Найти в Дзене

Скрывали правду на протяжении десятков лет: почему многие катастрофы рассекретили лишь после распада СССР?

В СССР существовала строгая система засекречивания информации о катастрофах. В те времена интернета не было, большая часть эфирного времени на радио и телевидении отводилась для освещения работы ЦК КПСС и позитивным новостям о производственных успехах, спорте или культурных событиях.

Криминальную сводку люди чаще всего узнавали друг от друга. О крупных происшествиях знали лишь очевидцы и то, обычно с ним брали расписку о неразглашении. Трагедии либо полностью замалчивались, либо их масштабы заметно минимизировали в официальных сообщениях. Чтобы лишних вопросов не возникало, причины гибели жертв катастроф в документах фальсифицировали. Так в чём же были причины выбранной тактики: обмануть население в корыстных целях или же позаботиться об обществе, чтобы не допускать массовой паники и повторения катастроф?

29 сентября 1957 года на территории химкомбината «Маяк» в закрытом городе Челябинск-40, который находился на территории современного Озерска, произошла первая радиационная авария в СССР. Взорвалась ёмкость, в которой содержалось около 80 тысяч литров ядерных отходов. Радиоактивное облако пронеслось сквозь сотни километров, распыляя смертоносные частицы. Близлежащие территории вокруг предприятия оказались заражены.

В официальных документах того времени указали лишь информацию о небольшом загрязнении без подробностей о взрыве. Некоторых из жителей эвакуировали, а по радио объявили, что полы в домах рекомендуется мыть ежечасно. По городам ездили специальные автомобили, которые мыли асфальт от несуществующей опасности.

Главной причиной сокрытия информации об аварии стало то, что деятельность химкомбината «Маяк» держалась в строжайшем секрете, так как советские учёные проводили на предприятии испытания над ядерным оружием. СССР стремился обогнать Запад в атомной гонке. Раскрытие информации могло негативного отразиться на положении государства на политической арене.

24 октября 1960 году на космодроме Байконур проводился запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Р-16». Изобретатели утверждали, что новое оружие способно точно поразить цель на расстоянии до 13 тысяч километров. Его испытания были запланированы на лето 1961 года, однако космическая гонка с США и обострение международных отношений ввиду Берлинского кризиса привели к решению провести их гораздо раньше срока.

В итоге испытание было проведено с грубыми нарушениями техники безопасности, что привело к взрыву и масштабному пожару. Стремительно распространяющееся пламя унесло жизни более 70 человек, в том числе замминистра обороны СССР Митрофана Неделина. В новостях сообщили, что генерал погиб в авиакатастрофе, которой на деле не существовало. Настоящие данные о трагедии раскрыли лишь в 1995 году.

26 апреля 1986 года произошла одна из самых страшных техногенных катастроф в истории. Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции изменил судьбу миллионов людей. В этот момент СССР уже переживал внутренние кризисы и международное давление, поэтому сообщении о произошедшей трагедии могли нанести серьёзный удар не только по позициям Советского Союза на мировой арене, но и по имиджу правящей партии.

О взрыве на АЭС сообщили лишь через несколько дней, когда уровень радиации уже был зафиксирован в Европе, а скрыть произошедшее не представлялось возможным. Но даже тогда власти отрицали всю серьёзность ситуации, ссылаясь на то, что авария является лишь «локальным инцидентом».

К сожалению, подобная политика нередко приводила к негативным последствиям. Из-за отсутствия доступности информации пострадавшим могли не оказывать помощь своевременно. Так как ликвидация последствий катастроф проводилась в секретном режиме, процесс значительно замедлялся, а у населения, вопреки ожиданиям выбранной стратегии, уровень недоверия к официальным источникам только возрастал.

В советское время действовала политическая цензура. Нарушение договора о неразглашении информации о происшествия. Поток информации, публикуемый в СМИ, полностью контролировался с целью поддержания образа непогрешимости советской системы, а любые ЧП воспринимались как проявление слабости государственного строя.

Лишь после распада СССР многие документы о катастрофах, которые скрывались на протяжении десятков лет, были обнародованы. Какими бы негативными бы ни были эти примеры, они являются частью истории. Страна должна бережно хранить память о тех, кто погиб в тех страшных трагедиях, и учиться на ошибках предков, чтобы не допускать их в будущем.