Найти в Дзене

Уильям Тёрнер и четыре стихии, которым он посвятил жизнь

Рембрандт хотел бы так писать!.. Если б мог... Художник Бенджамин Уэст Современники безжалостно критиковали его произведения за господство яркой палитры, особую манеру подачи солнечного света, новаторство! Этот художник изменил устоявшееся мнение о пейзажах и акварельной живописи! Неуправляемая стихия! Неиссякаемый источник энергии! Невероятный поток вдохновения! Формы и очертания появлялись лишь со второго акта, придавая работам неповторимое звучание и тональность. Уильям Тёрнер - яркий и неповторимый художник Викторианской эпохи, обошедший ее ровно на полтора столетия...его последними словами в этом мире были: "Солнце - это Бог" и каждая работа художника была тому подтверждением. Солнце, воздух, вода и огонь - четыре стихии, которым Тёрнер посвятил всю свою жизнь. Уильям родился 23 апреля 1775 года в одном из районов Лондона под названием Ковент-Гарден. Его отец профессионально занимался изготовлением париков в своей мастерской. Мальчик стал очень рано интересоваться живопись

Рембрандт хотел бы так писать!.. Если б мог... Художник Бенджамин Уэст

Современники безжалостно критиковали его произведения за господство яркой палитры, особую манеру подачи солнечного света, новаторство! Этот художник изменил устоявшееся мнение о пейзажах и акварельной живописи!

Неуправляемая стихия!

Неиссякаемый источник энергии!

Невероятный поток вдохновения!

Формы и очертания появлялись лишь со второго акта, придавая работам неповторимое звучание и тональность. Уильям Тёрнер - яркий и неповторимый художник Викторианской эпохи, обошедший ее ровно на полтора столетия...его последними словами в этом мире были: "Солнце - это Бог" и каждая работа художника была тому подтверждением. Солнце, воздух, вода и огонь - четыре стихии, которым Тёрнер посвятил всю свою жизнь.

У. Тёрнер "Сцена на берегу с рыбаками, буксирующими лодку к берегу", 1804
У. Тёрнер "Сцена на берегу с рыбаками, буксирующими лодку к берегу", 1804

Уильям родился 23 апреля 1775 года в одном из районов Лондона под названием Ковент-Гарден. Его отец профессионально занимался изготовлением париков в своей мастерской. Мальчик стал очень рано интересоваться живописью, занимался самостоятельно. Отец не относился к этому скептически, а рассматривал увлечение сына, как возможность дополнительного дохода.

Когда Уильяму исполнилось всего десять лет, он переехал к своему дяде в пригород Брентфорда. Причиной этому послужила болезнь матери Уильяма. Обстановка в семье была крайне тяжелая. Свои последние дни она будет доживать в доме для умалишенных. Отцу с сыном пришлось многое пережить и прочувствовать, поэтому даже просто упоминание о матери приводили Уильяма в большое расстройство. Тёрнеры опасались дурной наследственности...

Уильям Тёрнер. Автопортрет, 1799
Уильям Тёрнер. Автопортрет, 1799

Но это будет все гораздо позже, а пока юный Уильям пишет живописные местности, замки, зарисовывает архитектурные памятники Лондона. Отец выставляет акварельные работы сына в своей лавке на продажу по два-три шиллинга за штуку.

Талантливые рисунки Уильяма замечают известные художники, по рекомендации которых юноша попадает в Королевскую академию искусств. На тот момент Тёрнеру было всего четырнадцать лет. Джошуа Рейнолдс - первый президент Академии. Именно он будет принимать экзамены у юного Уильяма. Впоследствии лекции Рейнолдса окажут большое влияние на творчество художника.

Взлет Уильяма Тёрнера был стремительным. В 1790 году картина, написанная маслом, будет экспонироваться на академической выставке. С 1791 года Тёрнер станет работать художником-сценографом, давая при этом уроки и совершенствуясь в многочисленных пейзажах.

Пройдет еще немного времени и он станет самым юным членом Королевской академии, получив звание академика в 27 лет. За несколько лет Уильям пройдет путь от просто рисующего лондонского мальчишки, до известного на всю страну художника. Станет узнаваем не только в Англии, но и за ее пределами.

За что любили работы Тёрнера? За невероятный реализм! Он мог фиксировать и воспроизводить самые мельчайшие подробности. Британские коллекционеры спешили заполучить работы художника.

А что же сам Тёрнер? Он был уверен в себе, как никогда! Не отличался деликатностью, порой был заносчив, бесцеремонен и высокомерен. Часто критиковал работы старших коллег, не боясь получить отпор. Однако его замечания ценили. Одного взгляда хватало на то, чтобы заметить неточности и озвучить правки. Зато молодое поколение буквально боготворило художника. Для них Уильям был настоящим героем, гением, который менял мир современного искусства. Уже при жизни Тёрнера называли величайшим живописцем современности.

