Найти в Дзене

«Свет, камера… кома-а-ар!». Как снимали «Букет ромашек»

Всем белокаменный привет! С вами кинокорреспондент Саша Ольшевская. Сегодня я расскажу вам, как создавалась наша прекрасная киноновелла «Букет ромашек» (2021). В этой статье вы узнаете, кто должен был сыграть значительную роль в изначальной версии сценария, какая сцена в фильме стала рекордсменом по количеству дублей за всю нашу историю и как две студентки МГУ чуть не померли, пытаясь поймать бабочек для кадра.

Осторожно, после этого обзора вам может захотеться летних каникул!

Не забудьте про лайк и – погружаемся в атмосферу июньского города и цветущей деревни. И заранее извиняюсь за качество некоторых картинок. Удачных снимков осталось мало, тогда нам техника еще не позволяла оставлять качественный фотоотчет. Но мне хотелось какой-никакой документальности. Я же не только для вас, дорогие подписчики, стараюсь. Я пишу историю и для членов кинокомпании тоже, а мы, как вы помните, к своему прошлому относимся бережно.

"Это букет ромашек. Я хочу, чтобы он был у тебя", июнь 2021
"Это букет ромашек. Я хочу, чтобы он был у тебя", июнь 2021

Начнем опять же с краткого пересказа сюжета.

В один день Леся проваливает экзамен в балетную школу, обижается на легкомысленную подругу да еще и случайно ломает телефон. Она ощущает себя полной неудачницей. Домой возвращаться не хочется, и неожиданно для самой себя, девочка уезжает вместе со старшим братом Никитой в деревню к его друзьям. Вместе с новыми приятелями Глебом и Златой она проводит пару дней в простых летних радостях. И в этой поездке понимает, что больше не может существовать, как прежде. В ее душе крепнет уверенность, что балетная карьера не была ее мечтой, ее следует оставить и начать жить жизнью обычного подростка. И, преодолев смятение, уговоры друзей и непонимание мамы, Леся все же принимает непростое решение, мирится с подругой, записывается на рок-ен-ролл и готовится к поступлению в обычную школу.

Леся и новые друзья (за кадром в перерыве)
Леся и новые друзья (за кадром в перерыве)

При всей простоте истории и ограниченности наших технических возможностей на тот момент, я нежно люблю эту киноновеллу. Она получилась, во-первых, очень настоящей и жизненной – вопросы самоопределения будут острыми и актуальными всегда. А во-вторых – очень летней. Глядя на некоторые кадры просто хочется прищурится, такое там яркое солнце. А в фильм влезло еще и купание, обливание водой на огороде, катание на велике, совместное чаепитие, игра в «Уно», прогулки с мороженым… Вот зачем я взялась описывать это осенью, когда на дворе дожди?

Ладно, раз уж взялась, расскажу вам немного о съемках, на которых не обошлось без курьезов.

«Раз ромашка, два ромашка...»

Конечная версия сценария была создана с третьей попытки. Первый вариант был настолько криминальным, что аж попахивал запрещенкой. Не буду вдаваться в подробности, лишь намекну, что планировалась целая шайка бандитов и погоня на машинах по сельской дороге. Во второй редакции значительная роль уделялась дворовой собаке. Леся именно после взаимодействия с ней и ее спасения из лесного пожара должна была уйти из балета и принять решение заняться кинологией. Собаку собирались найти на месте, во Владимирской области, где планировались выездные съемки. Неизвестно удалось бы нам заставить песеля скакать с нами перед камерой, потому что и вторая версия Ольге Александровне разонравилась.

А тем временем лето подступало. Ольга Александровна даже успела попереживать о том, что команда вовсю настраивается на работу, а сценарий не готов. Проект спасла случайная встреча. Наш товарищ режиссер и сценарист в одном лице просто выходил из метро и случайно увидел старушку, которая продавала букетики. И благодаря этой случайной мелочи, криминал был напрочь забыт и заброшен. История получила свою актуальную и жизненную идею и важнейший символ, который герои передавали друг другу вместе с теплом и участием – букет ромашек.

