*Начало здесь.
Глава 79.
Очнулся Куприян, закашлялся, выплюнул горькую пыль, которая поднялась над высохшей в один миг низиной и засыпала всё вокруг. Голая, растрескавшаяся земля простёрлась далеко до зелёного леса, но теперь она была чиста от зла. Куприян кое как поднялся, стоять на ногах он не мог, оперся на колено и склонился к старой женщине, которая лежала без движения, запрокинув голову и закрыв глаза.
Куприян разжал руку и отряхнул с ладоней остатки сухой полыни, она пахла так терпко и хорошо, что в глазах у него немного прояснилось. Парень порылся в своей суме и добыл баклажку с водой, влил несколько капель в сухие губы, отёр ей лицо, старушка дышала тяжело, впалая грудь едва вздымалась.
У Куприяна темнело в глазах, он не знал, что делать, в какую сторону нужно идти, чтобы поскорее выйти хоть бы к какому жилью, где старушке смогут помочь. Ноги подкашивались, Куприян завалился на бок и на какое-то время мир для него погас.
В голове стучало «нельзя, нельзя, поднимайся»… а как тут подымешься, когда и глаза открыть сил нет. Но Куприян их всё же открыл, не время лежать, после отдохнёт. Надо отыскать Лариона, что с ним…
Заныло внутри, неужто сложил свою голову Белый Воин, чтобы их спасти? Тогда хоть тело отыскать, упокоить, как положено. Да вот, по всему видать, что и хозяйка его скоро присоединится к нему.
Куприян положил под голову женщине свою суму, та вроде бы полегче задышала, он сложил её руки на груди, укрыл своим рваным сюртуком, а сам пополз к тому месту, где в последний раз он увидал Лариона. Полз, чуть поднимался и шёл, шатаясь, потом снова полз.
Сухая земля хрустела под ним, рассыпался змеиный прах, и эту пыль уносил вдаль налетевший от леса радостный ветерок. Он принёс аромат хвои и зелёной травы, дышать стало легче, помогает им Хозяин Леса, помощь прислал! Куприян поглядел туда, где стоял зелёной стеной высокий бор, и ему показалось, что видит он на опушке высокого старика в белой рубахе, с берёзовым посохом в руке. Тот глядит вдаль, прямо на Куприяна, из-под мозолистой руки, и кивает головой, мол, ступай, ступай, Куприян, крепись, парень!
Куприян остановился, переводя дух, во рту появился вкус крови, от которого стало муторно, парень прокашлялся, и снова двинулся вперёд. Немного и прошёл, оглянувшись, понял он – вон, лежит старушка, совсем недалеко.
И тут углядел он будто блеснуло что-то в стороне, в пыльном облаке, которое тут же развеяло ветром. Так и есть! Вон, что-то… в глазах темнело, Куприян не мог разглядеть, что это. Упал на колени и стал шарить руками, ну вот, так и есть, мягкая шерсть!
Вскрикнул Куприян, слёзы потекли из глаз и очистили их от пыли, он стал грести руками этот прах или пепел, оставшийся от гадьей низины, вон он, Волк!
- Эй! Эй, Ларион! Очнись, друг! Жива твоя хозяйка, только ей помочь надо, а я… не унесу её далеко, не дойду до леса даже! Помоги! Не справимся мы без тебя! Рано тебе уходить, как я тут…
Куприян обхватил руками волка, стал тащить из ямы. Здорово того завалило гадами, вон, теперь иссохшие, а словно сухие клубки, тугие на вид, да только теперь хрупкие. Вытащив волка, Куприян приложил ухо к его груди стал слушать… тук… тук… тук…
- Живой! – закричал Куприян и снова стал трясти товарища.
- Да не тряси так, - прохрипел наконец Ларион, и приоткрыл один глаз, второй был весь в крови, веко изорвано, и лоб тоже, вся шкура в кровавой пыли, - Не тряси, и так едва дышу. А ты никак плакать по мне вздумал?
