Слободе есть уникальный для этих мест автомобильный железобетонный мост в сторону Болони. Интересен он тем, что в этих краях как правило строят через Пру строят деревянные мосты. Ориентировочно построен в 90-е годы военными, которые планировали размещение в глубине леса ракетных комплексов, скорее всего станцию для обслуживания БЖРК, который здесь курсировал.


железобетонный мост через реку Пра © deletant
железобетонный мост через реку Пра © deletant

Сейчас мост в заброшенном состоянии, все берега усеяны рыбаками, которых явно заинтересовало наше присутствие.


река Пра © deletant
река Пра © deletant

За слободой асфальтированные дороги заканчиваются и начинается песчаный автобан. Дорога в очень хорошем состоянии. Видно, что за ней следят для поддержания в надлежащем состоянии.


автобан © deletant
автобан © deletant

Направо уходит экологическая тропа к роднику. Уже в который раз у нас не хватает времени туда заехать. Обязательно как-нибудь в следующий раз заедем за родниковой водичкой.


экологическая тропа © deletant
экологическая тропа © deletant

к роднику © deletant
к роднику © deletant

Дорога сильно виляет огибая ландшафт. Оно удовольствие, можно ехать на большой скорости.


парк Мещерсий © deletant
парк Мещерсий © deletant

Слева и справа растут красивые корабельные сосны. Не зря здесь с конца XIX века активно занимались лесозаготовками.


корабельные сосны © deletant
корабельные сосны © deletant

А для задерживания распространения низового пожара, которые в этих краях случаются неоднократно в засушливые года обустроены минерализованные полосы.


минерализованная полоса © deletant
минерализованная полоса © deletant

Чуть ли не через каждые пол километра вдоль дороги встречаются предупредительные знаки, что вы находитесь на территории национального парка "МЕЩЕРСКИЙ", где нужно строго соблюдать правила поведения.


национальный парк «Мещерский» © deletant
национальный парк «Мещерский» © deletant

А так же множество мостиков, через ручьи и мелиоративные каналы.


мост © deletant
мост © deletant

Если посмотреть на карты, то в эти места ещё не так давно были густо заселены. Слева и справа множество заброшенных урочищ. Одно из них называется Гришинским лесничеством.


урочище Гришинское Лесничество © deletant
урочище Гришинское Лесничество © deletant

Ювино проскакиваем без остановки. Постоянное население деревни составляет всего 8 чел согласно переписи 20210 года.


Ювино © deletant
Ювино © deletant

банька © deletant
банька © deletant

До горизонта выгоревшие болота вокруг урочища Новостройка.


урочище Новостройка © deletant
урочище Новостройка © deletant

Эти деревни были электрифицированы, но в начале нулевых провода срезали и остались только железобетонные опоры не подверженные лесным пожарам.


Мещера © deletant
Мещера © deletant

Сколько ходит мистических легенд про эти места. В это можно верить, а можно и нет, но вдоль дороги всё чаще стали появляться странной формы деревья. Словно невидимая сила придала им причудливые формы.


дерево © deletant
дерево © deletant

Наконец мы добрались до Ольгино. По состоянию на 2010 год здесь числилось всего три постоянных местных жителя. Спустя 15 лет население деревня сильно возросло за счет дачников. Что самое интересное зимой доехать сюда практически невозможно.


Ольгино © deletant
Ольгино © deletant

крестьянский дом © deletant
крестьянский дом © deletant

Здесь нас поджидал сюрприз. Надеясь на свою память, мы свернули не в ту сторону и конечно же заблудились, тем самым были награждены увиденным. Дорога вывела нас к только что отстроенном деревянном мосту около кемпинга «Комариная клешня». Ещё каких то 10 лет назад он был разрушен. Именно такие мосты здесь строят повсеместно, но никак не железобетонные, о чем я упоминал выше.


