Привет киноманам! Перед недавней премьерой «Заклятия 4» я уже пересматривал и обозревал 1-ую часть. Теперь после просмотра последней новинки хочу двинуться дальше и обсудить «Заклятие 2». Как фильм смотрится спустя годы? Первые два фильма снял Джеймс Ван, чьи хорроры я очень люблю и уже не раз хвалил в своих обзорах. «Заклятие 3: по воле дьявола» и новое «Заклятие 4: последний обряд» снимал уже Майкл Чавес, у которого поменьше опыта, чем у Джеймса Вана, но он так же работает пока что на поприще демонических хорроров, а именно над франшизой «Заклятия». Мировой прокат «Заклятия 4» практически завершился, и можно поздравить создателей фильма с абсолютным кассовым рекордом для франшизы – на сегодняшний день сборы вплотную приблизились к отметке 490 млн. долларов, что является умопомрачительной суммой сборов для хорроров. Впереди лишь «Оно» 2017 года с финальными сборами в 702,8 млн. Но даже сиквел «Оно» уже уступает по сборам «Заклятию 4», т.е. последняя работа Майкла Чавеса является серебренным призером по сборам среди хорроров. Невозможно игнорировать такой интерес широкой публики к новинке, ввиду чего я посмотрел «Заклятие 4», а после сразу же включил «Заклятие 2». Давайте разбираться, чья работа, Джеймса Вана или Майкла Чавеса, более качественная. Камера, мотор, начали!
Стоит сразу отметить, что сиквелы, снимаемые самим Джеймсом Ваном, как правило, не уступают оригинальным картинам. Например, «Астрал» и «Астрал 2», которые я также недавно обозревал. В случае «Заклятия» планка качества была еще более высокой. И скажу сразу, что по моему глубокому убеждению сиквел не уступает оригинальному фильму. Возможно, поэтому Джеймс Ван еще ни разу не задержался в режиссерском кресле дольше двух фильмов, боясь потерять в качестве. При этом он остается участником создания фильмов в качестве продюсера или сценариста.
Итак, я посмотрел «Заклятие 4: последний обряд», после которого у меня сформировалось четкое мнение: фильм довольно крепкий, с массой интересных приемов и фан сервиса. Зачет. Но после последующего пересмотра «Заклятия 2» эмоции были гораздо ярче: вот он, практически эталон жанра. Фильм открывает очень атмосферная вступительная сцена, связанная с работой Эда и Лоррейн Уоррен над делом убийства в Амитивилле. В этой сцене Джеймс Ван задействовал практически весь свой арсенал. В ходе спиритического сеанса, Лоррейн пытается разобраться в случившемся, гуляя по дому во время событий убийства вне своего тела. Подобно тому, как герои «Астрала» покидали свое тело и отправлялись в астральный мир духов. Показан этот эпизод уже традиционно для Джеймса Вана с невероятно густой атмосферой. Меняется освещение, цветокоррекция кадра и монтаж видеоряда. С экрана буквально сочится холод паранормального. В конце этого эпизода перед Лоррейн и зрителем впервые появляется он – демон Валак в обличии ужасающей монахини. Этот образ пробирает до дрожи. Помню свои первые впечатления от этого образа при первом просмотре в 2016 году. Ощущения – бррр. Игра Веры Фармиги, исполняющей роль Лоррейн Уоррен, в этом эпизоде заслуживает аплодисментов. Очень крепкое вступление, которое обволакивает зрителя ощущением ужаса с самого начала фильма.
После этого эпизода идет традиционное знакомство зрителя с новым местом событий и ключевыми персонажами – семьей Ходжсонов. Мать-одиночка Пегги «в одно лицо тащит» 4 детей. На их «счастье» в их доме начинают происходить странные и пугающие вещи. Сиквел недолго раскачивается с тем, что бы начать пугать зрителя и героев фильма. В доме начинает происходить нечто паранормальное, и эти явления «не застенчивы» - Джеймс Ван не использует заезженный прием, когда дьявольщина происходит лишь с одним персонажем, а остальные ему не верят. Почти все дети замечают необъяснимые и страшные вещи в доме – предметы двигаются и среди них точно кто-то ходит. В первый же момент, когда Пегги собирается поругать своих детей за то, что они выдумывают глупости и пугают друг друга, комод невзначай пролетает через спальню, в которой находятся герои, и разбивается о стену. Персонажи в ужасе, спина зрителя покрывается гусисной кожей. Напуганная женщина с детьми посреди ночи бегут к соседям, просто не зная, что еще им делать. Те вызывают полицию. Расширившимся коллективом все направляются обратно в дом, чтобы все осмотреть. Зло снова не таится, и на глазах у всех стул начинает ездить по комнате, лишая зрителя душных клише, когда так отчаянно нуждающимся в помощи героям никто не верит. У очевидцев нет сомнений в паранормальной активности в этом доме. Требуется вмешательство церкви, но та опасается фальсификации и поэтому просит семью Уорренов поехать к Ходжсонам и во всем разобраться. Так начинается основное действо.
