Найти в Дзене
Адвокат Мария

Учитель разнял драку - семья получила 408 000 ₽. Кто платит и как действовать, чтобы не попасть на деньги

Помните старые фильмы, где педагог щёлкал указкой по парте - и класс мгновенно приходил в чувство? Иногда - увы - щёлкал не по парте. Тогда считалось: ученик смутился, собрался, урок продолжился. Конфликт исчерпан. Правильно ли это? Допустимо ли так делать? Я - против. Жёстко против. Но мы живём во времена крайностей, и вот - ещё одна поучительная история. Поделитесь своим взглядом в комментариях, мне правда важно, как вы это видите. Сюжет такой. Учительница вывела из класса вспыльчивого ученика. Тот вырывался, сопротивлялся - педагог, пытаясь его «охладить», применяла физическое воздействие. Судя по видео, гуляющему по сети, мальчик успокоился. А потом пришёл иск о компенсации морального вреда - не только в пользу ребёнка, но и в пользу его мамы и бабушки. К моменту подготовки этого текста суммарно в пользу семьи уже взыскано 408 000 рублей, и на подходе - ещё один иск. Деньги взыскивают со школы как с юрлица. Не удивлюсь, если затем образовательная организация попробует предъявить у

Помните старые фильмы, где педагог щёлкал указкой по парте - и класс мгновенно приходил в чувство? Иногда - увы - щёлкал не по парте. Тогда считалось: ученик смутился, собрался, урок продолжился. Конфликт исчерпан.

конфликт с учителем
конфликт с учителем

Правильно ли это? Допустимо ли так делать? Я - против. Жёстко против.

Но мы живём во времена крайностей, и вот - ещё одна поучительная история. Поделитесь своим взглядом в комментариях, мне правда важно, как вы это видите.

Сюжет такой.

Учительница вывела из класса вспыльчивого ученика. Тот вырывался, сопротивлялся - педагог, пытаясь его «охладить», применяла физическое воздействие. Судя по видео, гуляющему по сети, мальчик успокоился. А потом пришёл иск о компенсации морального вреда - не только в пользу ребёнка, но и в пользу его мамы и бабушки.

К моменту подготовки этого текста суммарно в пользу семьи уже взыскано 408 000 рублей, и на подходе - ещё один иск. Деньги взыскивают со школы как с юрлица. Не удивлюсь, если затем образовательная организация попробует предъявить учителю регресс - это часто обсуждают в таких делах.

Представитель семьи заявляет: 408 000 - не предел, «работа продолжается». По версии их юриста, в классе вспыхнул конфликт между двумя мальчиками, перешедший в потасовку; учитель якобы взяла одного из них за ворот и «душила», причинив телесные повреждения.

Правоохранительные органы проводили проверку и увидели картину иначе. Конфликт - был. Учитель разнимала. После этого в педагога полетели стул и коробка с гуашью, посыпались оскорбления - как раз от того ученика, которого она вывела из кабинета, чтобы обезопасить остальных. Что случилось в коридоре - можно увидеть на видео: найдёте по запросу «с Архангельской школы ученик взыскал компенсацию морального вреда за драку».

Важно: по итогам проверки состава преступления в действиях педагога не нашли - вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. А вот в действиях ученика усмотрели признаки административного правонарушения по ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои). Но наказать не смогли: для административной ответственности нужно 16 лет, а возраст не достигнут.

И всё же суд стал на сторону ученика и его родственников. Со школы взыскали:

  • 15 000 рублей - в пользу ребёнка,
  • 5 000 - бабушке,
  • 5 000 - маме.

Ранее с той же школы в пользу того же мальчика уже присуждали

  • 250 000 рублей за моральный вред,
  • его маме - 50 000,
  • бабушке - 50 000,
  • плюс 33 000 рублей судебных расходов.

В сумме - те самые 408 000, и, похоже, это ещё не финал.

штраф
штраф

У меня - вопросы, и они не риторические.

  • Кто представлял интересы учителя и школы?
  • Почему не подали встречный иск о компенсации морального вреда, если факт побоев со стороны ученика установлен материалами проверки (хоть и без наказания из‑за возраста)?
  • Что должен делать учитель в такой точке кипения? Успокаивать - да, но как, чтобы потом не платить за это из бюджета и собственных нервов?

Из очевидного. Применять силу к ученику - нельзя. Ни «чуть‑чуть», ни «воспитательно». Закон и здравый смысл здесь на одной стороне: насилия и унижающих достоинство методов быть не должно - ни при каких обстоятельствах.

А что можно и нужно?

  • Максимально ранняя деэскалация: голос, дистанция, чёткие инструкции, вызов администрации/психолога/охраны. Не оставаться один на один: позвать второго взрослого.
  • Обеспечение безопасности без «удержаний и заломов»: убрать предметы, которые могут стать оружием; вывести остальных, а не «несанкционированного лидера».
  • Фиксация: докладная записка, журнал происшествий, сбор объяснений, запрос видео с камер.
  • Если были угрозы, удары, броски предметов — заявление в полицию, обращение к врачу (для фиксации повреждений), уведомление родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Правовая защита: при исках - активная позиция, экспертизы, свидетели, видео, при необходимости - встречные требования о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.

Получается, учителя снова без защиты? Я бы сказала так: формальные «перила» есть, но они работают, только если ими пользоваться. И да - ни одна методичка не стоит того, чтобы дотрагиваться до ребёнка силой. Цена вопроса - репутация, здоровье и сотни тысяч рублей бюджетных (а иногда и личных) денег.

-3