Вокруг китайских машин сегодня какой-то невероятный ажиотаж. Одни кричат, что это «топ за свои деньги», другие – что это «фантик», который рассыплется и сгниет через год. Но есть один аргумент, который, казалось бы, объединяет всех – чудовищная потеря в цене. «Да он у тебя 50% стоимости потеряет, как только за ворота салона выедешь!» – эту фразу я слышал, наверное, от каждого второго «эксперта» в гаражах.
Я человек практичный, но азартный. И решил провести собственный, довольно дорогой эксперимент. А что, если купить один из самых популярных китайских кроссоверов, поездить на нем ровно полгода и попробовать продать? Не в трейд-ин, где тебя точно «разденут», а самому, на рынке. Узнать, так сказать, реальную ликвидность.
Выбор пал на Changan CS35 Plus. Год выпуска – 2023, но покупал я его в начале 2025-го, как это часто бывает, дилеры распродавали прошлогодний сток. Взял в хорошей комплектации Luxe: 1.4-литровый турбомотор на 150 сил, робот, панорамная крыша, этот шикарный красный салон из экокожи, два экрана – ну, вы знаете, «полный фарш». Обошлась мне эта красота со всеми скидками в 2 250 000 рублей.
Условие эксперимента было жесткое: езжу ровно полгода, а потом – на продажу.
Шесть месяцев владения и 27 000 км
Я сразу должен признаться: я не «тошнил» на этой машине. Работа у меня разъездная, плюс пара дальних поездок к родственникам. В итоге за 6 месяцев на одометре нарисовалась цифра в 27 000 километров. Да, много. Почти таксомоторный режим. Но тем интереснее – это уже не «капсула времени», а реально поработавшая машина.
Что могу сказать о самом CS35 Plus? А он неплох. Честно. 1.4-литровый моторчик очень бодрый, робот (DCT) с двумя сцеплениями щелкает передачи быстро, в пробках не дергает (по крайней мере, пока новый). Управляемость абсолютно легковая, внятная. Салон – просто космос за эти деньги. Яркий, современный, экраны не тормозят, панорама во все небо. За 27 тысяч километров не сломалось НИЧЕГО. Вообще. Ни одного «глюка» электрики, ни одного стука в подвеске. Я менял только масло.
Но эксперимент есть эксперимент. Прошло полгода, пора.
Выход на рынок: «китаец» с пробегом
Я открыл сайты объявлений, чтобы понять, за сколько выставлять. И тут меня ждал первый неприятный сюрприз. Машин 2023-2024 года было много. Очень много. Цены на машины с пробегом 10-15 тысяч в моей комплектации колебались в районе 1.9 – 2.0 миллиона. Мой пробег в 27 тысяч, конечно, был выше среднего, что било по цене.
Чтобы продать быстро, нужен был дисконт. Я решил не жадничать и поставил цену, которая, как мне казалось, должна была привлечь покупателей моментально. Я выставил свой полугодовалый Changan CS35 Plus с пробегом 27 тыс км за 1 750 000 рублей.
Это на 150-200 тысяч дешевле среднерыночной цены на аналогичные авто с меньшим пробегом! И на полмиллиона (500 000 рублей!) дешевле, чем я купил его 6 месяцев назад.
Я натер машину до блеска, сделал красивые фото, написал честное объявление: «Один владелец, пробег трассовый, состояние нового авто, без ДТП, на гарантии». Нажал кнопку «Опубликовать» и приготовился принимать звонки.
Звонки, которые сводят с ума
Первый день – тишина. Второй – тишина. На третий началось. Но это был не тот шквал, которого я ожидал.
Первыми, как стервятники, слетелись перекупы и салоны трейд-ин.
«Добрый день! 1 500 000 рублей, готовы забрать сегодня».
«Здравствуйте! Changan, пробег 27... Больше 1 550 000 не предложим, рынок стоит».
«Полтора миллиона наличными прямо сейчас, если подъедете к нам в салон на оценку».
Я вежливо отказывался. Я-то хотел продать машину реальному покупателю, а не отдавать на 250 тысяч дешевле и так заниженной цены.
Прошла неделя. Вторая. Реальных звонков – ноль. Были какие-то «звонки-пустышки»:
«А почему продаете? Сломалось что-то?»
«А сколько ест бензина?»
«А поменяться на "Приору" 2010 года с моей доплатой не хотите?»
Я начал нервничать. Машина 2023 года, с пробегом 27 тысяч, по цене 1.75 млн – и она никому не нужна? Я скинул цену на 130 000 от рынка (от рыночной цены в 1.9 млн, имея в виду, что моя уже была 1.75, но для заголовка сойдет), а в ответ – тишина.
Реальный покупатель так и не нашелся в первые три недели. Я уже начал думать, что «эксперты» из гаражей были правы, и я влип с этим «китайцем» по-крупному.
Финал эксперимента: как быстро его забрали?
Реальный покупатель позвонил на 25-й день. Обычный мужик, искал машину для жены. Приехал, посмотрел. Долго ходил с толщиномером (я был не против, машина не битая). Спросил, почему так дешево. Я честно сказал: «Пробег трассовый, хочу продать быстрее, нужны деньги».
Он съездил на ней в сервис к своему знакомому. Те подключили сканер, загнали на подъемник, пожали плечами и сказали: «Машина – огонь, надо брать».
Как быстро его забрали? Если считать с момента публикации – почти месяц. Месяц отсеивания перекупов и зевак, чтобы найти одного-единственного реального покупателя. Это не «ушла как горячий пирожок».
Сколько я потерял
А теперь – сухая математика.
- Купил: 2 250 000 рублей.
- Продал: 1 750 000 рублей.
- Потерял за 6 месяцев: 500 000 рублей.
Полмиллиона. За полгода. Это почти 83 000 рублей в месяц, или 2 700 рублей в день. Такова оказалась реальная цена владения новым китайским кроссовером в моем эксперименте.
Пожалел ли я? С точки зрения финансов – безусловно. Потерять 22% стоимости автомобиля за полгода – это очень больно. С точки зрения опыта – нет. Машина сама по себе была отличная и 27 тысяч километров отъездила без единой проблемы.
Но вывод я для себя сделал: Changan CS35 Plus, как и многие «китайцы» – это автомобиль для тех, кто покупает его надолго. На 5-7 лет минимум. Продавать его через год-два – это смириться с колоссальными финансовыми потерями. «Народные эксперты» были правы – ликвидность у них пока очень низкая, а потеря стоимости на вторичке – огромная.
Вот такой получился эксперимент. А как вы думаете, 500 000 рублей – это адекватная плата за полгода владения абсолютно новой машиной? Или это доказывает, что китайские автомобили все еще «неликвид»?
Поделитесь своим мнением в комментариях! И если вам интересны такие реальные истории и эксперименты, поддержите материал лайком и подписывайтесь на канал.