От сердца и почек дарю вам цветочек! (фотосессия после съемок)
От сердца и почек дарю вам цветочек! (фотосессия после съемок)

С цветами связан еще один забавный момент. В июне диких ромашек в полях еще не было да и букет должен был выглядеть аккуратно. И потому Ольге Александровне пришлось искать самостоятельно по магазинам два ромашковых букета для реквизита. И поиск оказался непростым. В одном магазине даже выдали легендарную фразу: «Экзотику по четвергам обычно завозят!». Кто-то после этого еще будет сомневаться, что ромашки – это тихая роскошь с русских полей?

В конце концов букет нашелся, но ему пришлось создавать условия, чтобы он не расквасился за два дня в духоте. Он стоял у нас в воде в прохладной бане, пока мы носились по полям и огороду.

Коротко о жаре без лишних слов (за кадром)
Коротко о жаре без лишних слов (за кадром)

«Да я не хочу!»

«Букет ромашек» в рамках нашей фильмографии является абсолютным рекордсменом по количеству дублей в одной сцене. Речь идет об эпизоде, в котором подружка Рита провожает Лесю на экзамен в здание московской государственной академии хореографии. Актрисы оказались теми еще хохотушками. И поэтому диалог на лестнице был снят в 24 дубля. Этот рекорд за всю историю кинокомпании еще никто не побивал.

Та самая лестница (кадр из фильма)
Та самая лестница (кадр из фильма)

К слову, Ксюша, исполнительница главной роли, действительно танцовщица. И в сцене деревенской тренировки на мосту, она выполняла настоящие хореографические упражнения. Розовые пуанты тоже были принесены ей. Они были уже достаточно старыми для танцев и годились только как яркая деталь для кадра и превью. Ну и как орудие для того, чтобы гонять голубей в парке. Кстати, без шуток, в этом качестве девчонки их тоже опробовали:)

Превью фильма
Превью фильма

«Свет, камера… кома-а-ар!»

Деревенские съемки заняли три дня. Это были очень жаркие, интенсивные дни, почти все время на ногах с незначительными перерывами на купание и перекус. Но самый кошмар был связан не с погодой и напряженным графиком, а с комарами. Даже со слепнями в полуденный зной таких проблем не было. Я в жизни не видела такого количества злющих кровососов, которые по вечерам окружали крылатой армией, проникали под одежду, лезли в уши, нос, рот. И кусались так больно, будто кожу резало пилой! А никаких средств защиты в мы, конечно не взяли. И одеты были открыто.

"Опять посторонние звуки на площадке?!"
"Опять посторонние звуки на площадке?!"

Комары даже попали в фильм. Их премерзкое жужжание можно отчетливо услышать в эпизоде, столкновения Ника и Глеба с Лесей, которой в деревне быть не должно.

А еще эти невыносимые насекомые перепортили нам немало дублей. По большей части из-за того, что режиссеру, ассистенту и оператору приходилось долгое время стоять неподвижно, выполняя свою работу, и комаров некому было отгонять. А, если они пристраивались и кусали, человек неизбежно дергался, отчего сбивался фокус и свет. Актерам тоже было непросто. Тебе нужно крупным планом появиться в кадре, а у тебя на лбу комарище...

В этих условиях родилась одна из наших легендарных крылатых фразочек. В сумерках понадобилось добавить в кадр подсветку, отчего команды режиссера звучали точно как на профессиональной площадке: «Свет! Камера! Поехали!».

В какой-то момент, Ольга Александровна командует:

– Свет, камера…

И вдруг дергается, едва не роняя фонарь, от укуса очередного кровопийцы и кричит:

– … кома-а-ар!!!

Унять хохот мы тогда не могли долго. Во-первых, это было неожиданно, а во-вторых, к тому времени мы уже порядком устали и любая мелочь вызывала смех.

