А вы слышали о сухогрузе Рио, который благополучно в шторм сел на мель на окраине п. Кабардинка в 2018г? Вот и мы слышали и наконец-то добрались до него посмотреть.
В октябре 2025г получилось-таки вырваться к морю на 3 дня и по пути в Геленджик решили не откладывая на потом заехать поближе к сухогрузу. Ну как поближе? Посмотрели по карте расположение и выбрали более сложный путь, но зато более интересный.
Как добраться к сухогрузу РИО?
Для начала просто заедь в п. Кабардинка, что между Новороссийском и Геленджиком. Проедь по ул. Мира в сторону пляжа Надежда и оттуда два варианта пути
Вариант 1. Подойти к сухогрузу можно пройдя вдоль берега пару км, оставив гле-нибудь на стоянке авто.
Вариант 2. Подняться на машине на гору до СНТ "Знамя" или сразу до СНТ "Дооб", а оттуда уже спускаясь по не всегда пологому склону, пройдя через сосновый бор очутиться прямо у сухогруза. Конечно мы выбрали второй вариант. Обожаю смотреть на море с горы и не я одна. То что, придётся назад по местами крутому подъёму подниматься обратно нас не смущало.
На схеме видно, как мы ехали. В общем к СНТ "Дооб" можно было и раньше свернуть, но дорога нам показалась не очень и мы свернули у СНТ "Знамя"
Решили не рисковать и оставили машину ближе к дачам. Дорога хоть поначалу и выглядела приемлемой, но буквально метров через 200 от начала спуска она стала достаточно крутой и каменистой для того, чтобы проехать по ней на седане, а вот внедорожник вполне бы справился с задачей.
Спуск с горы и крылатые качели
Это так интересно, когда ты гле-то первый раз и вообще не представляешь, как выглядит дорога, что интересного по пути. От того радость от сюрпризов была истинно детская. Честно, я даже ролики про сухогруз не смотрела, хотя отлично помню новости и видео моряков с растерянным выражением лиц.
Итак, идём, дорожка всё круче. Спускаться вниз около 1 км. Вначале лес был с часто встречающимся можжевельником, аромат которого хотелось вдыхать с удвоенной силой. Минуты 4 по лесу и уже видим море, такое красивое в бликах солнечных лучей. Помню, подумалось :"Как же здорово, что сейчас октябрь и нет изматывающего летнего пекла!". Останавливаемся, любуемся деревьями, красивыми видами.
И вдруг за поворотом мы увидели небольшой навес на скорую руку, какую-то измученную табуретку под ним и чуть далее, почти как казалось у обрыва 2 белые качели. "О! Кто-то летом подрабатывал!" - воскликнул муж. Его возглас еще разносил по лесу ветерок, а я уже бежала к качелям. Благо интуиция подсказала положить с собой в рюкзак сарафан, а вдруг пригодится?
Людей никого и быстро переодевшись в костюм женщины я поспешила насладиться качелями.
Мы зависли в этом месте почти на час. Пили чай вприкуску с вишнёвыми пирожками, купленными по пути в Крымске, катались на качелях и любовались морем. Алексей даже один раз умудрился свалиться с качелей (попа перевесила) - это было очень смешно.
Что интересно, при подъёме назад качели можно и не увидеть из-за кустов. Если будешь в этом месте ориентируйся на шлагбаум перекрывающий часть дороги, его видно с любой точки, а качели уже рядом.
Пока мы впадали в детство мимо нас проехала компания мотоциклистов. Как мы потом поняли, пара ребят из группы были начинающими экстремалами, ну это когда желание испытать себя прёт наружу с неистовой силой, а опыта и смекалки для прохождения препятствий еще недостаточно, как и понимания особенностей поведения транспортного средства при разных нагрузках. Ну, об этом чуть позже, а пока покатаемся на качелях, ведь это так здорово, особенно с потрясающем видом на море!
Тропа в сосновом бору
Со смотровой площадки с качелями уже можно было увидеть сухогруз . С этой высоты он не казался огромным.
Люди поднимавшиеся нам навстречу порекомендовали выбрать для спуска крутую тропинку вдоль сосен. "Так вы выйдете прямо к нему. Каменистая дорога уведёт в сторону и нужно будет чуть возвращаться назад" - сказали они.
