Нет, не аниме в жанре хоррора, не аниме-ужасы, не аниме, способные сильно напугать, хотя именно последнее здесь подходит больше всего, но заголовок получился бы не таким акцентным. Есть стойкое мнение - и большинство его разделяют, или значительная часть людей разделяет отчасти, - что настоящих аниме-хорроров не бывает, в отличие от фильмов и сериалов с настоящими актёрами, ибо нарисованное не способно поразить воображение настолько убедительно, как живая игра людей и "натуралистичные" скримеры, а также по причине того, что сам этот жанр в аниме не может быть воплощен. Я признаю тот факт, что достойных аниме в жанре настоящих ужасов существует крайне ограниченное число, во всяком случае в чистом дистиллированном виде, не разбавленном смежными жанрами (триллер, мистика) и драмой, философией. Однако есть, как мне видится, более подходящее понятие: не хоррор, а "хороррная атмосфера", где есть отдельные классические элементы ужасов + общий контекст, когда ты понимаешь, что для героев все пути тупиковые или не все, но они крайне суженны, и цена за них будет высокой, причем в отличие от просто драмы, трагедии, триллера в таких тайтлах густо замешаны иррациональные жестокие бесчеловечные силы и разум.
И, если ставить вопрос, не какие аниме в жанре хоррор имеют высокое качество и заслуживают просмотра, а именно какие аниме с "хоррорной" атмосферой можно порекомендовать себе и другим к просмотру, я могу назвать несколько тайтлов, которых наберётся порядка десяти точно. Однако далее я назову три произведения, которые отличаются друг от друга хронометражом, сюжетом и ключевыми особенностями, но будут иметь, как минимум, одно сходство в той самой "хоррорной" атмосферой и умение вогнать зрителя, если не в непроглядный страх, то надолго застрять у него голове и заразить пугающими образами, основной идеей и подтекстами.
***
1. "Благородный демон Эмма" 2006 года в формате 4-х серийной овы.
В среднем, каждая серия идет 40 минут, в сквозном сшивании представляет собой чуть более, чем средний полнометражный фильм длительностью 2,5 часа (150 минут).
В первую очередь это аниме является триллером и мистикой, к которым в качестве второстепенных добавляются такие жанры, как детектив, нуар, драма (для главных герой Эммы и Юкихиме) и трагедия для всех человеческих персонажей и слуги-компаньона вышеназванных высокопоставленных сверхъестественных существовавших Каппоэру (или просто Каппы, который косвенно похож на известного нам Водяного). Однако данное аниме в отличие от многих даже смежных по жанрам имеет ту самую "хоррорную" атмосферу, суть которой я пыталась объяснить выше.
Когда я два года назад в начале цикла по аниме "Адская девочка" уже вспоминала данное аниме, то говорила о некотором сходстве главных героев этих тайтлов, и дело даже не в имени "Эмма". Важно то, что при первом просмотре "Адской девочки", особенно, если останавливаешься на первой половине всей истории (1-2 сезона), тем более на четверти, то, кажется, что почти у всех героев новеелл нет выхода, что, как говорится, во вступлении к сериям 2 сезона, человек - это треножник, которого с разных сторон наполняют ненависть, страх и отчаяние, а уже при повторном просмотре, тем более не одном, начинаешь видеть, что эти истории на самом сложнее, и на самом деле лишь немногие из них по-настоящему с самого начала были безысходны и безнадёжны. А вот во всех показанных историях ОВЫ "Благородный демон Эмма" это воистину так.
Главной составляющей неповторимой мрачной атмосферы "Эммы" является именно то ощущение, что люди изначально слабее демонов, даже самые правильные и справедливые, что они просто не смогут выстоять против внушённых мыслей и страстей, а те, кто пока не извратился, не убил или не погиб сам, им повезло не встретить ёкаев или не попасть в трудную жизненную ситуацию.
Что говорить, если во второй половине сериала те злоключения, в которые попадают сверхъестественные благородные существа, их прислужники, обычные люди были обусловлены тем, что саму Юкихиме, утончённую, мудрую, независимую и хладнокровную (в буквальном или метафорическом смысле) одолели отчаяние, ревность и безнадёжность от того, что она не сможет быть по-настоящему рядом с любимым Эммой, а последний, будучи буквально принцем Ада, половину года не мог разобраться с тьмой, накрывшей их временно арендуемый особняк и достучаться до сердца своей подруги детства / возлюбленной. А уж люди, до которых в этом минисериале нет дела ни добрым высшим силам, ни беспристрастным посланникам Ада, которые по сути посланы в принудительную командировку, чтобы именно возвратить или уничтожить злых екаев, а люди так, просто нижестоящие, глупые, ограниченные в своем сознании существа, которым даже формально помогать нет особого желания. Стало быть и другие люди, сильные, авторитетные, наделённые властью, силой воли и знаниями также почти ничем не могут помочь несчастным жертвам одержимых демонами людей или, подвергаясь одердимости. Линия детектива и его коллег по полицейскому участку ясно дают это понять. Да и не только линия полицейского среди персонажей людей, но она наиболее красноречива.
