Люфт руля — это свободный ход рулевого колеса до момента, когда колёса начинают реагировать на поворот. Допустимый люфт для легковых автомобилей не должен превышать 10 градусов, для автобусов — 20 градусов, для грузовых автомобилей — 25 градусов. Превышение этих значений ухудшает управляемость и может привести к аварийной ситуации.
Основные причины люфта
- Износ шарниров тяг и наконечников. Пыльники защищают шарниры от грязи и удерживают смазку. При их повреждении смазка вымывается, а на детали попадает пыль, что приводит к износу и появлению люфта.
- Ослабление крепления руля. Если гайка, крепящая руль к валу, ослаблена, возникает люфт и биение руля.
- Износ подшипников рулевой колонки. Из-за этого появляется радиальный люфт, руль перемещается во всех направлениях.
- Износ шлицевой части или карданов. При износе шарниров или шлицов возникает стук и избыточный люфт.
- Проблемы с рулевой рейкой. Износ зубцов шестерни и рейки, повреждение упорной втулки или подшипников могут вызвать люфт.
- Износ втулок рейки. При износе втулок, расположенных по торцам корпуса рейки, возникает биение.
- Ослабление креплений рулевой колонки. Вибрации и нагрузка могут привести к разболтанности крепежных элементов.
- Износ крестовины рулевого вала.
- Проблемы с гидроусилителем или ЭУР. Неисправности усилителя руля также могут вызывать люфт.
Как устранить люфт
Метод устранения зависит от причины проблемы:
- Затяжка крепежных элементов. Если люфт вызван ослаблением креплений, нужно затянуть болты и гайки динамометрическим ключом.
- Замена подшипников рулевой колонки. При износе подшипников их необходимо демонтировать и заменить на новые.
- Замена крестовины рулевого вала. При сильном износе крестовины её следует снять и установить новую.
- Ремонт или замена рулевой рейки. В зависимости от степени износа можно попробовать отрегулировать рейку (подтянуть регулировочный болт) или заменить её на новую или восстановленную деталь.
- Проверка и замена рулевых наконечников. При износе наконечников их нужно заменить.
- Замена изношенных шлицов или карданов. При обнаружении люфта в этих элементах требуется их замена.
Если после самостоятельной диагностики не удаётся устранить проблему, рекомендуется обратиться в специализированный сервис. Ремонт рулевой рейки часто требует профессионального оборудования и навыков.
Как проверить люфт
Для проверки люфта необходимо:
- Установить автомобиль на ровную и твёрдую поверхность.
- Выставить колёса вдоль продольной оси кузова.
- Аккуратно покачать руль, определяя момент начала отклонения колёс.
- Визуально или с помощью люфтометра измерить люфт.
Люфтометр — специальный прибор для измерения угла поворота руля до начала движения колёс. Он может быть механическим или электронным.
Профилактика
Чтобы избежать появления люфта, рекомендуется:
- Регулярно проводить диагностику рулевого управления.
- Использовать качественные автозапчасти при ремонте.
- Следить за уровнем смазки в механизмах.
- Избегать ударов и повреждений рулевой колонки, особенно после ДТП.
Эксплуатация автомобиля с люфтом руля, превышающим допустимые нормы, запрещена по ПДД. При обнаружении проблемы необходимо немедленно её устранить.
На этом всё, всем пока, подписывайтесь на каналы в дзене, в контакте, рутубе, ютубе и одноклассниках!
Ютуб https://www.youtube.com/@Searchofgoldnuggets
Группа в контакте https://vk.com/club141470537
Рутуб https://rutube.ru/channel/23796126/
Одноклассники https://ok.ru/group70000003956112