Вопреки распространенному мнению ADAC не является сертификацией. ADAC это независимая организация (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club) - немецкий автомобильный клуб, в частности занимающийся тестированием детских автомобильных кресел в более строгих и экстремальных условиях, чем того требует обязательная сертификация R129 i-Size. Для широкого охвата вопроса, в чем же различие между ADAC и i-Size рассмотрим их по отдельности.
ECE R129 (более позднее название - UN R129)- самый последний, строгий стандарт, описывающий минимальные требования, которым должно удовлетворять автокресло для допуска в продажу на территории стран Европы и большинства других стран. Основные моменты - i-Size - часть системы R129, в отличие от устаревшей нормы ECE R44/04 классификация происходит не по весовым категориям, а по росту ребенка, что облегчает и унифицирует назначение кресла по возрасту (для малышей, для взрослых и так далее), хотя старая классификация по группам актуальна и до сих пор - большинство продавцов до сих пор ее используют из-за удобства. Далее, вводится обязательное использование системы IsoFix для большинства моделей и более строгие требования по защите от бокового удара. Кроме того, вводится требование по направлению фиксации ребенка - до 15 месяцев ребенок должен ехать в направлении лицом против хода движению. Ключевой тезис: R129 i-Size - набор минимальных требований, которым должно соответствовать детское автокресло для допуска в продажу и эксплуатацию.
Итак, краш-тест для получения сертификации перед поступлением в продажу проводится в испытательных лабораториях следующим образом:
- фронтальный краш-тест (лобовой удар) на скорости 50 км/ч. Цель - проверка защиты головы и шеи при лобовом столкновении. Применяются манекены последнего поколения (Q). При этом измеряются следующие параметры: перегрузки, воздействующие на голову, грудную клетку и таз, нагрузка в шее (растяжение и сгибание), перемещение головы относительно корпуса, сила удерживающих ремней, деформация корпуса кресла.
- боковой краш-тест на скорости 24 км/ч под углом 90°. Цель - проверка защиты головы и грудной клетки ребенка при боковом столкновении. Так же применяются манекены последнего поколения (Q), при этом измеряются следующие параметры: перегрузки на голову и грудную клетку, сила контакта головы с боковыми элементами и нагрузка на шею. Это новый тест для получения сертификации, в старом регламенте ECE R44/04 бокового теста не было предусмотрено
- испытания на удар сзади: для автокресел-ребордеров (устанавливаемых против хода движения) введен дополнительный тест на удар сзади. Проверяется движение по инерции вперед и устойчивость конструкции и защита шеи.
- проверка установки и фиксации: проверяется надежность системы IsoFix, и опорной ноги либо якорного ремня (Top-Teather), а так же совместимость с местами в автомобиле
- при этом для прохождения сертификационных краш-тестов применяются манекены Q-серии - это 6 разных по весу и размерам манекена, имитирующих детей разного возраста, снабженные большим количеством датчиков. Во время краш-тестов производится высокоскоростная съемка со скоростью 1000 кадров/сек.
Таким образом, для прохождения обязательной сертификации автокресло должно пройти все испытания, перечисленные выше и уложится в пороговые значения - только после этого выдается сертификат для допуска в продажу.
Что же касается ADAC, то здесь все гораздо серьезней. Краш-тесты проводятся на более высокой скорости (64 км/ч), а значит манекен испытывает перегрузки на 63% выше, чем при скорости в 50 км/ч (мы же помним законы физики - перегрузка растет как квадрат скорости). Кроме прочего, кресло испытывается и на предмет удобства использования, эргономичности и даже экологичности. Да, наличие краш-тестов ADAC не является обязательным при выборе автокресла, но очень желательно при выборе проверить их наличие, ведь иногда случаются и такое, что кресло сертифицировано R129 и даже выпущено производителем, вызывающим у Вас доверие но.... краш-тесты провалило и получило отрицательную оценку. Например оно могло разрушится при краш-тестах, или слететь с базы. Да-да, к сожалению такое тоже случается. ADAC в таком случае кресла такие помечает красной оценкой, и немедленно информирует производителя для изъятия из продажи. Дальше вопрос уже на совести производителя - отозвать кресло из продажи, или оставить (ведь законодательно оно все равно получило сертификацию R129).
Оригинал статьи доступен по ссылке