Во второй половине, когда люди оказываются отрезанными от других людей, города и, кажется, самой привычной реальности, и видят перед собой особняк, они не могут ни уйти от него, ни найти выход из него и просто остаться в живых. Не даст им это сделать ни реальность, ни собственная линия жизни
Скорая 20-я годовщина аниме "Благородный демон Эмма" лишь подтверждает, что со временем все достоинства этой истории лишь настоялись, как хороший терпкий алкогольный напиток, который неумолимо вовлекает в свои иррациональные ощущения.
***
Также предлагаю вам пройти и посмотреть, ведь наступает время театра тьмы. ... или ями шибай
(дословно переводится как театр теней, но я больше привыкла именно к переводу названия, как "театр тьмы"). Теням не мешает искусственное освещение и солнце, и далеко не все из них пугающи, но то, что мы видим в сериале онтологии - это буквально вся тьма мира, и нашего, и не нашего. "Театр тьмы" - это сериал-онтология, сборник страшных, поучительных, метафорических историй о японских проклятиях призраках и разных существ по типу кайданов, то есть городских легенд о сверхъестественном.
Нескольких лет назад я уже коротко писала об этом сериале, рассказывала о своих любимых сериях. С тех пор вышло аж 15 сезонов, в каждом из которых по 13 серий, но длятся они всего по 3-4 минуты без опенинга и эндинга. Кстати, опенинга как такого и нет, вместо него появляется заставка примерно на 10 секунд, в ходе которой Рассказчик приходит на место и подзывает слушателей и зрителей.
Аниме начало выходит с 2013 года и каждый год появляется новый цикл страшных историй, а иногда и не по одному сезону за год. На данный момент существует 185 серий, подавляющее большинство из них по-настоящему жуткие и не повторяют друг друга. Лишь несколько серий из последних сезонов рассказывают о героях, ранее появляющихся в первых сезонах, но, если не смотришь подряд с самого первого или не пересматриваешь через короткое время, то и не заметишь этого.
В начале недели я намеревалась пересмотреть все 10 сезонов, разделив просмотр на 3-4 дня, но потом начала искать информацию в сети и узнала, что всего сезонов уже полтора десятка. И последние пять смотреть не буду впопыхах, чтобы посмотреть, не торопясь, смакуя яркие эмоции. В каждом сезоне есть свои наиболее жуткие истории, в некоторых сезонах их больше, в других одна-две такие истории. Некоторые сезоны посвящены определённой теме. Например, в 3 сезоне монстры особо страшные, крайне жестокие и беда подстерегают любого человека в любой момент, а срастись практически нельзя. Красной нитью через заставку идет образ молодого Камисибайи (Рассказчика) или другого претенда на это звание, или инфернального ребёнка, которого такие истории не пугают, а вдохновляют... В общем, образ этого персонажа можно интерпретировать по-разному. Мое мнение с тех пор, как я впервые посмотреть сначала 5, потом 10 сезонов, и написала про них в блоге, не изменилось: самый жуткий для меня сезон по-прежнему третий.
5 сезон посвящён печальной участи женщин, которые стали жертвами любви и жестокости близких людей. 9 сезон посвящен животным из китайского зодиака. 10 сезон вроде бы не имеет четкой темы, но, будучи "круглым" и по-своему рубежным, как будто посвящён самой идее страшных рассказов и тому, что люди сами ищут развлечений, способных пощекотать их нервы, а потому заканчивается символически - известной легендой о 100 страшных рассказов. С одной стороны, этой легенде уже несколько веков, она появилась еще в эпоху Эдо и в свою очередь была похожим сборником множество страшных историй, которые не были авторскими, а повторяли известные фольклорные сказания, как во многом и аниме "Ямишибай". С другой стороны, в финальной серии 10 сезона герои в своих рассказах повторяют сюжеты уже прошедших серий и сезонов. Вот такая спираль кайданов внутри кайдана внутри кайдана.
"Ямишибай" в отличие от многих аниме является хорорром, ну в половине серий так точно, а уж тайтлом с "хоррорной" атмосферой и подавно. Я, конечно, читала отзывы некоторых людей, что, мол, истории нарочито гротескные, наркоманские, не страшные, не логичные. Но многим было страшно, люди признаются, что боялись после этого спать по ночам и находиться вечером одни в квартирах. И, если в "Благородном демоне Эмме" больше всего пугает не что-то одно, а сам контекст происходящего, совокупность всех деталей истории, а атмосфера обалакивает и медленно неумолимо затягивает, то "Театр тьмы" обжигает состояние тревоги и ужаса в кульминационных моментах почти непрерывно, но каждый раз по-новому, не давая заскучать и перестать бояться полностью. Это как щекотка нервов с разных сторон, с одной стороны, потом - с другой, но щекотка эта почти не останавливается за то время, пока смотришь. Причем есть и отличные скримеры, и общая атмосфера, и разрывные финалы, и чувство фатального кошмара, в котором живут герои, но до поры до времени имеют возможность с ним не сталкиваться.
***
Третий пример от двух первых отличается тем, что во многом это гораздо более приземлённая и реалистичная история, где даже фантастические элементы являются метафорой вполне обыденных вещей.
