На карте Рязанского региона к югу от Тумы всё ещё изображают два посёлка по имени Курша, хотя их давно нет в помине. Их история началась с периода окончания Гражданской войны, когда в условиях дефицита строительных материалов для освоения Мещерских лесов. Поселок был основан в конце 20-х годов XX века. При строительстве ветки от участка Тумская — Голованова Дача Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги протянули ветку до Чаруса. На развилке вырос посёлок Курша-1. Название посёлок получил от протекающей восточнее реки Курша. В «Курше Первой» построили образцовую лесомашинную станцию с передвижными электростанциями, а деревья валили с помощью электропил. Курша Первая не оставила какого-либо значительного следа в истории в отличии от Курши второй. Станция КУРША-1 была закрыта в 90-х годах XX века. Пассажирское сообщение на участке Гуреевский — Голованова Дача прекратилось в 2008 году, и Курша-1 осталась без постоянного населения, только на лето в неё приезжали грибники. Во время сухого лета 2010 года посёлок выгорел полностью. В самом начале бабьего лета 2025 года мы решили посетить продолжить изучение Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги в этом регионе и посмотреть своими глазами, что от него осталось. Технику проверили и загрузили накануне поездки.
На следующее утро выехали пораньше, чтобы не встрять в пробках на Егорьевском шоссе. Как всегда делаем промежуточную остановку, чтобы проверить крепление квадроцикла и затариться продуктами. На это уходит не более 30-40 минут. Мне подсказали, что такое крепление квадрика за счёт лебёдки небезопасное. Буду покупать дополнительную стропу, но пока за неимением таковой оставим старую схему.
На дорогу как правило уходит порядка трёх часов.
Первая промежуточная остановка в Гришино. Сейчас не буду подробно останавливаться на описании этого населённого пункта, чтобы не засорять тему. Обязательно расскажу про это село отдельно потому, что оно заслуживает отдельного внимания.
Всего в паре километров в Заводской Слободе есть уникальный для этих мест автомобильный железобетонный мост в сторону Болони. Интересен он тем, что в этих краях как правило строят через Пру строят деревянные мосты. Ориентировочно построен в 90-е годы военными, которые планировали размещение в глубине леса ракетных комплексов, скорее всего станцию для обслуживания БЖРК, который здесь курсировал.
Сейчас мост в заброшенном состоянии, все берега усеяны рыбаками, которых явно заинтересовало наше присутствие.
За слободой асфальтированные дороги заканчиваются и начинается песчаный автобан. Дорога в очень хорошем состоянии. Видно, что за ней следят для поддержания в надлежащем состоянии.
Направо уходит экологическая тропа к роднику. Уже в который раз у нас не хватает времени туда заехать. Обязательно как-нибудь в следующий раз заедем за родниковой водичкой.
Дорога сильно виляет огибая ландшафт. Оно удовольствие, можно ехать на большой скорости.
Слева и справа растут красивые корабельные сосны. Не зря здесь с конца XIX века активно занимались лесозаготовками.
А для задерживания распространения низового пожара, которые в этих краях случаются неоднократно в засушливые года обустроены минерализованные полосы.
Чуть ли не через каждые пол километра вдоль дороги встречаются предупредительные знаки, что вы находитесь на территории национального парка "МЕЩЕРСКИЙ", где нужно строго соблюдать правила поведения.
А так же множество мостиков, через ручьи и мелиоративные каналы.
Если посмотреть на карты, то в эти места ещё не так давно были густо заселены. Слева и справа множество заброшенных урочищ. Одно из них называется Гришинским лесничеством.
Ювино проскакиваем без остановки. Постоянное население деревни составляет всего 8 чел согласно переписи 20210 года.
До горизонта выгоревшие болота вокруг урочища Новостройка.
Эти деревни были электрифицированы, но в начале нулевых провода срезали и остались только железобетонные опоры не подверженные лесным пожарам.
Сколько ходит мистических легенд про эти места. В это можно верить, а можно и нет, но вдоль дороги всё чаще стали появляться странной формы деревья. Словно невидимая сила придала им причудливые формы.
Наконец мы добрались до Ольгино. По состоянию на 2010 год здесь числилось всего три постоянных местных жителя. Спустя 15 лет население деревня сильно возросло за счет дачников. Что самое интересное зимой доехать сюда практически невозможно.
Здесь нас поджидал сюрприз. Надеясь на свою память, мы свернули не в ту сторону и конечно же заблудились, тем самым были награждены увиденным. Дорога вывела нас к только что отстроенном деревянном мосту около кемпинга «Комариная клешня». Ещё каких то 10 лет назад он был разрушен. Именно такие мосты здесь строят повсеместно, но никак не железобетонные, о чем я упоминал выше.
о присутствии в здешних краях военных свидетельствуем множество довольно ухоженных НУПов спецсвязи.
На одной развилок, которая хорошо отложилась в моей памяти, сворачиваем к озеру Урцево.