Сосны были очень красивые с нереально яркой молодой хвоей. Каменистый склон, а их столько много. Всегда удивляюсь, как деревья обживают каменистые склоны гор, цепляясь корнями за малейшие выступы, они в чём-то похожи на орхидеи, живущих за счёт воздушных корней.
По пути нам попалась длинная ложбинка в скале, очень похожая на промоину. Видимо в сезон дождей вода проложила себе удобный путь к морю. В этом месте камни были особенно скользкие.
Так вот ты какой, сухогруз.
Сухогруз становился всё ближе и казался всё больше. Когда мы уже достигли берега он казался огромным, а люди рядом как маленькие песчинки.
Сначала мне показался он не очень большим. Среди природы реально теряешься в оценке размеров, габаритов и расстояний.Например, башенка из камней казалось будет 2/3 моего роста.
У берега повстречавшиеся нам мотоциклисты наблюдали, как пара их спутников пыталась не потопить свои байки))) . Честно говоря мы так и не поняли, зачем они подъезжали поближе к воде по скользким камням. У кого-то получилось проехать, а кто-то методом экспериментов пытался вытащить соскальзывающий в море мотоцикл.
Рёв моторов глушил шум мелких волн, наполнявший воздух выхлопные газы честно говоря не способствовали лёгкому и свободному дыханию. Мы немного застыли в наблюдении, отвлёкшись от сухогруза. Ребята вытащили мотоциклы. Ну, Слава Богу! Теперь по лестнице наверх на сухогруз.
Лестницы была обычная, сварная. Сначала мне даже страшно было по ней подниматься, но это чисто из-за боязни высоты. В середине подъёма закрасовалась камера наблюдения. "Так , сейчас будет сюрприз"- сказала я мужу. Сюрприз не заставил себя долго ждать и выглянул с палубы сухогруза.
"Это частная собственность и вход платный" - авторитетно сообщил сюрприз, оказавшийся усталым от своей работы молодым парнем лет двадцати.
У парня был такой грустный взгляд, как-будто его усадили сюда отбывать наказание. Конечно, он молод и внешне интересен, работа же его состояла в нахождении на палубе достаточно ржавого судна. Сиди себе под навесом, особенно в жару и смотри сверху, как внизу протекает интересная яркая молодая жизнь с приключениями, свойственными именно этому возрасту.
"Фотографировать нельзя" - уныло сказал парень - "Частная собственность". -"А что можно-то?" -"Можно пройти просто по палубе за 500р с человека, а можно зайти внутрь в каюты по 1000р с человека". Оглянувшись вокруг и рассматривая палубу сухогруза , стоять на лестнице и рассматривать, пока говорим не воспрещалось мы с мужем обоюдно пришли к выводу, что конечно ничего платить не будем и никуда не пойдём.
Недемонтированные детали судна выглядели ужасно ржавыми и обветшалыми. Нам вспомнился военный крейсер в Новороссийске. Вот там было бы за что заплатить, а тут... С сухогруза основное содержимое давно вывезли. Со слов парня, после того как страховая компания выплатила владельцу сухогруза страховую премию, нынешний владелец аж в 2019 году выкупил севший на мель сухогруз РИО у страховой компании в надежде распилить его на металлолом и, собственно говоря, на этом и заработать. Но, сейчас 2025 год, а документы для всего этого действа до сих пор в работе.
Посмотрев на палубу сухогруза мы спустились вниз. Что интересно, если смотреть от линии пляжа до камеры у лестнице, то на этом промежутке фоткать можно, а выше нет)) Так что сделав несколько фоток мы решили лучше осмотреть сухогруз снаружи.
Первоначально была мысль искупаться рядом с сухогрузом с целью сделать несколько фото с моря, но заметив на корпусе судна беднягу богомола с капелькой мазута на спинке и какую-то странную мутную белёсость морской воды решили этого не делать.
Зато нам удалось заглянуть внутрь сухогруза. В его боковой части была вырезана часть обшивки для более простого изъятия содержимого трюмов и сейчас на месте отверстия красовались ворота из местами погнутого профнастила. Благодаря таким воротам я смогла просунуть руку в отверстия под ними и снять на телефон, то что внутри. Коряво получилось, но было интересно.
Оказалось , что внутри пусто. Среди большого пустого пространства на камеру попали какие-то редкие железяки.
