Найти в Дзене
Книга Приключений

К сухогрузу "РИО" п. Кабардинка.

А вы слышали о сухогрузе Рио, который благополучно в шторм сел на мель на окраине п. Кабардинка в 2018г? Вот и мы слышали и наконец-то добрались до него посмотреть. В октябре 2025г получилось-таки вырваться к морю на 3 дня и по пути в Геленджик решили не откладывая на потом заехать поближе к сухогрузу. Ну как поближе? Посмотрели по карте расположение и выбрали более сложный путь, но зато более интересный. Для начала просто заедь в п. Кабардинка, что между Новороссийском и Геленджиком. Проедь по ул. Мира в сторону пляжа Надежда и оттуда два варианта пути Вариант 1. Подойти к сухогрузу можно пройдя вдоль берега пару км, оставив гле-нибудь на стоянке авто. Вариант 2. Подняться на машине на гору до СНТ "Знамя" или сразу до СНТ "Дооб", а оттуда уже спускаясь по не всегда пологому склону, пройдя через сосновый бор очутиться прямо у сухогруза. Конечно мы выбрали второй вариант. Обожаю смотреть на море с горы и не я одна. То что, придётся назад по местами крутому подъёму подниматься обра
Оглавление

А вы слышали о сухогрузе Рио, который благополучно в шторм сел на мель на окраине п. Кабардинка в 2018г? Вот и мы слышали и наконец-то добрались до него посмотреть.

В октябре 2025г получилось-таки вырваться к морю на 3 дня и по пути в Геленджик решили не откладывая на потом заехать поближе к сухогрузу. Ну как поближе? Посмотрели по карте расположение и выбрали более сложный путь, но зато более интересный.

Как добраться к сухогрузу РИО?

Для начала просто заедь в п. Кабардинка, что между Новороссийском и Геленджиком. Проедь по ул. Мира в сторону пляжа Надежда и оттуда два варианта пути

Вариант 1. Подойти к сухогрузу можно пройдя вдоль берега пару км, оставив гле-нибудь на стоянке авто.

Пеший маршрут вдоль моря обычно выбирают отдыхающие. Фото: Книга Приключений
Пеший маршрут вдоль моря обычно выбирают отдыхающие. Фото: Книга Приключений

Вариант 2. Подняться на машине на гору до СНТ "Знамя" или сразу до СНТ "Дооб", а оттуда уже спускаясь по не всегда пологому склону, пройдя через сосновый бор очутиться прямо у сухогруза. Конечно мы выбрали второй вариант. Обожаю смотреть на море с горы и не я одна. То что, придётся назад по местами крутому подъёму подниматься обратно нас не смущало.

А это уже вариант на машине.  Но лучше на  седане так близко не спускаться. Очень большие камни. Фото: Книга Приключений
А это уже вариант на машине. Но лучше на седане так близко не спускаться. Очень большие камни. Фото: Книга Приключений

На схеме видно, как мы ехали. В общем к СНТ "Дооб" можно было и раньше свернуть, но дорога нам показалась не очень и мы свернули у СНТ "Знамя"

Решили не рисковать и оставили машину ближе к дачам. Дорога хоть поначалу и выглядела приемлемой, но буквально метров через 200 от начала спуска она стала достаточно крутой и каменистой для того, чтобы проехать по ней на седане, а вот внедорожник вполне бы справился с задачей.

Спуск с горы и крылатые качели

Это так интересно, когда ты гле-то первый раз и вообще не представляешь, как выглядит дорога, что интересного по пути. От того радость от сюрпризов была истинно детская. Честно, я даже ролики про сухогруз не смотрела, хотя отлично помню новости и видео моряков с растерянным выражением лиц.

Итак, идём, дорожка всё круче. Спускаться вниз около 1 км. Вначале лес был с часто встречающимся можжевельником, аромат которого хотелось вдыхать с удвоенной силой. Минуты 4 по лесу и уже видим море, такое красивое в бликах солнечных лучей. Помню, подумалось :"Как же здорово, что сейчас октябрь и нет изматывающего летнего пекла!". Останавливаемся, любуемся деревьями, красивыми видами.

И вдруг за поворотом мы увидели небольшой навес на скорую руку, какую-то измученную табуретку под ним и чуть далее, почти как казалось у обрыва 2 белые качели. "О! Кто-то летом подрабатывал!" - воскликнул муж. Его возглас еще разносил по лесу ветерок, а я уже бежала к качелям. Благо интуиция подсказала положить с собой в рюкзак сарафан, а вдруг пригодится?

Людей никого и быстро переодевшись в костюм женщины я поспешила насладиться качелями.

Мы зависли в этом месте почти на час. Пили чай вприкуску с вишнёвыми пирожками, купленными по пути в Крымске, катались на качелях и любовались морем. Алексей даже один раз умудрился свалиться с качелей (попа перевесила) - это было очень смешно.

Что интересно, при подъёме назад качели можно и не увидеть из-за кустов. Если будешь в этом месте ориентируйся на шлагбаум перекрывающий часть дороги, его видно с любой точки, а качели уже рядом.