Куприян вытерся, на пыльных щеках образовались мокрые дорожки, да только грязь по лицу размазал. Умыться бы, да где… надо выбираться!
- Постой, - хрипел Ларион, - Надо дело доделать до конца, иначе… всё было зря!
- Ещё не закончили?! – Куприян едва не упал, - Нешто осталось тут зло… ох, сдюжить бы!
- Идём! За меня держись! – сказал Ларион, хотя сам едва шёл, хромая на все свои огромные лапы.
Куприян думал, что они пойдут к лежащей в стороне старушке, но Ларион повёл его прямиком к тому месту, где только что стояла изба. Дошли кое-как, Ларион стал вертеться и нюхать воздух, потом подошёл к тому месту, где лежал змеиный череп Зиялат, Волк растоптал его и оттуда выползла змейка, совсем маленькая, но живая!
- Где она осталась, там и возродиться может! – сказал Ларион, поддевая когтём змейку, порвал её, и отбросил в сторону, там она и сгорела, оставив на земле черный извилистый след, - Теперь всё, теперь и лесной Дед на помощь к нам может прийти, а то она ведь его не пускала!
Куприян глянул в сторону леса и увидел, как наступает оттуда зелёная волна, казалось, что катится вихрь травяной, заливая и возрождая сухую землю. Впереди шёл Дед, тот самый, что привиделся Куприяну, белая его борода развевается на свежем ветру.
- Гляди тут везде! – сказал Ларион, - Ты должен увидеть, должен! Гляди!
Куприян огляделся кругом, ничего приметного, труха от брёвен, пыль от грязи и мерзких гадов… хотя вон там… где угол печи был… что-то…ржавое железное кольцо!
- Тяни скорее! - сказал Ларион, поняв, что Куприян нашёл то, что было сокрыто от прочих.
Куприян потянул за кольцо, и отворился лаз, оттуда пахнуло травами и лесом, а не смрадом, как ожидал парень. Он заглянул внутрь и увидел сидящую там девушку, она была бледная и худая, зелёный её сарафан был перепачкан грязью, сама она сжалась в страхе, когда отворился лаз.
- Анюта, не бойся! – проговорил волк, - Это я, Ларион! Хватайся скорее за мою лапу, сейчас Дед Лесной тут всё корнями затянет, скорее!
Ларион протянул вниз израненные гадами лапы, девушка схватилась за них, но руки её соскальзывали по выпачканной кровью шерсти. А Куприян чуял то, о чём сказал Ларион, зелёная волна близко, и скоро захлестнёт всю низину! Он лёг на землю и протянул девушке руки, та схватилась за них, и Куприян вытянул её наверх. Он уже почти не видел ничего перед собой, муть подступила и к горлу, и к голове.
Он сел на землю, уже веяло лесной свежестью, но сил не осталось. Куприян протянул руку, указывая Лариону путь туда, где оставил старушку, потом сам вздохнул и повалился на бок. Свет снова померк для него, и на этот раз тишина была пустой и гулкой, ничего не являлось ему больше, словно бы он провалился куда-то в тихую, ватную ночь.
Очнулся Куприян, открыл глаза, и увидал над собой потолок простой бревенчатой избы. У полатей висели пучки трав и кореньев, белёная печь расцвечена диковинными рисунками. Рушник вышитый на столе, свеча в каганце стоит, всё чинно…
Он потряс головой, может снова куда попал, и морок на него навели! Но ничего не пропало, всё так и есть. Дверь отворилась, впустив яркий солнечный свет, и Куприян зажмурился, а когда снова глаза приоткрыл, то увидел Лариона. Он стоял перед ним в своём человечьем обличье, одетый в полотняную рубаху, опоясанную красным кушаком.
- Ну, вот и ты очнулся, - радостно сказал Ларион, - А я сам утром тоже только себя и почуял. Ну вот, Аннушка с дедом нас на ноги поставили, не дали помереть!