Оно является памятник природы регионального значения площадью около 18 га. Берега выровненные, низкие, местами слегка заболоченные, дно илистое. Происхождение термокарстовое. Максимальная глубина - 2,5 метров. Зимой в последнее время часты заморы, южная часть зарастает канадским рисом.
В озере и прибрежной части обитает 8 видов рыб, 7 видов земноводных, 5 видов пресмыкающихся, отмечено 35 видов птиц, 10 видов млекопитающих а так же в нём произрастает орех Чилим.
На берегу был разбит небольшой бивак.
обитатели которого занимались собирательством и рыбной ловлей. Они похвалились своей добычей.
Нас угостили копчеными карасиками.
А в подтверждение тому, что эти места испокон веков были густо заселены продемонстрировали свои находки, датируемые разными эпохами.
Например пуговицы гирьки. Неизвестно когда точно появились пуговицы (встречались они на раскопках поселений X -XI вв. и даже раньше), но просуществовали они вплоть до начала XX века. Основным временем использования пуговиц-гирек на Руси были XV - XIX вв. Неизвестно когда точно появились пуговицы (встречались они на раскопках поселений X -XI вв. и даже раньше), но просуществовали они вплоть до начала XX века. Основным временем использования пуговиц-гирек на Руси были XV - XIX вв.
А вот значок МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ уже принадлежит эпохе развитого социализма.
Мы не стали особо докучать своим новым знакомым, но в ходе беседы оказалось, что это наши соседи по нашему постоянному месту жительства. Вот такие бывают совпадения. Пересекаем ещё один добротный мост, сооруженный из шпал и мы всё ближе к нашей цели.
Из леса выезжаем на дорогу через пересохшие за лето болота Затикино и Тишкино.
По весенним паводкам сюда лучше не соваться. Местами уровень воды поднимается от полуметра и выше, хотя в разгар бабьего лета здесь настоящая благодать.
А на объездной дороге минуя Голованово чуть было не вывалился из-за руля. Такого я ещё ни встречал на своём пути. Слышал, что подобное есть в астраханской пойме. Там даже разметку наносят на песке.
Хотя чему здесь удивляться. Дорога то наезженная. Но ещё каких-то 15 лет назад один егерь утверждал, что проезда в сторону Тумы здесь нет. Видимо как это принято слукавил.
В хуторе Голованово в отличии от станции всего два домика. В одном из них проживает егерь. Но нам на встречу так никто и не вышел.
Минуя урочище Пехорка выезжаем районе Горяченское и Беседское. Какая же здесь красота, аш дух перехватывает. То и дело с разных сторон прямо из под колёс взлетают тетерева. Они на столько быстрые, что ни одного не успел сфотографировать. Уж поверьте мне на слово. У меня в голове не укладывыается, как эти громадные курицы так могут быстро летать.
Наконец сворачиваем на развилке, которая ведёт непосредственно на бывшую станцию КУРША-1.
У меня в очередной раз глаза выскакивают из орбит. Вся дорога усеяна исключительно благородными грибами белыми и подосиновиками. Но стоило мне остановиться на пару минуть для памятногого фотографирования, как нас с головы до ног облепили лосиные мухи. Они конечно же безобидные, но когда тебя и квадроцикл покрывает это одеяло, становится немного жутковато. Только на скорости удается от них избавиться.
Минуя несколько заболоченных участков дороги мы попадаем на станцию КУРША-1. Хотя от сюда не так давно ущли люди, каких-то 15 лет назад, но признаков жизни практически не осталось. Последние постройки поглотили пожары 2010 года. А ещё в в 1987 году вокзал выглядел так.
Вдоль узкоколейки встречаются остатки изгороди и шпалы.
На самой станции обнаружили железобетонные плиты-противовесы (контргрузы) для кранов, которыми грузили лес.
А так же остатки железнодорожной платформы. На большее мы по большому счету и не рассчитывали.
К сожалению на КУРШУ-2 мы не успевали по времени. В это время года очень быстро наступают сумерки, а нам до базового лагеря чуть меньше пятидесяти километров по пересеченной местности. На обратном пути в Заводской Слободе заметили хорошо сохранившийся КУНГ. Интересно для чего он использовался.
Когда вернулись, уже начало смеркаться, а наши коллеги тем временем уже во всю готовили плов.
И употребляли прохладительные напитки.
Пока мы были в отъезде, девочки сходили в лес за грибами. Как оказалось не зря.
Утром загрузил технику в прицеп.
Пофотографировал шмеля, который прилетел не свет ни заря собирать сладкий нектар.
На обратном пути остановились в Самойлихе рядом с красивым домиком украшенным резьбой по дереву.
Набрали на заброшенном участке три ведра яблок. Дома их насушили для компота и сварили яблочный джем.
PS протяженность нашего маршрута до КУРШИ-1 составила 99,75 километра, средняя скорость 28,31 км/ч, продолжительность 3 часа 31 минута. При удачном стечении обстоятельств маршрут частично проезжабелен даже на недоприводе. Нужно быть крайне внимательным на песчаных дюнах и при переезде мостов, которые по внешнему виду могут внушать доверие, но под тяжестью транспортного средства могут провалилться гнилые брёвна.