мост © deletant
мост © deletant

река Пра © deletant
река Пра © deletant

о присутствии в здешних краях военных свидетельствуем множество довольно ухоженных НУПов спецсвязи.


НУП №10 © deletant
НУП №10 © deletant

На одной развилок, которая хорошо отложилась в моей памяти, сворачиваем к озеру Урцево.


развилка © deletant
развилка © deletant

Оно является памятник природы регионального значения площадью около 18 га. Берега выровненные, низкие, местами слегка заболоченные, дно илистое. Происхождение термокарстовое. Максимальная глубина - 2,5 метров. Зимой в последнее время часты заморы, южная часть зарастает канадским рисом.
В озере и прибрежной части обитает 8 видов рыб, 7 видов земноводных, 5 видов пресмыкающихся, отмечено 35 видов птиц, 10 видов млекопитающих а так же в нём произрастает орех Чилим.


озеро Урцево © deletant
озеро Урцево © deletant

На берегу был разбит небольшой бивак.


бивак © deletant
бивак © deletant

палаточный лагерь © deletant
палаточный лагерь © deletant

обитатели которого занимались собирательством и рыбной ловлей. Они похвалились своей добычей.


грибочки © deletant
грибочки © deletant

караси © deletant
караси © deletant

Нас угостили копчеными карасиками.

копченые карасики © deletant.iMGSRC.RU
копченые карасики © deletant.iMGSRC.RU

А в подтверждение тому, что эти места испокон веков были густо заселены продемонстрировали свои находки, датируемые разными эпохами.


клад © deletant
клад © deletant

находки © deletan
находки © deletan

Например пуговицы гирьки. Неизвестно когда точно появились пуговицы (встречались они на раскопках поселений X -XI вв. и даже раньше), но просуществовали они вплоть до начала XX века. Основным временем использования пуговиц-гирек на Руси были XV - XIX вв. Неизвестно когда точно появились пуговицы (встречались они на раскопках поселений X -XI вв. и даже раньше), но просуществовали они вплоть до начала XX века. Основным временем использования пуговиц-гирек на Руси были XV - XIX вв.


пуговицы гирьки © deletant
пуговицы гирьки © deletant

А вот значок МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ уже принадлежит эпохе развитого социализма.


значок московский городской совет © deletant
значок московский городской совет © deletant

Мы не стали особо докучать своим новым знакомым, но в ходе беседы оказалось, что это наши соседи по нашему постоянному месту жительства. Вот такие бывают совпадения. Пересекаем ещё один добротный мост, сооруженный из шпал и мы всё ближе к нашей цели.


мост © deletant
мост © deletant

Из леса выезжаем на дорогу через пересохшие за лето болота Затикино и Тишкино.


эх дороги © deletant
эх дороги © deletant

По весенним паводкам сюда лучше не соваться. Местами уровень воды поднимается от полуметра и выше, хотя в разгар бабьего лета здесь настоящая благодать.


болото Тишкино © deletant
болото Тишкино © deletant

болото Затикино © deletant
болото Затикино © deletant

А на объездной дороге минуя Голованово чуть было не вывалился из-за руля. Такого я ещё ни встречал на своём пути. Слышал, что подобное есть в астраханской пойме. Там даже разметку наносят на песке.


автобан © deletant
автобан © deletant

Хотя чему здесь удивляться. Дорога то наезженная. Но ещё каких-то 15 лет назад один егерь утверждал, что проезда в сторону Тумы здесь нет. Видимо как это принято слукавил.


дорожные знаки © deletant
дорожные знаки © deletant

В хуторе Голованово в отличии от станции всего два домика. В одном из них проживает егерь. Но нам на встречу так никто и не вышел.


хутор Голованово © deletant
хутор Голованово © deletant

Минуя урочище Пехорка выезжаем районе Горяченское и Беседское. Какая же здесь красота, аш дух перехватывает. То и дело с разных сторон прямо из под колёс взлетают тетерева. Они на столько быстрые, что ни одного не успел сфотографировать. Уж поверьте мне на слово. У меня в голове не укладывыается, как эти громадные курицы так могут быстро летать.


