Найти в Дзене
Ремонт авто

От чего бывает люфт руля и как его устранить?!

Оглавление

Люфт руля — это свободный ход рулевого колеса до момента, когда колёса начинают реагировать на поворот. Допустимый люфт для легковых автомобилей не должен превышать 10 градусов, для автобусов — 20 градусов, для грузовых автомобилей — 25 градусов. Превышение этих значений ухудшает управляемость и может привести к аварийной ситуации.

Основные причины люфта

  1. Износ шарниров тяг и наконечников. Пыльники защищают шарниры от грязи и удерживают смазку. При их повреждении смазка вымывается, а на детали попадает пыль, что приводит к износу и появлению люфта.
  2. Ослабление крепления руля. Если гайка, крепящая руль к валу, ослаблена, возникает люфт и биение руля.
  3. Износ подшипников рулевой колонки. Из-за этого появляется радиальный люфт, руль перемещается во всех направлениях.
  4. Износ шлицевой части или карданов. При износе шарниров или шлицов возникает стук и избыточный люфт.
  5. Проблемы с рулевой рейкой. Износ зубцов шестерни и рейки, повреждение упорной втулки или подшипников могут вызвать люфт.
  6. Износ втулок рейки. При износе втулок, расположенных по торцам корпуса рейки, возникает биение.
  7. Ослабление креплений рулевой колонки. Вибрации и нагрузка могут привести к разболтанности крепежных элементов.
  8. Износ крестовины рулевого вала.
  9. Проблемы с гидроусилителем или ЭУР. Неисправности усилителя руля также могут вызывать люфт.

Как устранить люфт

Метод устранения зависит от причины проблемы:

  1. Затяжка крепежных элементов. Если люфт вызван ослаблением креплений, нужно затянуть болты и гайки динамометрическим ключом.
  2. Замена подшипников рулевой колонки. При износе подшипников их необходимо демонтировать и заменить на новые.
  3. Замена крестовины рулевого вала. При сильном износе крестовины её следует снять и установить новую.
  4. Ремонт или замена рулевой рейки. В зависимости от степени износа можно попробовать отрегулировать рейку (подтянуть регулировочный болт) или заменить её на новую или восстановленную деталь.
  5. Проверка и замена рулевых наконечников. При износе наконечников их нужно заменить.
  6. Замена изношенных шлицов или карданов. При обнаружении люфта в этих элементах требуется их замена.

Если после самостоятельной диагностики не удаётся устранить проблему, рекомендуется обратиться в специализированный сервис. Ремонт рулевой рейки часто требует профессионального оборудования и навыков.

Как проверить люфт

Для проверки люфта необходимо:

  1. Установить автомобиль на ровную и твёрдую поверхность.
  2. Выставить колёса вдоль продольной оси кузова.
  3. Аккуратно покачать руль, определяя момент начала отклонения колёс.
  4. Визуально или с помощью люфтометра измерить люфт.

-2

Люфтометр — специальный прибор для измерения угла поворота руля до начала движения колёс. Он может быть механическим или электронным.

Профилактика

Чтобы избежать появления люфта, рекомендуется:

  • Регулярно проводить диагностику рулевого управления.
  • Использовать качественные автозапчасти при ремонте.
  • Следить за уровнем смазки в механизмах.
  • Избегать ударов и повреждений рулевой колонки, особенно после ДТП.

Эксплуатация автомобиля с люфтом руля, превышающим допустимые нормы, запрещена по ПДД. При обнаружении проблемы необходимо немедленно её устранить.

На этом всё, всем пока, подписывайтесь на каналы в дзене, в контакте, рутубе, ютубе и одноклассниках!

Ютуб https://www.youtube.com/@Searchofgoldnuggets

Группа в контакте https://vk.com/club141470537

Рутуб https://rutube.ru/channel/23796126/

Одноклассники https://ok.ru/group70000003956112