Найти в Дзене

Был ли у Эмили Бронте синдром Аспергера?

  Говоря о сестрах Бронте, первой мы невольно вспоминаем старшую Шарлотту, подарившую миру образ скромной гувернантки Джейн Эйр. Однако её сестра Эмили была не менее талантливой писательницей. Эмили Бронте (1818- 1848) - английская писательница и поэтесса, средняя из трёх сестёр Бронте. Автор романа «Грозовой перевал», а также ряда стихотворений. По мнению её биографа Клер Гарман, высока вероятность того, что у Эмили был синдром Аспергера.  Ранние годы. Эмили была пятым из шестерых детей деревенского священника Патрика Бронте и его жены Марии Бренуэлл. Мать умерла, когда ей было три года. Бо́льшую часть своей жизни Эмили провела в деревне Хоэрт (Уэст-Йоркшир). Некоторое время вместе со старшими сёстрами она училась в школе-интернате для дочерей духовенства. Эпидемия, разразившаяся в школе и унесшая жизни двух её сестёр, Марии и Элизабет, потрясла шестилетнюю Эмили и отразилась на всей её последующей жизни и творчестве. Как и другие дети этой семьи, Эмили получила домашнее образование

  Говоря о сестрах Бронте, первой мы невольно вспоминаем старшую Шарлотту, подарившую миру образ скромной гувернантки Джейн Эйр. Однако её сестра Эмили была не менее талантливой писательницей.

Эмили Бронте (1818- 1848) - английская писательница и поэтесса, средняя из трёх сестёр Бронте. Автор романа «Грозовой перевал», а также ряда стихотворений. По мнению её биографа Клер Гарман, высока вероятность того, что у Эмили был синдром Аспергера. 

Ранние годы. Эмили была пятым из шестерых детей деревенского священника Патрика Бронте и его жены Марии Бренуэлл. Мать умерла, когда ей было три года. Бо́льшую часть своей жизни Эмили провела в деревне Хоэрт (Уэст-Йоркшир). Некоторое время вместе со старшими сёстрами она училась в школе-интернате для дочерей духовенства. Эпидемия, разразившаяся в школе и унесшая жизни двух её сестёр, Марии и Элизабет, потрясла шестилетнюю Эмили и отразилась на всей её последующей жизни и творчестве.

Как и другие дети этой семьи, Эмили получила домашнее образование (учеба в школе не задалась со смерти двух старших сестер), была особенно близка с младшей Энн, их даже называли близнецами.  Жизнь маленьких девочек, рано лишившихся матери, никак нельзя было назвать радужной. Большую часть времени они проводили в обществе друг друга, лишённые простого детского общения. Изолированное место, на котором стоял их дом, довольно однообразная, скучная жизнь способствовали ещё большему уединению и неизбежному уходу в собственный духовный мир.

Творческие наклонности у четверых детей Бронте проявились еще в детстве – они разделились на парочки и создали, как сейчас бы сказали, свои фэнтези-миры: Шарлотта и Бренуэлл изобрели Ангрию, Эмили и Энн – Гондал. Там были свои законы, мироустройство, даже история и местные мифы.

При всей замкнутости их жизни, необщительности отца и отчужденности от всего остального мира, дети были образованны и умны не по годам. Сестры Бронте хорошо знали латынь, с детства были знакомы с греческими трагедиями, а также творчеством Шекспира и Мильтона. 

 Эмили была самой замкнутой из трёх сестёр. По свидетельству очевидцев, она редко выходила из дому, а если и совершала прогулки, то не была особо расположена к приветливым разговорам с соседями. Но её часто можно было видеть расхаживающей в задумчивости и что-то шепчущей самой себе…

 Образ жизни. Эмили Бронте вела затворническую и весьма нетрадиционную жизнь, отмеченную интенсивным творчеством, глубокой интеллектуальной сосредоточенностью и социальной изоляцией. Из дома выходила только ради службы в церкви или прогулки по вересковым холмам. Выросшая в отдаленных йоркширских пустошах, она находила утешение в бескрайних, диких пейзажах, которые позже послужили фоном для ее единственного романа.

Социальные связи писательницы практически полностью ограничивались членами ее семьи. В отличие от своих более общительных сестер, Эмили предпочитала уединение, посвящая себя писательству, природе и воображаемым мирам. Эмили предпочитала общество животных людям, что характерно для аутичного человека, страдающего от изнуряющей социальной среды. Когда она недолго работала учителем, это оказалось для нее невыносимым, и она вернулась домой, не в силах справиться с социальными требованиями, предъявляемыми к ней.