болото Горяченское © deletant
болото Горяченское © deletant

Наконец сворачиваем на развилке, которая ведёт непосредственно на бывшую станцию КУРША-1.


дорога на станцию КУРША-1 © deletant
дорога на станцию КУРША-1 © deletant

У меня в очередной раз глаза выскакивают из орбит. Вся дорога усеяна исключительно благородными грибами белыми и подосиновиками. Но стоило мне остановиться на пару минуть для памятногого фотографирования, как нас с головы до ног облепили лосиные мухи. Они конечно же безобидные, но когда тебя и квадроцикл покрывает это одеяло, становится немного жутковато. Только на скорости удается от них избавиться.


белый гриб © deletant
белый гриб © deletant

Минуя несколько заболоченных участков дороги мы попадаем на станцию КУРША-1. Хотя от сюда не так давно ущли люди, каких-то 15 лет назад, но признаков жизни практически не осталось. Последние постройки поглотили пожары 2010 года. А ещё в в 1987 году вокзал выглядел так.

фото из интернет
фото из интернет

Вдоль узкоколейки встречаются остатки изгороди и шпалы.


изгородь © deletant
изгородь © deletant

шпалы узкоколейки на станции КУРША-1 © deletant
шпалы узкоколейки на станции КУРША-1 © deletant

На самой станции обнаружили железобетонные плиты-противовесы (контргрузы) для кранов, которыми грузили лес.


железобетонные плиты-противовесы (контргрузы) © deletant
железобетонные плиты-противовесы (контргрузы) © deletant

А так же остатки железнодорожной платформы. На большее мы по большому счету и не рассчитывали.


остатки Ж/Д платформы станции КУРША_-1 © deletant
остатки Ж/Д платформы станции КУРША_-1 © deletant

К сожалению на КУРШУ-2 мы не успевали по времени. В это время года очень быстро наступают сумерки, а нам до базового лагеря чуть меньше пятидесяти километров по пересеченной местности. На обратном пути в Заводской Слободе заметили хорошо сохранившийся КУНГ. Интересно для чего он использовался.


КУНГ © deletant
КУНГ © deletant

Когда вернулись, уже начало смеркаться, а наши коллеги тем временем уже во всю готовили плов.


казан © deletant
казан © deletant

плов © deletant
плов © deletant

И употребляли прохладительные напитки.


крафтовое пиво © deletant
крафтовое пиво © deletant

Пока мы были в отъезде, девочки сходили в лес за грибами. Как оказалось не зря.


грибы © deletant
грибы © deletant

Утром загрузил технику в прицеп.


техника © deletant
техника © deletant

Land Rover Defender © deletant
Land Rover Defender © deletant

Пофотографировал шмеля, который прилетел не свет ни заря собирать сладкий нектар.


шмель © deletant
шмель © deletant

На обратном пути остановились в Самойлихе рядом с красивым домиком украшенным резьбой по дереву.


Самойлиха Егорьевское шоссе © deletant
Самойлиха Егорьевское шоссе © deletant

дом с резными окнами © deletant
дом с резными окнами © deletant

резные наличники © deletant
резные наличники © deletant

Набрали на заброшенном участке три ведра яблок. Дома их насушили для компота и сварили яблочный джем.


яблоки © deletant
яблоки © deletant

PS протяженность нашего маршрута до КУРШИ-1 составила 99,75 километра, средняя скорость 28,31 км/ч, продолжительность 3 часа 31 минута. При удачном стечении обстоятельств маршрут частично проезжабелен даже на недоприводе. Нужно быть крайне внимательным на песчаных дюнах и при переезде мостов, которые по внешнему виду могут внушать доверие, но под тяжестью транспортного средства могут провалилться гнилые брёвна.


трек КУРША-1 © deletant
трек КУРША-1 © deletant