мир входящему 🙏
Баба Яга предстаёт перед нами в сказках в нескольких различных ролях, как имеющих отношение к делам человеческим, где главный герой вполне может символизировать конкретного человека, так и космогонических, где речь идёт о творении вселенной.
Учёные-материалисты, по причине узости этого самого материализма, не смогли придумать никакого иного мира кроме “мира смерти”. А потому, заметив, что Баба-яга часто является своеобразным порогом, пропускающим героя в иной мир, они сделали вывод о том, что Баба-яга в сказках мертва. К тому же, образ её избушки имеет некоторое сходство с, древними и не очень, лесными способами захоронений человека. Также, даже до недавних времён, существовали языческие места поклонения, где главным объектом было не тело человека, а некий деревянный болван, деревянная кукла, места, чьё описание вполне могло бы описываться как “избушка на курьих ножках”. Но, так или иначе, в основном специалисты сходятся на том, что Баба-яга - это труп.
Даже если бы учёные не грешили объявлением мёртвыми очень многих героев фольклора, принять эту идею было бы сложно. Как мы помним, Баба-яга говорит, совершает действия, даже порой улетает куда-то и возвращается обратно. Конечно, описание её облика наводит на странные мысли:
…Иван-царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпиче, лежит баба-яга костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос…
Порой в сказках встречаются и более колоритные подробности: длинные груди, свисающие с порога или намотанные на что-нибудь, острые, и даже железные, зубы, глаза горящие огнём, длинные косматые волосы, острый крючковатый нос. Казалось бы, эти признаки можно было бы связать с чем-то страшным, потусторонним, принадлежащим миру мёртвых, но, например, нос её, при этом, ещё и - “сопливый”. Порой упоминалось, что по стенке печи, на которой она лежала, “текли сопли”. Насколько это соответствует признакам человеческого тела, прекратившего свою жизнедеятельность? Напомню, что сейчас мы говорим об историях “человеческих”, а совсем не космогонических.
Образ Бабы-яги в этих историях, я скорее связал бы с чем-то - "ни живым, ни мёртвым”. Я имею в виду то, что называется "сомати”, когда, нетленное и давным-давно неподвижное, тело, сохраняет слабые признаки жизни и, как кажется, связь с сознанием этого человека. Либо же речь шла о человеке, женщине, находящейся в состоянии долгого управляемого сновидения. Этим можно было бы объяснить, с одной стороны - возможность самых разных проявлений, а с другой - явные признаки долгой неподвижности тела. То, что герой сказки пришедший в "избушку на курьих ножках”, общается с сознанием, с духом человека, находящегося в той или иной форме сна, подтверждается, на мой взгляд, ещё одним моментом:
…Иван-царевич ей отвечает:
— Ах ты старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису…
В связи с обязательной, как кажется, баней, можно вспомнить обряд "инипи" индейцев северной Америки, обязательно предшествовавший любому серьёзному обряду. “Инипи“ это парная, устраиваемая в "типи", традиционном жилище индейцев, с помощью раскалённых на костре камней. Но, я имею в виду другой, гораздо более интересный, на мой взгляд, момент. Ты заметил, что прежде чем расспрашивать героя, его не только - “в бане выпарили, напоили, накормили”, но и - “в постель уложили”?
Конечно, у появления в тексте сказки этих слов могут быть самые различные причины, но, на мой взгляд, они указывают на то, что общение наших героев проистекало во сне, в управляемом осознанном сновидении. Но всё это, повторюсь, касается историй “человеческих”, историй, героями которых вполне могли быть реальные люди. Образ Бабы-яги в этом контексте, на мой взгляд, очень интересен, но всерьёз мы с тобой поговорим об этом когда-нибудь позже, в другой книге.
Как ты, я думаю, понял, в любом случае, речь в связи с образом Бабы-яги идёт не о мёртвом существе и не о проходе в мир мертвых. Если о мирах, в которых могут путешествовать в своём сознании люди, здесь, в этой книге, говорить ещё рано, то с миром, в который, миновав избушку Бабы-яги, прошёл герой последней сказки, нам с тобой уже многое ясно.
Как ты помнишь, он прошёл в мир, где, судя по множеству признаков, вскоре начался первый круг творения вселенной. Порой герой имеет дело с тремя сёстрами Бабами-ягами и последовательно проходит через три “избушки на курьих ножках”. Думаю, ты уже понимаешь, что речь идёт об усложнённом, несколько запутанном, образе “триединства”, которым воспламеняется первый большой взрыв с которого начинается первый круг творения. И конечно же, мир в котором это происходит, это никакой не “мир смерти”.