В избу вошла девушка, та самая, которую Куприян вызволил из плена Зиялат, только теперь она не глядела испуганно. Глаза её улыбались, в руках она несла подойник, накрытый полотном. Синий сарафан был ей к лицу, и Куприян подумал, что когда-то он видел эту девушку… может быть во сне, теперь он и не помнил этого, наверное, это было давно… в детстве, когда снились Куприяну диковинные и такие яркие, цветные сны.
Ещё Куприян приметил на руке у девушки тонкий ремешок с тремя деревянными колечками, тот самый, что был на старушке, которую они с Ларионом тоже спасли… или?
- Ларион, - спросил Куприян, садясь на лавке, на которой он лежал, - А как же… неужто она?..
- Да, ушла от нас Марья, а силу свою и дар Аннушке передала, - тихо сказал Ларион, садясь рядом с Куприяном, и тот заметил, что товарищ его весь израненный, под рубахой окровавленные полотняные повязки виднеются, лицо тоже изорвано, на ранах мазь какая-то наложена.
- Идём, умоешься, пока Аннушка вечорять накроет, - позвал Куприяна тот, кто явился ему волком.
И узнал тогда Куприян, что Марья Хранительницей Леса была, Пути здесь открывались ей, и то была её забота. А когда век её пошёл на закат, стала она ждать преемницу, как и написано ей было, как и всем Хранителям, чтобы ей Дар передать, да вот какая напасть случилась… Зиялат явилась на зов того, кто отыскал украденную когда-то давно книгу Чёрных. Призывал человек силы, чтоб дали ему богатство и власть, да вот только то ли не знал он, то ли забыл, что Зло даёт, что просишь, но и требует взамен во сто крат…
Тринадцать лет жил тот человек в богатстве и славе, с красавицей-женой по имени Зиялат, а на тринадцатый день четырнадцатого года стал он первой жертвой, сгинувшей в гадьей низине. Но перед этим человек тот повелению своей любимой жены отыскал Марью и пленил, обманом надев чёрный камень на шею Хранительницы. После того Зиялат искала преемницу Марьи, она была спрятана в людской семье, как все Хранители, кого участь такая ждёт.
Поняла Зиялат, что долго Марья не проживёт, потому и искала, кто дар сей принять должен. Недавно только Зиялат Анну нашла, и только глянув на неё, поняла, нескончаемые силы даст ей Аннушка, когда примет от Марьи Дар. А уж Зиялат вытянет их до капли, все силы Света, чтобы Зиялат их своим чёрным колдовством оборачивала во Тьму.
- А я тогда Лесному Деду помогал, в Перепутье мы были с ним. А как мы вернулись… тут уже гадье пристанище, нам не пройти! Дед сказал, надо звать Хранителя, который Пути ведает, ему откроется, как с Зиялат сладить. Стал я звать Онуфрия, да вишь как… слаб духом был Онуфрий. А тогда мы с ним могли бы Марью спасти. Теперь что… закрылось Зелёное Перепутье, нет здесь больше путей… нечего хранить! Не живёт чудо там, где злые дела творились, кровавые… теперь вот мы у Лесного Деда гостим, приветил нас.
- И как же вы дальше будете? – спросил Куприян, он уже отмылся в стоявшей за домом бочке и надел поданную Ларионом полотняную рубаху, - Куда пойдёте?
- Всё нам писано, потому и мимо своего места не пройдём. Идем, надо поесть, сил набраться. Завтра тебя в обратный путь провожу, а в благодарность мою знай – только позови, я приду. Жизни не пожалею, друг ты мне теперь, и брат.
Садилось солнце, заливая своим светом зелёную траву, она покрыла всю низину, которая совсем недавно была пристанищем зла.
Продолжение здесь.
Дорогие Друзья, рассказ публикуется по будним дням, в субботу и воскресенье главы не выходят.
Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.
© Алёна Берндт. 2025