Нельзя не отметить еще один прием Джеймса Вана, который уже стал его визитной карточкой – светлые эпизоды, снятые днем, не означают, что фильм взял паузу и не будет вас пугать. Джеймсу Вану удаются напряженные и страшные моменты даже при полном освещении. Джанет – младшая дочь Пегги – главный персонаж, вокруг которого происходит основная дьявольщина. Она остается днем одна дома и смотрит телевизор. Начинается все с малого – телеканалы начинают сами переключаться, пульт незаметно перемещается с места на место, на экране возникают помехи. Джанет приближается к телевизору, что бы поправить антенну. Джеймс Ван буквально жонглирует ожиданиями зрителя – оператор как бы не навязчиво показывает экран телевизора, и зритель в нетерпении вглядывается в этот экран, будучи убежденным, что в нем что-то отразится. Не буду спойлерить для тех, кто все еще не смотрел этот фильм, но соль момента не в том, чего ждет зритель. Результат – у вас замирает дыхание и вы медленно выдыхаете после испуга в определенный момент, ведь вы ждали не того и не оттуда.
Эпизод, где демон является Лоррейн прямо в их собственном доме, тоже происходит днем при полном освещении. Джейм Ван не использует приемов вроде неожиданного «Бу!». Атмосферу страха создают скорее неожиданные события. Джуди, дочь Эда и Лррейн, обращает внимание матери на то, что в их доме кто-то посторонний. Зрителю все показывают, по сути, в открытую, но такое заставляет буквально обалдеть. Эпизод в меру продолжительный с вязкой неуютной атмосферой. Вера Фармига вновь прекрасна в своей роли. Она буквально предугадывает своей мимикой выражение лица зрителя. Она таращит от изумления глаза, я таращу глаза, все зрители таращат глаза, в результате – все вновь перепуганы, и, если вы смотрите фильм дома вечером и без света, то, скорее всего, ставите фильм на паузу и идете заварить чай. Но не потому что чаю захотелось, а потому что вам нужна передышка. Жмете паузу, а ползунок хронометража передвинулся от начала меньше, чем на половину фильма. Другими словами, фильм богат именно на атмосферные и страшные моменты, заставляющие зрителя ёрзать и периодически выдыхать, переводя дух. Эти моменты сменяются лишь эпизодами, двигающими или объясняющими сюжет фильма. Филлеров в фильме просто нет. А ведь он длится дольше 2 часов, что не вполне свойственно хоррорам. Обычно такие фильмы укладываются в 80-100 минут, и половину их хронометража занимают именно филлерные моменты с глупыми диалогами, которые фильму абсолютно не нужны. Но это не подход Джемса Вана, из его «Заклятия» не выкинуть ни одного эпизода.
Хотя, пожалуй, один филлерный момент все же есть. Эд решает немного взбодрить семейство Ходжсонов и покупает пластинку Элвиса, но выясняется, что патефон не работает. Эд замечает в углу гитару, берет ее и начинает петь Can’t Help Falling in Love Элвиса Пресли. И знаете что? Этот филлер – жемчужина «Заклятия 2». Этот момент буквально успокаивает как персонажей, так и зрителя. Вот он, тот момент, которого негласно все так хотели, чтобы немного перевести дух. Эпизод прекрасен, он не просто успокаивает, он буквально сочится добром. В этот момент наполняешься уверенностью – все будет хорошо. При этом эпизод не спойлерит хэппи-энд. Просто начинаешь верить в хорошее. Сцена, просто необходимая этому фильму. И как же здорово, что авторы придумал ее. Патрик Уилсон, исполняющий роль Эда Уоррена, поёт в этом эпизоде сам. Браво!
Пора подытожить. Как и предыдущие хорроры Джеймса Вана («Пила», «Мёртвая тишина», «Астрал», «Астрал 2», «Заклятие») «Заклятие 2» получилось очень профессиональной работой и просто отличным фильмом. Как всегда, очень серьезный подход актеров к своей работе, что не часто встречается в жанре хорроров. Все играют так, будто участвуют в съёмках большого серьезного кино, которое в конце года будет номинироваться на все возможные премии. Густая атмосфера, умение пугать зрителя и интересное повествование – столпы производства хорроров, приковывающие внимание зрителя к экрану до самого конца. Титул лучшего «Заклятия» остается за двумя фильмами Джеймса Вана. Он снова снял сиквел, не уступающий оригиналу. Лично я не могу выбрать, какая из частей мне нравится больше. Кассовый хит «Последний обряд» все же не дотягивает до творений мэтра. В конце концов, именно фильмы Джеймса Ванна подарили нам такие яркие образы как кукла Аннабель и демон-монахиня Валак, про которых сняли уже 5(!) успешных фильмов. Интересно, что будет теперь с кино-вселенной «Заклятия» после оглушительного кассового успеха последнего фильма? Лично мне очень хочется увидеть еще один фильм снятый именно Джеймсом Ваном. Завязывал бы он со всеми этими «Акваменами»…
«Заклятие 2» - один из лучших, если не лучший, хоррор этого жанра. Фильму уже 9 лет! Но он остаётся актуальным по сей день. Поклонникам жанра – самые горячие рекомендации. Хотя слабо верится, что поклонники жанра не смотрели его. Что ж, смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое, как «Заклятие» и «Заклятие 2». От меня крепкие 8 баллов из 10.