Найти в Дзене
Живописные истории

НИКОЛАС АБРАХАМ АБИЛЬГОР || Художественный словарь неоклассицизма

Николас Абрахам Абильгор (1743–1809), ведущий датский исторический художник конца XVIII века, родился в Копенгагене. Его отец был учёным-антикваром и рисовальщиком. Абильгор сначала учился в Королевской датской академии искусств в Копенгагене. Его наставники, художник Йохан Эдвард Мандельберг (1730–1786) и скульптор Иоганнес Видевельт (1731–1802), изучали неоклассицизм в Париже и Риме, и ранние работы Абильгора отражают этот классический подход к искусству. Позже Абильгор отучился пять лет в Риме (1772–1777), где у него развился интерес к исторической живописи и греческой и римской античности. Кроме того, он много путешествовал по Италии вместе с датским художником Йенсом Юэлем (1631–1700). Картина этого периода – «Раненый Филоктет» 1775 года (Копенгаген, Государственный музей искусств). Здесь мы видим мускулистого обнажённого воина, стоящего на левом колене и массирующего раненую правую ступню. Филоктет, греческий герой «Илиады» Гомера и герой двух пьес Софокла, носил с собой атр

Николас Абрахам Абильгор (1743–1809), ведущий датский исторический художник конца XVIII века, родился в Копенгагене.

Его отец был учёным-антикваром и рисовальщиком.

Абильгор сначала учился в Королевской датской академии искусств в Копенгагене. Его наставники, художник Йохан Эдвард Мандельберг (1730–1786) и скульптор Иоганнес Видевельт (1731–1802), изучали неоклассицизм в Париже и Риме, и ранние работы Абильгора отражают этот классический подход к искусству.

Позже Абильгор отучился пять лет в Риме (1772–1777), где у него развился интерес к исторической живописи и греческой и римской античности. Кроме того, он много путешествовал по Италии вместе с датским художником Йенсом Юэлем (1631–1700).

Картина этого периода – «Раненый Филоктет» 1775 года (Копенгаген, Государственный музей искусств).

Раненый Филоктет
Раненый Филоктет

Здесь мы видим мускулистого обнажённого воина, стоящего на левом колене и массирующего раненую правую ступню.

Филоктет, греческий герой «Илиады» Гомера и герой двух пьес Софокла, носил с собой атрибуты Геракла в знак признания того, что он был единственным воином, готовым поджечь погребальный костёр Геракла по пути в Трою.

В одной из нескольких версий этой истории его укусила в ногу змея.

На картине Абильгора искажённая фигура и смелая гримаса Филоктета во многом напоминают эллинскую скульптуру «Лаокоон и его сыновья», выставлявшуюся в Риме с эпохи Возрождения.

-3

Тело Филоктета сгорблено и как-будто обрезано. Такое близкое кадрирование в сочетании с затемнённым фоном изображения помогает передать чувства боли и загнанности в ловушку, создавая тем самым очень выразительный и романтизированный образ этого классического героя.

Такое же давящее пространство можно найти и в более поздней картине Абильгора «Сократ в тюрьме», написанной около 1794 года (Карлсберг, Новая глиптотека Карлсберга).

-4
Гравюра с картины
Гравюра с картины

На этом холсте, написанном маслом, Сократ словно преследуется призрачными образами, едва различимыми на фоне его темницы.

Кошмарный характер работы по замыслу напоминает картину швейцарского художника Иоганна Генриха Фюсли (1741-1825) «Кошмар» (1781; Детройтский институт искусств).

Иоганна Генриха Фюсли «Кошмар»
Иоганна Генриха Фюсли «Кошмар»

Абильгор познакомился с Фюсли в Риме и написал версию его образа в 1800 году.

Сейчас картина находится в Художественном музее Вестьялландс в Дании.

Заинтригованный столь сильными, но порой подавленными эмоциями, Абильгор создал одну из первых романтических картин датской школы живописи.

-7

Помимо изучения классицизма и человеческих эмоций, Абильгор также увлёкся и скандинавской мифологией.

И стал одним из первых художников скандинавского романтизма.

По возвращении в Копенгаген из Рима в 1778 году Абильгор был принят в Королевскую академию художеств в качестве неоклассического исторического живописца. Там он преподавал живопись, анатомию и греческую мифологию.

В этот период Абильгор создал иллюстрации к недавно опубликованному эпосу «Оссиан».

Оссиан — ирландский мифологический сказитель, сын героя Финна (Фингала).

Его история впервые была представлена ​​широкой европейской публике в 1760 году, когда шотландский поэт Джеймс Макферсон опубликовал свои «Фрагменты древней поэзии, собранные в горах Шотландии», что вызвало широкий интерес к мифологии, хотя подлинность этих поэм так и не была установлена.

Пять лет спустя Макферсон опубликовал «Произведения Оссиана», куда вошла его знаменитая поэма «Фингал», впервые опубликованная отдельно в 1761 году.

Таким образом, Оссиан стал рассматриваться как кельтский аналог Гомера и стал объектом картин таких известных французских художников-неоклассиков, как Анн-Луи Жироде-Триозон (1767–1824) и Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867).

Одна из нескольких картин Абильгора на эту тему — «Оссиан поёт свою лебединую песню» 1785 года (Копенгаген, Государственный музей искусств).

-8

На ней мы видим мощную, божественную фигуру, погруженную в трагедию, и этот образ подчёркивается бушующим, тёмным фоном работы.

Оссиан, представленный в образе Моисея, сжимает лиру, тянется к небу и, кажется, кричит зрителю, в то время как его драпировки драматично развеваются над головой.

Одной из важнейших работ Абильгора стал правительственный заказ на украшение внутренних помещений дворца Кристиансборг в Копенгагене.

Где Абильгор оттачивал своё мастерство в исторической аллегории, дабы развить свой интерес к исторической символике и польстить своему правительству, несмотря на его заинтересованность в политических реформах.

Этот заказ был получен им в 1780 году и, по-видимому, должен был подчеркнуть важность аристократического правления в то время, когда подобные идеи подвергались сомнению в Париже.

Воодушевлённый Французской революцией, Абильгор попытался воплотить некоторые из этих новых идеалов в дизайне дворца Кристиансборг, но король их отверг.

В конечном итоге, пожар во дворце в 1794 году уничтожил 7 из 10 его крупных картин, фактически положив конец его королевскому покровительству на несколько лет.

Таким образом, важность работ Абильгора сегодня заключается в его способности сочетать римский классицизм с различными дохристианскими религиозными системами Северной Европы, которые стали известны в XVIII веке.

Его творчество, пропитанное глубокими эмоциями и духовностью, роднило его работы с немецкими художниками-романтиками и, соответственно, способствовало возникновению международного интереса к романтизму.

-9
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!
-10