Пока мы впадали в детство мимо нас проехала компания мотоциклистов. Как мы потом поняли, пара ребят из группы были начинающими экстремалами, ну это когда желание испытать себя прёт наружу с неистовой силой, а опыта и смекалки для прохождения препятствий еще недостаточно, как и понимания особенностей поведения транспортного средства при разных нагрузках. Ну, об этом чуть позже, а пока покатаемся на качелях, ведь это так здорово, особенно с потрясающем видом на море!

Тропа в сосновом бору

Со смотровой площадки с качелями уже можно было увидеть сухогруз . С этой высоты он не казался огромным.

Кажется, что до сухогруза рукой подать. Фото: Книга Приключений
Кажется, что до сухогруза рукой подать. Фото: Книга Приключений

Люди поднимавшиеся нам навстречу порекомендовали выбрать для спуска крутую тропинку вдоль сосен. "Так вы выйдете прямо к нему. Каменистая дорога уведёт в сторону и нужно будет чуть возвращаться назад" - сказали они.

Сосны были очень красивые с нереально яркой молодой хвоей. Каменистый склон, а их столько много. Всегда удивляюсь, как деревья обживают каменистые склоны гор, цепляясь корнями за малейшие выступы, они в чём-то похожи на орхидеи, живущих за счёт воздушных корней.

Это не настройки  камеры, хвоя реально яркого зелёного цвета. Фото: Книга Приключений"
Это не настройки камеры, хвоя реально яркого зелёного цвета. Фото: Книга Приключений"

По пути нам попалась длинная ложбинка в скале, очень похожая на промоину. Видимо в сезон дождей вода проложила себе удобный путь к морю. В этом месте камни были особенно скользкие.

Так вот ты какой, сухогруз.

Сухогруз становился всё ближе и казался всё больше. Когда мы уже достигли берега он казался огромным, а люди рядом как маленькие песчинки.

Сначала мне показался он не очень большим. Среди природы реально теряешься в оценке размеров, габаритов и расстояний.Например, башенка из камней казалось будет 2/3 моего роста.

У берега повстречавшиеся нам мотоциклисты наблюдали, как пара их спутников пыталась не потопить свои байки))) . Честно говоря мы так и не поняли, зачем они подъезжали поближе к воде по скользким камням. У кого-то получилось проехать, а кто-то методом экспериментов пытался вытащить соскальзывающий в море мотоцикл.

Рёв моторов глушил шум мелких волн, наполнявший воздух выхлопные газы честно говоря не способствовали лёгкому и свободному дыханию. Мы немного застыли в наблюдении, отвлёкшись от сухогруза. Ребята вытащили мотоциклы. Ну, Слава Богу! Теперь по лестнице наверх на сухогруз.

Да, когда близко подойдёшь, сухогруз уже средним по размеру не кажется. Фото: Книга Приключений
Да, когда близко подойдёшь, сухогруз уже средним по размеру не кажется. Фото: Книга Приключений

Лестницы была обычная, сварная. Сначала мне даже страшно было по ней подниматься, но это чисто из-за боязни высоты. В середине подъёма закрасовалась камера наблюдения. "Так , сейчас будет сюрприз"- сказала я мужу. Сюрприз не заставил себя долго ждать и выглянул с палубы сухогруза.

"Это частная собственность и вход платный" - авторитетно сообщил сюрприз, оказавшийся усталым от своей работы молодым парнем лет двадцати.

У парня был такой грустный взгляд, как-будто его усадили сюда отбывать наказание. Конечно, он молод и внешне интересен, работа же его состояла в нахождении на палубе достаточно ржавого судна. Сиди себе под навесом, особенно в жару и смотри сверху, как внизу протекает интересная яркая молодая жизнь с приключениями, свойственными именно этому возрасту.

"Фотографировать нельзя" - уныло сказал парень - "Частная собственность". -"А что можно-то?" -"Можно пройти просто по палубе за 500р с человека, а можно зайти внутрь в каюты по 1000р с человека". Оглянувшись вокруг и рассматривая палубу сухогруза , стоять на лестнице и рассматривать, пока говорим не воспрещалось мы с мужем обоюдно пришли к выводу, что конечно ничего платить не будем и никуда не пойдём.

Недемонтированные детали судна выглядели ужасно ржавыми и обветшалыми. Нам вспомнился военный крейсер в Новороссийске. Вот там было бы за что заплатить, а тут... С сухогруза основное содержимое давно вывезли. Со слов парня, после того как страховая компания выплатила владельцу сухогруза страховую премию, нынешний владелец аж в 2019 году выкупил севший на мель сухогруз РИО у страховой компании в надежде распилить его на металлолом и, собственно говоря, на этом и заработать. Но, сейчас 2025 год, а документы для всего этого действа до сих пор в работе.

Посмотрев на палубу сухогруза мы спустились вниз. Что интересно, если смотреть от линии пляжа до камеры у лестнице, то на этом промежутке фоткать можно, а выше нет)) Так что сделав несколько фоток мы решили лучше осмотреть сухогруз снаружи.