Говорю я об аниме "Иная".
В первые месяцы ведения группы, посвящённой аниме "Шики" я начала с детального анализа именно него и сравнивала по образам некоторых персонажей и общей канве повествования с "Усопшими". Оно в принципе часто идет в одном ряду с классикой культовых аниме нулевых годов, но многие ставят ее в конец этого ряда, снисходительно отмечая некоторые достоинства и преувеличивая недостатки. Кто-то говорит и вовсе лишь о последних. Смотря аниме, которые мне заходят и тем более готовя по ним материал, я обычно читаю много источников о том, как воспринимают люди данный тайтл. Так вот мнения об "Иной" в основном варьируются от условной "3-" до твердой "4", если брать стандартную учительскую шкалу оценивания. Я согласна, что надо очень постараться, чтобы поставить этому аниме "отлично", но вот "3" будет несправедливо низкой оценкой.
Да, "Иная" не такое гениальное или по крайне мере сверхталантливое талантливо аниме, как "Когда плачут цикады", "Шики": оно не является настолько универсальным высказыванием на разные темы, оно не отличается масштабностью действия двух упомянутых историй, оно банально меньше по хронометражу, и его герои обычные школьные и несколько незаурядных педагогов, которые пытаются, как могут, разрешить свою специфическую локальную проблему, которая возникла отчасти из-за них самих и старших родственников некоторых детей. Кого-то раздражает нарочитый якобы закос под "хоррорную" атмосферу, банальные сюжетные ходы, которую, например, несколько лет назад зло высмеял ютуб-блогер AgnamoN.
Это аниме трудно назвать хороором даже по сравнению с ОВой "Благородный демон Эмма", не говоря уже о "Театре тьмы". Зато та самая пресловутая "хороррная" атмосфера отлично просматривается. Больше скажу: по этому отчасти абстрактному собирательному признаку "Иная" обходит "Шики" и даже "Цикад". Что же даёт "Иной" очков атмосфере хоррора? Исследования темы страха и как оно влияет на разум обычных людей, подчиняя себе их волю. То, что именно это аниме отлично и чётко иллюстрируют вроде бы давно известный принцип: зло не победимо. Известный, но не осознаваемый многими до конца принцип, особенно теми, кто ищет качественные ужасы в западном кинематографе и считает, что в азиатском, прежде всего в японском, в больше степени в рамках аниме его не найти. Зло - то, как оно показано в "Иной" - не просто не победимо, оно иррационально, жестоко, неумолимо, а средство, позволяюще его сдержать на короткий промежуток времени настолько имморально, что, может, лучше бы его и не было, как в большинстве историй "Ямишибай". И, если в "Шики" люди навлекли на себя смерти и страдания своим невежеством, безответственностью, а в "Цикадах" все сложнее и запутаннее, но тоже в непоследнюю очередь зависит от людей, то в "Иной" ты изначально оказываешься в патологической обстановке, когда входишь в класс 3-3, и вынужден подчиняться абсурдным правилам в попытках избежать смерти, потери близких, но самое страшное, что они не работают, а то, что работает, многим неизвестно, а, может, это и хорошо, ибо, как уже было сказано, что требует совершить страшный поступок, да и гарантии никакой нет, что правильный выбор сделаешь. А потом, скольких бы ты не спас, даже если повезёт, или, напротив, если до конца данного учебного года, доживут единицы, проклятие работает таким образом, что память исказиться и ни успех, ни огромные жертвы почти ни на что не повлияют, ибо результат каждый раз обнуляется и для следующих учеников класса 3-3 всё начнётся заново.
Кроме того, как я отмечала несколько лет назад в одной из статей подборки, посвященной "Иной" не менее пугает и то, что сам "мертвец" года не осознаёт то, что умер. Может, если бы знал, то пытался устранить учеников и как-то выдал себя, либо попытался бы стереть свое повторное обманчивое существование, но нет, ни "лишний" член класса не понимает, что не принадлежит этому миру, ни родственники его об этом не знают, ни коллеги с учащимися. Записи же в документах каждый раз искажаются сами собой, добавляя "лишнего" члена в списки класса либо в число учащихся, либо в число работающих с классом педагогов, а затем также убирая его из списков, так что ни следующие поколения, ни ученики текущего 3-3 класса не могут отследить аномалии и проанализировать их. Чисто везение в десятки лет, да и то, как было сказано, что вроде бы с объективной стороны и для большинства из класса это и можно назвать везением, но муки совести для того, как сможет убрать мертвеца. Впрочем, и он тоже скоро всё забудет, так что ...
Все эти мысли и рассуждения показывают, что, как минимум, элементов качественного сценария аниме "Иная" точно не лишено. Я же гарантирую вам, что той самой "хоррорной" атмосферой этот тайтл более чем обладает.
Так что все три тайтла прекрасно подходят для осеннего просмотра, когда солнце заходит рано, чтобы коротать время в сумерках за чашкой теплых напитков, согревая душу во время важных и местами вымораживающих душу мыслей и ощущений, возникающих во время просмотра.