Лопатинский сад, улицы Маяковского и Большая Советская, Свято-Успенский кафедральный собор и Смоленская крепостная стена — тысячи смолян ежедневно проходят мимо, не замечая привычных для них видов. Но под виртуальной кистью иллюстратора Виктории Барановой знакомые локации преображаются до неузнаваемости, наполняясь магией, сказочными существами и собственной жизнью. Журналист «Печь.Инфо» пообщался со смолянкой, подробности — в самом «мурчащем» интервью.
Как любовь к рисованию нашла свой путь
Виктория Баранова — иллюстратор из Смоленска. С пяти лет она училась рисовать в изостудии «Юность», а в 2012 году окончила детскую художественную школу имени М.К. Тенишевой. С 2020 года совершенствовала своё мастерство под руководством Анатолия Шлюпкина, а с 2021 года стала постоянной участницей областных, всероссийских и международных выставок.
Она создала серию открыток со сказочными персонажами и пейзажами родного города, сотрудничая с Центром развития туризма Смоленской области и музеем «В мире сказки».
Как же любовь к рисованию, утерянная на время, нашла вновь Викторию и превратилась в любимое дело?
Девушка призналась, что не стала поступать на художественно-графический факультет по причине отсутствия навыков работы с акварелью, которая была обязательна на вступительных испытаниях. Не рискуя идти на экзамен, она выбрала социологический факультет СмолГУ и окончила его заочно. Так ее профессиональная жизнь ушла от искусства.
После института, в поисках ответа на вопрос «кем быть?», Вика вновь вспомнила о своей детской страсти — рисовании. Решающим моментом стала случайная «встреча» с красивым скетчбуком. Его качественная бумага и стильная обложка так вдохновили, что тетрадь для набросков была немедленно куплена. С этого, по словам нашей собеседницы, всё и началось.
Кстати, в детстве, по воспоминаниям Виктории, у нее не было четких предпочтений — рисовала всё подряд. Длительное обучение в художественной школе немного утомило, а наставника, который мог бы направить в определенное русло, не нашлось. Сегодня художница не жалеет о том, как сложилась ее судьба. Она с улыбкой отмечает, что, возможно, учеба на художественно-графическом факультете ей и не далась — там требуется огромное трудолюбие, а ей, по собственному признанию, в то время было «лень». Сейчас наша героиня работает не по специальности — в клиентской поддержке одной из компаний. Однако творчество прочно вошло в ее жизнь: параллельно с основной работой она продолжает принимать заказы на создание уникальных открыток, доказывая, что настоящее призвание всегда находит свой путь.
Случайный герой, «Вампиры средней полосы» и «лунные» существа
Один из главных героев открыток Виктории — очаровательный рыжий кот. На вопрос о том, как возникла идея создать такого запоминающегося персонажа, художница ответила, что он появился случайно. Изначально она не планировала делать кота центром своих работ, признавая, что коты — персонажи довольно банальные.
Всё изменилось во время работы над открыткой к Яблочному спасу: нужно было заполнить пустое место в левой части рисунка. Подняв глаза, Виктория увидела своего кота Кузю, сидевшего напротив. «А почему бы и нет? Значит, тут будешь сидеть ты», — подумала она. Выражение мордочки у кота получилось настолько интересным, что персонаж полюбился смолянам и гостям города и стал появляться на других открытках.
Любопытно, что в числе первых персонажей открытки оказались летучая мышь и хорёк (или суслик). Этот дуэт — не что иное как отсылка к популярному сериалу «Вампиры средней полосы», часть которого снимали в Смоленске. Именно благодаря этому проекту город прочно ассоциируется с образом крылатого вампира, что и вдохновило Викторию на создание рисунка.
Художница признаётся, что наполняет свои работы глубоким личным смыслом. По её словам, источником вдохновения служат тёплые воспоминания из детства. На открытках можно разглядеть пирог на знакомой с детства тарелке, ладью с яблоками или компот в больших бутылях — всё это не просто красивые образы, а отсылки к личным переживаниям, любимым фильмам и ярким детским впечатлениям.
Отдельное место в её творчестве занимают кролики. Художница объясняет их присутствие особой, почти мистической аурой этих животных. По её мнению, кролики — светлые и «лунные» существа, которых невероятно интересно рисовать, особенно эффектно они смотрятся на фоне ночного пейзажа.
Рождение котопризраков
Первые котопризраки (маленькие разноцветные котики, которые «прячутся» в локациях — прим.ред.) поселились на рисунках Виктории совершенно случайно. Художница размышляла, чем заполнить пустующее пространство на открытке, — и нарисовала несколько выглядывающих из кустов у крепостной стены разноцветных кошачьих теней со светящимися глазами. Забавные персонажи мгновенно покорили смолян. Теперь котопризраков замечают среди нарисованных деревьев, на крышах, в бойницах крепостной стены, в окнах и за приоткрытыми дверями.
Как отмечает сама Виктория, единственный рисунок, на котором их нет, — это сцена, где кот и кошка сидят на скамейке в парке зимней ночью. По словам художницы, её котопризраки — существа теплолюбивые и в мороз не выходят: летом они живут на улице, а зимой — только в помещениях.
Простая задумка художницы Виктории обрела неожиданную популярность среди молодой аудитории. Посетители различных фестивалей с большим интересом начали искать и считать забавных котопризраков, изображённых на её открытках.
Увлечение приобрело такой размах, что Виктория организовала специальный конкурс, посвящённый подсчёту этих мистических питомцев. По её словам, она была поражена, насколько сильно юная публика полюбила этих «пушистых» героев.
Город как источник вдохновения
Практически каждая работа Виктории связана со Смоленском. Художница признаётся, что давно хотела нарисовать городские открытки и в итоге воплотила эту идею в жизнь, заранее зная, что это будет целая серия.
Первой работой стал «Яблочный спас», поскольку рисовала она его летом. На второй открытке кот катался на самокате вдоль крепостной стены, а потом отправился на рыбалку — просто потому, что художнице захотелось нарисовать русалку. А где в городе можно поселить русалку? Конечно, в пруду у стены в Лопатинском саду.
Сюжеты, по словам Виктории, рождаются спонтанно, порой вырастая из одной детали. Например, если захотелось нарисовать Успенский собор, но разместить рядом кота сложно из-за пропорций, то почему бы не изобразить его сверху? А значит, кот должен летать… на метле! Правда, кот на метле смотрелся странно, поэтому его заменили на кошку. Позже смоляне дали ей имя Марго — в честь героини романа Михаила Булгакова. Так персонажи начинают жить собственной жизнью.
Магия деталей
Работы Виктории Барановой хочется не просто рассматривать, а изучать в поисках интересных деталей. Например, на первой открытке осенней серии на стене в квартире у кота можно разглядеть горящий лист календаря с датой «3 сентября», а на спинке кресла висит толстовка, в которой он катался на самокате летом. А на изображении с гадающей на фоне костёла кошкой в рамке на стене висит самая первая открытка с Яблочным спасом.
Виктория признаётся, что обожает прорабатывать такие мелочи, наполняя рисунки всевозможными отсылками и смыслами. Так, на открытке к юбилею города она изобразила собаку своих друзей по кличке Флоки, а коты, устроившие свидание на крыше с видом на собор, лакомятся кусочками сыра бри…
Продолжение следует… Будем подробнее изучать серии открыток иллюстратора вместе с «Печь.Инфо».
Автор — Наталья Лещинская