Присев на берегу мы с интересом рассматривали форму корабля, его изгибы. Знаешь, я рада, что мы пришли к нему. Да, по палубе не погуляли, ну и что. Всё равно интересно! Пройдёт ещё год-два-четыре, доделает собственник все документы и распилят корабль на металлолом и не будет его тут. Когда ещё получится побродить вдоль такой махины , видимой во всей своей масштабности. Обычно мы видим только надводную часть кораблей, увидеть же его весь, очень интересное зрелище!
Был один момент, который меня смутил. Мы сидели у сухогруза и в воздухе витал не сразу улавливаемый запах, не морской , какой-то другой.. Потом начала чуть болеть голова и лишь позже, когда мы поднимались обратно и опять оказались среди хвойных деревьев мы поняли, что это был запах нефтепродуктов, который видимо проникся и в камни и в песок. По-любому какие-то повреждения у сухогруза тогда в 2018г были и вот этот запах, как отголосок той аварии.
Подъём в гору и игры мотоциклистов
Забегая вперёд скажу, что на обратный путь к машине мы затратили всего минут 40, потому как возвращались не по тропе а по грунтовой дороге. Грунтовая дорога не для каждого автомобиля, а вот мотоциклистам самый раз. На обратном пути я сняла несколько видео. Ребята создавая себе препятствия пытались проехать по каменистому склону, на видео посмотришь.
Крутой спуск с постоянно осыпающимися камнями. И вот один из байкеров лихо, газуя можно сказать, даже вскарабкиваясь взбирается на горку, на гравийную дорогу, за ним еще один. Вот стоят эти герои и с чувством превосходства наблюдают за двумя другими, не такими опытными. Парни уже преодолели часть подъёма , но оставшаяся часть им не поддаётся. Мотоциклы то падают, то скользят, постоянно риск неудачно перевернутся. Наблюдая муж , некогда тоже гоняя на мотоцикле по-молодости, пояснил мне, что неправильно наклоняют корпус тела, сбрасывают скорость, вместо того, чтобы газовать и т.п.
Я спросила ребят, уже преодолевших подъём:"Почему им не поможете, не подскажете?" " А мы их не заставляли за нами ехать, пусть сами выкручиваются". Стало грустно. Как игра на понт... И смотреть на это не очень и уйти, конечно не уходится. Наконец у одного из опытных видимо что-то ёкнуло или увидел что ребята в своих экспериментах покорить подъём уже порядком устали, да, наконец-то он стал им кричат прекратить попытки и отправился помогать вытаскивать мотоциклы. С более спокойной душой мы пошли дальше, обсуждая увиденное.
Поднявшись к шлагбауму мы ещё раз вернулись к качелям. Как же было красиво на этой смотровой. Лёгкий ветерок, Цемесская бухта , как на ладони, отлично видно Новороссийск и это быстрое ощущение невесомости, такое волнующее в детстве, когда аж что-то ёкает при смене направления движения качели. Замечательные несколько часов приключений.
Стоит ли посещать эту достопримечательность?
Я конечно, без капли сомнений уверена, что по возможности сухогруз стоит посмотреть, особенно в ясную погоду. И дорога красивая, места интересные, да и сам сухогруз с интересной историей. Построен еще в 1985 году на судоверфи в Японии, первоначально был зарегистрирован в Панаме и носил имя «Super venture». Несколько раз меняя владельцев,, менял и название, а также принадлежал разным странам. В момент кораблекрушения ходил под флагом небольшой Африканской страны Того и имел название "Рио". В 2018г в декабре при сильном шторме, более 8 баллов, сел на мель. Команда судна провела несколько месяцев на нём после этого события.
Сейчас, когда я писала эту статью, из источников в интернете узнала, что те самые каюты, о которых говорил парень - охранник на сухогрузе всё-таки стоило посмотреть. Команда корабля, покидая его, оставила всё как есть, забрав только личные вещи. Побывав внутри можно было бы прикоснуться к истории корабля гораздо ближе. Особенный интерес у туристов вызывает техника в капитанской рубке. И вот сейчас сухогруз завершает свой путь, доделают документы - распилят. А пока он величественно смотрится на берегу Черного моря с ещё не выгоревшей надписью на борту "Рио".
Видео с нашей поездки к сухогрузу ты можешь посмотреть на Youtube или Rutube