“Я сразу же почувствовала к ней неприязнь: ее высокая, неуклюжая, плохо одетая фигура так странно контрастировала с маленькой, аккуратной, подтянутой фигурой Шарлотты, хотя платья у них были одинаковые”, - писала Летиция Уилрайт, ученица пансиона, где преподавали сестры Бронте.

По свидетельствам современников трудно понять, красива ли была Эмили. Но точно можно сказать, что в отличие от старшей и младшей сестры, Эмили не изведала любви. И – была непомерно полна страсти. Откуда в этой совсем неопытной, такой безгрешной, столь смиренной душе столько бури, исследователи не понимают до сих пор.

Эмили Бронте скончалась в возрасте 30 лет от скоротечной чахотки. 

Признаки синдрома Аспергера у Э. Бронте:

  •  Сенсорная чувствительность и рутинное поведение. Она следовала строгому распорядку дня: по утрам кормила животных, готовила и убирала, после обеда занималась творчеством, вечера проводила с сестрами у камина. Была чувствительна к звукам, предпочитая тишину.
  • Коммуникативные трудности. Знакомая сестёр писала: Эмили с трудом произносила больше, чем односложные ответы. Кроме того, она избегала смотреть в глаза собеседнику.
  • У Эмили случались неожиданные приступы гнева. Немногочисленные истории о её отношениях с соседями и горожанами дошли до нас как агрессивные по своей природе. Такая очевидная грубость часто ассоциируется с синдромом Аспергера.
  • Эмили Бронте всю жизнь страдала анорексией. Её первые приступы голодания случались, когда её отправляли из дома в школу-интернат, а позже на преподавательские должности. Недавние исследования показали, что нервная анорексия значительно чаще встречается у людей с РАС, чем в общей популяции.

“Её способности были не приспособлены к практическим жизненным делам. Между ней и миром всегда должен был стоять переводчик. Ее воля была не очень гибкой... ее дух был совершенно несгибаемым” - писала Шарлотта Бронте о своей сестре.

“Грозовой перевал”.

В то время “Грозовой Перевал” мало кому понравился, однако он нравится читателям сейчас. Сюжет единственного романа Эмили Бронте вертится вокруг любви двух детей — цыганёнка-найдёныша Хитклифа и дочери его опекуна Кэтрин. Образ вспыльчивой и своенравной Кэтрин, открыто пренебрегающей своим мужем в пользу запретной детской любви к злодею Хитклиффу, вряд ли можно назвать добропорядочным в глазах английских леди и джентльменов. “Грозовой перевал” для многих поколений девушек стал сагой о вечной любви. Но для самой Эмили Бронте он был гимном протеста. 

При первом прочтении книга шокировала читателей своей жестокостью, но и притягивала силой описанных в ней страстей.  Некоторые  исследователи называли роман “смесью грубой порочности и сверхъестественных ужасов”. Считается, что Эмили Бронте не были известны “границы вежливых выражений”, соблюдение которых ожидалось от всех викторианских романистов. Персонажи Бронте говорят на грубом языке, постоянно сквернословят и ругаются. На описание Бронте аморальных персонажей значительно повлияли истории, рассказанные её отцом Патриком Бронте о ”деяниях” людей в Хоэрте, которые он узнавал от прихожан.

В книге встречается только больная любовь - как к родителей к детям, так и от мужчины к женщине и наоборот: сплошь эмоциональные качели, манипуляции, капризы, нахальство, запреты, ругань, рукоприкладство. 

Однако роману присущи моральная сила и мудрость, жестокости, коварству и безумию противостоит разум и справедливость.

Считается, что сестры Бронте породили феминистское движение в литературе. В их книгах описываются случаи удержания взаперти, подчинения женщин правилам патриархата и попытки избежать подобных ограничений. Кэтрин Эрншо пера Эмили и Джейн Эйр пера Шарлотты Бронте — примеры незаурядных женщин, пытавшихся жить по своим правилам. 

           ………..................................

 Конечно, мы никогда по-настоящему не узнаем Эмили Бронте. Она была замкнутым человеком и удивительно творческой личностью. Как иронично, что эта сдержанная, замкнутая женщина, которая называла одиночество свободой и прожила почти без друзей, стала любимицей стольких людей сегодня. Если синдром Аспергера сделал Эмили той уникальной личностью и одарённым писателем, какой она была, то это состояние, хотя и причиняло ей страдания на протяжении всей жизни, стало даром литературе и человечеству.

                                Источники: