Николас Абрахам Абильгор (1743–1809), ведущий датский исторический художник конца XVIII века, родился в Копенгагене.
Его отец был учёным-антикваром и рисовальщиком.
Абильгор сначала учился в Королевской датской академии искусств в Копенгагене. Его наставники, художник Йохан Эдвард Мандельберг (1730–1786) и скульптор Иоганнес Видевельт (1731–1802), изучали неоклассицизм в Париже и Риме, и ранние работы Абильгора отражают этот классический подход к искусству.
Позже Абильгор отучился пять лет в Риме (1772–1777), где у него развился интерес к исторической живописи и греческой и римской античности. Кроме того, он много путешествовал по Италии вместе с датским художником Йенсом Юэлем (1631–1700).
Картина этого периода – «Раненый Филоктет» 1775 года (Копенгаген, Государственный музей искусств).
Здесь мы видим мускулистого обнажённого воина, стоящего на левом колене и массирующего раненую правую ступню.
Филоктет, греческий герой «Илиады» Гомера и герой двух пьес Софокла, носил с собой атрибуты Геракла в знак признания того, что он был единственным воином, готовым поджечь погребальный костёр Геракла по пути в Трою.
В одной из нескольких версий этой истории его укусила в ногу змея.
На картине Абильгора искажённая фигура и смелая гримаса Филоктета во многом напоминают эллинскую скульптуру «Лаокоон и его сыновья», выставлявшуюся в Риме с эпохи Возрождения.
Тело Филоктета сгорблено и как-будто обрезано. Такое близкое кадрирование в сочетании с затемнённым фоном изображения помогает передать чувства боли и загнанности в ловушку, создавая тем самым очень выразительный и романтизированный образ этого классического героя.
Такое же давящее пространство можно найти и в более поздней картине Абильгора «Сократ в тюрьме», написанной около 1794 года (Карлсберг, Новая глиптотека Карлсберга).
На этом холсте, написанном маслом, Сократ словно преследуется призрачными образами, едва различимыми на фоне его темницы.
Кошмарный характер работы по замыслу напоминает картину швейцарского художника Иоганна Генриха Фюсли (1741-1825) «Кошмар» (1781; Детройтский институт искусств).
Абильгор познакомился с Фюсли в Риме и написал версию его образа в 1800 году.
Сейчас картина находится в Художественном музее Вестьялландс в Дании.
Заинтригованный столь сильными, но порой подавленными эмоциями, Абильгор создал одну из первых романтических картин датской школы живописи.
Помимо изучения классицизма и человеческих эмоций, Абильгор также увлёкся и скандинавской мифологией.
И стал одним из первых художников скандинавского романтизма.
По возвращении в Копенгаген из Рима в 1778 году Абильгор был принят в Королевскую академию художеств в качестве неоклассического исторического живописца. Там он преподавал живопись, анатомию и греческую мифологию.
В этот период Абильгор создал иллюстрации к недавно опубликованному эпосу «Оссиан».
Оссиан — ирландский мифологический сказитель, сын героя Финна (Фингала).
Его история впервые была представлена широкой европейской публике в 1760 году, когда шотландский поэт Джеймс Макферсон опубликовал свои «Фрагменты древней поэзии, собранные в горах Шотландии», что вызвало широкий интерес к мифологии, хотя подлинность этих поэм так и не была установлена.
Пять лет спустя Макферсон опубликовал «Произведения Оссиана», куда вошла его знаменитая поэма «Фингал», впервые опубликованная отдельно в 1761 году.
Таким образом, Оссиан стал рассматриваться как кельтский аналог Гомера и стал объектом картин таких известных французских художников-неоклассиков, как Анн-Луи Жироде-Триозон (1767–1824) и Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867).
Одна из нескольких картин Абильгора на эту тему — «Оссиан поёт свою лебединую песню» 1785 года (Копенгаген, Государственный музей искусств).
На ней мы видим мощную, божественную фигуру, погруженную в трагедию, и этот образ подчёркивается бушующим, тёмным фоном работы.
Оссиан, представленный в образе Моисея, сжимает лиру, тянется к небу и, кажется, кричит зрителю, в то время как его драпировки драматично развеваются над головой.
Одной из важнейших работ Абильгора стал правительственный заказ на украшение внутренних помещений дворца Кристиансборг в Копенгагене.
Где Абильгор оттачивал своё мастерство в исторической аллегории, дабы развить свой интерес к исторической символике и польстить своему правительству, несмотря на его заинтересованность в политических реформах.
Этот заказ был получен им в 1780 году и, по-видимому, должен был подчеркнуть важность аристократического правления в то время, когда подобные идеи подвергались сомнению в Париже.
Воодушевлённый Французской революцией, Абильгор попытался воплотить некоторые из этих новых идеалов в дизайне дворца Кристиансборг, но король их отверг.
В конечном итоге, пожар во дворце в 1794 году уничтожил 7 из 10 его крупных картин, фактически положив конец его королевскому покровительству на несколько лет.
Таким образом, важность работ Абильгора сегодня заключается в его способности сочетать римский классицизм с различными дохристианскими религиозными системами Северной Европы, которые стали известны в XVIII веке.
Его творчество, пропитанное глубокими эмоциями и духовностью, роднило его работы с немецкими художниками-романтиками и, соответственно, способствовало возникновению международного интереса к романтизму.
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!