Недружелюбный, резкий, порой язвительный, с ним было очень непросто. Невысокого роста, крепкого сложения, руки обветрены и перемазаны краской...современники сравнивали его с крестьянином или извозчиком. Да и сам он себя аристократом не признавал, но лишь трудягой. Тёрнер не прочь был выдать свой триумфальный "секрет": "Не знаю другого гения, кроме гения упорной работы". Здесь гений был неподражаем, заливая краской бумагу, пока она не становилась совсем мокрой. Художник мог работать над несколькими картинами сразу: пока одна сохла - переходил к другой...порой его движения казались хаотичными, без како-либо системы, но со временем появлялось, проступало изображение, формы, фон...все это было совершенно противоположно классическому подходу... Из бури и стихийности под движением кисти художника рождался свет и сияние, вода и огонь. Последние правки Мастер мог внести в уже развешенные в Академии картины.

У. Тёрнер "Деревья на берегу Темзы и мост вдали", 1805
У. Тёрнер "Деревья на берегу Темзы и мост вдали", 1805

Художник очень много экспериментировал с красками. Пигменты были недолговечными, это привело к тому, что полотна поблекли. Но Тёрнера не заботила мысль о потомках, он был уверен в том, что живопись должна наполнять человеческие души в текущем моменте времени. А вот с преподаванием у Тёрнера не ладилось. Речь его была скучна и сбивчива до тех пор, пока он не начинал показывать каково это написать картину.

Уильям Тёрнер стал именно тем художником, который превратил пейзаж в основной жанр английской живописи. Во времена художника пейзаж считали уделом студентов. Поэтому Уильям старался писать картины в историческом жанре, в духе своего времени.

В 1805 году Британию признают сильнейшей морской державой, после победы в морской битве у мыса Трафальгар. Художник со всей внимательностью отнесся к своей работе, изучая особенности кораблей, морскую форму...только, написанное с размахом трехметровое полотно, совершенно не вызвало у публики большого восторга.

У. Тернер "Трафальгарская битва", 1806-1808
У. Тернер "Трафальгарская битва", 1806-1808

Картина "Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы" станет одним из самых выдающихся произведений Уильяма. Художник изобразит сцену перехода армии Ганнибала через горные хребты Альп. Совершенно невероятный и даже драматический сюжет, где силы природы станут центром внимания. Сковывающий холод и надвигающаяся буря...заснеженные вершины гор, покрытые облаками, создают атмосферу опасности и мрачности...

У. Тёрнер "Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы", 1812
У. Тёрнер "Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы", 1812

Работа кажется совершенно живой, разные эффекты света приводят ее к динамике и движению. Несмотря на тяжесть и драматизм, картина невероятно живописна, притягивает своей силой и энергией внимание зрителей. Отец художника часто просил зрителей найти на картине слоне. Удавалось это не всем. А слон, действительно, есть - по центру заднего плана, там, где неба золотой цвет...

Могучая и непобедимая армия Ганнибала перед бушующей стихией кажется маленькой и беспомощной...к этому сюжету сопоставления художник будет возвращаться еще не раз.

Практически во всех сюжетах Тёрнера скрыт аллегорический смысл. Он совершенно не старался сделать их доступными для большой аудитории, упрощая замысел, напротив, с годами лишь усложнял загадку.

В 1839 году в Королевской академии было выставлено полотно художника, которое сразу же признали самой изумительной работой своего времени. Грустный образ старого корабля, который отправляется в свой последний путь. Здесь не только символ эпохи парусников, но и обычный путь земного бытия. Аллегорическое звучание заката и совершенно потрясающий, невероятный свет...которому придается практически физическая плотность. Пылающий горизонт подчеркивает былую славу "Отважного", лунный серп - символ наступления новой эры паровых судов.

У. Тёрнер "Последний рейс фрегата "Отважный", 1839
У. Тёрнер "Последний рейс фрегата "Отважный", 1839

Уильям Тёрнер всегда приветствовал технические новинки. Британия начинает кардинально меняться: строятся железные дороги, прокладываются новые пути через поля и реки, связываются города и селения, мчатся поезда, наполняя воздух паром и дымом... Это приводит к появлению на свет на первый взгляд незамысловатой, но в тоже время очень революционной работы "Дождь, пар и скорость". Тёрнер вкладывает в картину самую суть - нечеловеческие скорости жизни...а главными объектами становятся: движение ливня, серость пара и скорость движения...