Единственная причина называть его таковым, что мы с тобой и встречали в мифах, например - в мифе об Иштар и Эрешкигаль, это то, что это мир конечности, мир, где всё что возникло - однажды исчезнет, умрёт. При этом, нам с тобой ясно, что речь идёт, конечно же, не о мёртвых, речь идёт о творении вселенной. Конечно, в сравнении с вечным, непроявленным "божественным миром” из которого исходит всё, который проявляется в творении вселенной, пространство в котором она творится, действительно заслуживает самых нелестных эпитетов, но, тем не менее, настоящие "мир смерти”, как ты помнишь, находится в ином пространстве.
Пример из сказки - "царевна-лягушка".
После целой череды событий являющихся по сути отдельными символическими историями, Иван-царевич встречает Бабу-ягу. Точнее, он приходит к её избушке “на курьих ножках”, в которой находит хозяйку. Баба-яга несомненно является одним из самых известных персонажей русских сказок, может быть даже самым известным, но часто, как и в данном случае, её присутствие в событиях сказки является совершенно необязательным. Ты помнишь, что в сказке “Гуси-лебеди”, она просто символизировала ту силу, что вызвала разделение "мирового яйца” на "первое Я" и пустоту "не Я”, а значит, спровоцировала первый большой взрыв. Ведь это Баба-яга послала своих гусей-лебедей украсть младшего братишку девочки, искать которого та и отправилась. Потом, Баба-яга гналась за юными героями, символизируя силу связанную со схлопыванием первого большого взрыва в точку. Больше о ней в этой сказке ничего не известно, то есть, эту роль там мог бы сыграть кто угодно.
Здесь, в этой сказке, роль Бабы-яги прорисована не намного подробнее. Да, герой видит избушку на курьих ножках, да, войдя в неё, он видит Бабу-ягу, и да, между ними происходит традиционный краткий диалог:
…— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему баба-яга.— Дело пытаешь или от дела лытаешь?
А Иван-царевич ей отвечает:
— Ах ты старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала…
Вскоре они сговариваются, Баба-яга узнаёт о ситуации героя и указывает ему путь. Вот собственно и всё. В подобной роли Баба-яга предстаёт в сказках довольно часто, но, на мой взгляд, и здесь её присутствие совершенно не обязательно, это мог бы быть кто угодно. Ты спросишь меня, - а в какой же роли её присутствие было бы обоснованным действительно? Полагаю, её присутствие, со всеми её интереснейшими атрибутами, обосновано лишь в тех ситуациях, где события и дальше происходят в её избушке. Специалисты по народным сказкам и люди полагающие себя таковыми, по-своему объясняют её образ со всеми его атрибутами; попробуем вникнуть в это попозже и мы с тобой.
Здесь же, Баба-яга символизирует всего лишь некий момент перехода. То есть, это вновь "первое Я" пробудившееся в пустоте, и пройдя её, наш герой также оказывается в этом же состоянии, то есть первый круг творения начинается для него заново, о чём свидетельствуют дальнейшие образы. Даже сами мотивы, “избушки на курьих ножках” и её знаменитого “поворота” - “избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом”, - прекрасно раскрываются как образы "мирового яйца”. Атрибуты Бабы-яги и её избушки, пытаются трактовать исследователи и, в приложении к миру людей, в некоторых версиях даже есть смысл, но - суди сам.
Знаменитый, всем нам с детства известный, “поворот” избушки Бабы-яги, “избушки на курьих ножках”, это разворачивание "мирового яйца” вовне, то есть - пробуждение "первого Я”. Ты помнишь, что образ вращения в связи с этим пробуждением, встречается в мифах нередко; достаточно вспомнить Брахму, начинающего творение вселенной. Символ “курьих ножек”, несмотря на его экзотичность, также вполне поддаётся расшифровке. Как минимум, он говорит нам об отсутствии прочной связи с землёй, об отсутствии укоренённости этой “избы”, а ведь это один из важнейших признаков "первого Я”.
Пробудившись, осознав себя витающим среди “нигде”, потеряв связь с "божественным миром", оно действительно обнаруживает себя ни с чем не связанным. Таким образом, сам приход нашего героя к Бабе-яге и его дальнейший путь, указанный ею, это образы постепенного перехода, проявления будущего "первого Я" из “божественного мира” к пробуждению в пустоте “не Я“ для того, чтобы начать творение, символы которого мы встречаем в следующих же строках.
Баба-яга рассказывает Ивану-царевичу о “смерти” Кощея, и сам этот рассказ уже является отдельным символическим описанием первых этапов творения нашей вселенной, но это уже другая история.
мир 🙏
Подробно и в целом, эта тема раскрыта в моей книге - "тайны мифологии: рождение вселенной - 1". Её легко отыскать по названию на ozon, amazon, wildberries, ЛитРес и Ридеро в электронном и бумажном форматах.