Первоначально была мысль искупаться рядом с сухогрузом с целью сделать несколько фото с моря, но заметив на корпусе судна беднягу богомола с капелькой мазута на спинке и какую-то странную мутную белёсость морской воды решили этого не делать.

Зато нам удалось заглянуть внутрь сухогруза. В его боковой части была вырезана часть обшивки для более простого изъятия содержимого трюмов и сейчас на месте отверстия красовались ворота из местами погнутого профнастила. Благодаря таким воротам я смогла просунуть руку в отверстия под ними и снять на телефон, то что внутри. Коряво получилось, но было интересно.

Оказалось , что внутри пусто. Среди большого пустого пространства на камеру попали какие-то редкие железяки.

Присев на берегу мы с интересом рассматривали форму корабля, его изгибы. Знаешь, я рада, что мы пришли к нему. Да, по палубе не погуляли, ну и что. Всё равно интересно! Пройдёт ещё год-два-четыре, доделает собственник все документы и распилят корабль на металлолом и не будет его тут. Когда ещё получится побродить вдоль такой махины , видимой во всей своей масштабности. Обычно мы видим только надводную часть кораблей, увидеть же его весь, очень интересное зрелище!

Был один момент, который меня смутил. Мы сидели у сухогруза и в воздухе витал не сразу улавливаемый запах, не морской , какой-то другой.. Потом начала чуть болеть голова и лишь позже, когда мы поднимались обратно и опять оказались среди хвойных деревьев мы поняли, что это был запах нефтепродуктов, который видимо проникся и в камни и в песок. По-любому какие-то повреждения у сухогруза тогда в 2018г были и вот этот запах, как отголосок той аварии.

Подъём в гору и игры мотоциклистов

Забегая вперёд скажу, что на обратный путь к машине мы затратили всего минут 40, потому как возвращались не по тропе а по грунтовой дороге. Грунтовая дорога не для каждого автомобиля, а вот мотоциклистам самый раз. На обратном пути я сняла несколько видео. Ребята создавая себе препятствия пытались проехать по каменистому склону, на видео посмотришь.

Крутой спуск с постоянно осыпающимися камнями. И вот один из байкеров лихо, газуя можно сказать, даже вскарабкиваясь взбирается на горку, на гравийную дорогу, за ним еще один. Вот стоят эти герои и с чувством превосходства наблюдают за двумя другими, не такими опытными. Парни уже преодолели часть подъёма , но оставшаяся часть им не поддаётся. Мотоциклы то падают, то скользят, постоянно риск неудачно перевернутся. Наблюдая муж , некогда тоже гоняя на мотоцикле по-молодости, пояснил мне, что неправильно наклоняют корпус тела, сбрасывают скорость, вместо того, чтобы газовать и т.п.

Я спросила ребят, уже преодолевших подъём:"Почему им не поможете, не подскажете?" " А мы их не заставляли за нами ехать, пусть сами выкручиваются". Стало грустно. Как игра на понт... И смотреть на это не очень и уйти, конечно не уходится. Наконец у одного из опытных видимо что-то ёкнуло или увидел что ребята в своих экспериментах покорить подъём уже порядком устали, да, наконец-то он стал им кричат прекратить попытки и отправился помогать вытаскивать мотоциклы. С более спокойной душой мы пошли дальше, обсуждая увиденное.

Поднявшись к шлагбауму мы ещё раз вернулись к качелям. Как же было красиво на этой смотровой. Лёгкий ветерок, Цемесская бухта , как на ладони, отлично видно Новороссийск и это быстрое ощущение невесомости, такое волнующее в детстве, когда аж что-то ёкает при смене направления движения качели. Замечательные несколько часов приключений.

Дл свидания, корабль. Фото: Книга Приключений
Дл свидания, корабль. Фото: Книга Приключений

Стоит ли посещать эту достопримечательность?

Я конечно, без капли сомнений уверена, что по возможности сухогруз стоит посмотреть, особенно в ясную погоду. И дорога красивая, места интересные, да и сам сухогруз с интересной историей. Построен еще в 1985 году на судоверфи в Японии, первоначально был зарегистрирован в Панаме и носил имя «Super venture». Несколько раз меняя владельцев,, менял и название, а также принадлежал разным странам. В момент кораблекрушения ходил под флагом небольшой Африканской страны Того и имел название "Рио". В 2018г в декабре при сильном шторме, более 8 баллов, сел на мель. Команда судна провела несколько месяцев на нём после этого события.

Сейчас, когда я писала эту статью, из источников в интернете узнала, что те самые каюты, о которых говорил парень - охранник на сухогрузе всё-таки стоило посмотреть. Команда корабля, покидая его, оставила всё как есть, забрав только личные вещи. Побывав внутри можно было бы прикоснуться к истории корабля гораздо ближе. Особенный интерес у туристов вызывает техника в капитанской рубке. И вот сейчас сухогруз завершает свой путь, доделают документы - распилят. А пока он величественно смотрится на берегу Черного моря с ещё не выгоревшей надписью на борту "Рио".

Видео с нашей поездки к сухогрузу ты можешь посмотреть на Youtube или Rutube

Поездка к сухогрузу