У. Тёрнер "Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога", 1844
У. Тёрнер "Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога", 1844

Мчащийся по мосту паровой поезд в кружащемся дождевом вихре...впереди бежит маленький заяц - символ скорости и движения. В этом радостном звучании новой технической мощи улавливается звучание импрессионизма. Возражений не было. Критики очарованы тем, как Тёрнер трактует новую и актуальную тему своей современности. Он написал не поезд, который мчится на нас, а скорость...перед нами мимолетная реальность... Тернер в своей работе показал тонкую грань, которая всегда исчезает и в этом оказался неповторим!

Художник понимает, что не нужно идти устоявшимися стандартами, соответствовать принятым идеалам, нужно писать то, от чего радуется твоя душа, замирает только твое сердце. Он начинает рисовать то, что притягивает, завораживает, сводит с ума...пейзажи, длительные пешие прогулки в поисках красивых видов. Тёрнер всегда носил с собой альбом для зарисовок. Их накопилось так много, что они прекратились в настоящий дневник путешествий Мастера. И конечно же такая тактика стала приносить свои плоды - пейзажи художника стали всемирно известны.

С 1800-х он начинает путешествовать по Европе: Франция, Швейцария, Шотландия, Германия, Италия...Рим, Милан, Верона, но самое главное - Венеция...движение воды, солнечные блики, невероятная игра света...именно в Венецию он будет возвращаться снова и снова...и солнце, отправленное художником за холст, будет придавать картинам совершенно невероятное сияние и свечение...здесь солнце не потеряется уже никогда...

Но главным объектом и страстью Тёрнера так и осталась Темза. Он любил наблюдать и зарисовывать ее от самого детства, а в молодости построил лодку, катался, разыскивая и впитывая сюжеты для новых картин. Цель всех путешествий художника была одна - наполниться впечатлениями, прочувствовать новые цвета, напитаться оттенками и звучанием света.

Уильям Тёрнер всегда отличался основательностью и многогранностью. Он изучает физические законы, слушает лекции по естественным наукам, чтобы точнее передавать в работах движение воды, воздуха, солнечного света.

Небо становится главным ключом его пейзажей. Он часто брал лодку, ложился на ее дно и, бросив якорь на реке, смотрел в небеса до тех пор, пока не улавливал какой-то необычный световой эффект. Небеса постоянно были в движении, исполняя свою, известную только им, симфонию...

В видении художника совершалась революция, а передача шла вразрез с модой времени. Уильям отходит от детальности, стремясь передать возвышенную поэтичность, выбирая невероятные контрастные цвета. Такая эмоциональность все меньше нравится публике...картины получаются расплывчатыми, размытыми, морские волны превращаются в сгустки... Критики теряются, яростно выражая свое недовольство. Стали поговаривать, что художник просто не в себе... Даже королева Виктория отказывалась присвоить знаменитому художнику рыцарский чин.

Однако Уильям настаивает на своем, мастерски передавая воздушность атмосферы, твердой рукой оттеняя ее яркими красками. Размытые очертания, плавные цветовые переходы формируют совершенно невероятный, неповторимый стиль Мастера, приближая его работы к абстракции, о которой заговорят лишь спустя полвека. Творения Тёрнера не поняли современники, но сегодня мы говорим о художнике, который перешагнул, перепрыгнул свое время...

История личной жизни художника такая же размытая, как и его работы. У Уильяма были очень теплые отношения с отцом, который стал большим ценителем работ сына. В 1829 году Тёрнера-старшего не стало, это было большим ударом, настоящей трагедией, которая оставила сияющую рану в сердце художника. В биографиях Мастера этот год выделяют отдельным событием.

В конце 70-х, несмотря на свой неуживчивый характер, художник подружился с композитором Джоном Денби. Когда последнего не стало, то Уильям стал жить с его вдовой. Сара родила от Тёрнера двух девочек. Но, несмотря на это радостное событие, хорошим отцом он так и не стал.

Последней любовью великого художника стала вдова София Бут...именно на ее руках и скончался ослабевший художник на семьдесят шестом году жизни от холеры. Официальной жены у Уильяма Тёрнера не было, своих дочерей он включил в завещание.

Так завершилась велика история удивительного солнечного Мастера, который всю свою жизнь искал способы изображения и передачи оттенков света и цвета. Он обладал уникальным, неповторимым талантом писать такие пейзажи, в которых неразрывно соединялись сила природы и несокрушимый внутренний мир художника. Часто его композиции были нестандартны, а искаженная перспектива придавала особую глубину и звучание. Лишь время все расставило по своим местам...его гениальность и новаторство были полностью признаны и оценены потомками...

Не будем забывать, что "Солнце - это Бог", так сказал Великий Тёрнер

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))