Бедный, покусанный режиссер
Бедный, покусанный режиссер

Храп в студию!

Не могу не вспомнить также эпизод со смешной импровизацией. По сценарию, Лесю определили на ночевку к насквозь деревенской девушке Злате, роль которой исполнила я. Нам нужно было снять неудачную попытку юной балерины излить душу новой знакомой. Актрисы лежали по кроватям, режиссер с оператором притаились в темноте комнаты.

Ксюша произносит последние слова из своего душещипательного монолога:

– Будто внутри тебя что-то происходит и…

По идее, на этом месте должна была возникнуть пауза, в которую героиня бы поняла, что Злата уже заснула и ее не слушает. Но я решила по приколу испортить один из дублей, и в паузу издала мощный богатырский храп на всю спальню. Тишина сменилась оглушительным хохотом. Фишка простецкой деревенской девчонки так понравилась Ольге Александровне, что в итоге осталась в фильме. Ну а что, органично получилось. Злата – девушка суровая, целый день на хозяйстве, а на разговоры по душам уже сил не остается.

Так что да, импровизации мы не боимся. Иногда она и правда может украсить проект и придать персонажам уникальные живые черты.

Злата на хозяйстве (за кадром, после обеденного перерыва)
Злата на хозяйстве (за кадром, после обеденного перерыва)

Бабочки

В клиповом куске фильма, показывающем день Леси в компании новых друзей, планировался красивый кадр, в котором юная балерина в венке из белых цветов выпускает бабочку. Сачков, естественно, у нас не было, и мы взялись ловить капустниц голыми руками и кепками. И, конечно, у нас ничего не вышло. Мы с Ольгой Александровной набегались по жаре так, что в какой-то момент сели прямо на обочину и с немой злостью глядели на каждую пролетающую мимо бабочку, личным примером иллюстрируя пословицу «Видит око да зуб неимет».

Ни с чем мы пошли к дому, где встретили младших сестер Ольги Александровны. «Вам бабочки нужны?» – спросили они – «А у нас вот!». И дали нам целую банку полную бабочек, которых наловили, пока мы пропадали на съемках на берегу озера.

Таким образом, живописная и нежная сцена была спасена. Мораль сей басни такова: не можете что-то сделать сами, устали, – просите помощи у тех, у кого еще есть силы.

Леся и бабочка (кадр из фильма)
Леся и бабочка (кадр из фильма)

Танцы в парке Горького

Последнюю сцену фильма с танцевальным выступлением мы снимали в парке Горького. Опять же в очень жаркий день на горяченных от солнца досках, ребята пытались повторить номера с международных соревнований по рок-ен-роллу. Движения разучивались на ходу, танцоры в кадре выглядят неловко, но, на мой взгляд, органично, как начинашки. И зацените, как эффектно выглядят яркие костюмы.

Репетиция перед съемкой
Репетиция перед съемкой

Подводя итоги, скажу, что "Букет ромашек" стал одним из первых проектов, рассказывающих о важных жизненных проблемах без захвата внимания зрителя при помощи острого сюжета. История простая, но в этом ее прелесть и важность, потому что ответы на все вопросы лежат на поверхности. И не нужно бояться простоты и линейных сюжетов. Они не потеряют актуальности никогда.

А на этом на сегодня у меня все! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статейки и фильмы! Не забывайте про лайки и комменты! Они поддержат нас как рассказчиков и создателей кино!

С вами была Саша Ольшевская, и до новых встреч!

Наши соцсети: https://vk.com/club130209269

https://dzen.ru/id/6604ff0bb54bef2dd4f9e252?tab=longs

Тг-канал: https://t.me/belyj_kamen

#ДетскоеКино #АвторскоеКино #СемейноеКино #детиснимаюткино

#досугвмоскве #кинокружок #киноодетях #семейныеценности #дружба

#кинокомпанияБелыйкамень #запискирежиссера