Большинство востребованных инструментальных исследований входят в программу ОМС. И должны проводиться бесплатно при наличии медицинских показаний и направления от врача. Но по факту - далеко не все исследования получается пройти в кратчайшие сроки. Например, почти никогда не возникает сложностей с прохождением бесплатных ЭКГ, флюорографии или обычной рентгенографии. Зато получить талон или записаться на какое-нибудь специфическое УЗИ, компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию - целый квест.
Почему так?
Все просто. Те же аппараты ЭКГ есть в каждой поликлинике, они дешевые (по меркам медоборудования), компактные, не требуют особых условий. Обычный рентген-аппарат или флюорограф тоже есть в большинстве больниц, работа с ними поставлена на поток.
А вот томографы - это уже другая история. И дорогие, и громоздкие, и сложные, и условий для установки много. Помещение надо найти, и не абы какое, а чтобы массе санитарных условий соответствовало. Да и оснащает помещение больница за свой счет зачастую.
И получается все, как в законе спроса и предложения. Запрос большой, а предложение ограничено. Плюс больницы стремятся развивать платные услуги, ибо без них - никак. Увы.
История Татьяны Ивановны
Наша застрахованная Татьяна Ивановна (имя изменено) оказалась в странной ситуации и обратилась на горячую линию.
Женщине потребовалось проведение МРТ позвоночника - Татьяна Ивановна страдает от межпозвоночной грыжи. Стоит вопрос о проведении операции, ростовчанка проходит обследование. Состояние ее по причине заболевания неважное - сильные боли, немеют и слабеют ноги.
Направление на МРТ Татьяна Ивановна получила - в одну из больниц. Записаться нужно было самостоятельно при наличии свободных “окошек”. И вот тут выяснилось, что свободного “окна” надо ждать несколько месяцев - по полису ОМС всё “забито” до отказа.
- Что же мне делать? - спросила Татьяна Ивановна у сотрудницы больницы, ведущей запись на прием. - Мне нужно как можно скорее пройти обследование и решить вопрос с операцией, у меня же ноги отказывают.
На вопросы медик только развела руками: всем надо, всем срочно, не вы первая и не вы последняя. Впрочем…
- Вы можете пройти платно в течение ближайшей недели, - сообщила сотрудница больницы. - Раз у вас направление по ОМС, мы вам скидочку сделаем.
Тут Татьяна Ивановна и присела. Думала, пришла в больницу, а оказалось - на рынок.
Забегая вперед, скажу, что наша застрахованная заплатила за МРТ и прошла его за деньги со “скидочкой”. Но потом позвонила в нашу страховую компанию с просьбой компенсировать ей потраченное.
Можно ли вернуть деньги за платные медуслуги?
Нет.
Средства ОМС предназначены только для оплаты за оказанную медпомощь медицинским организациям. Или, проще, получить средства ОМС может только поликлиника/больница/медцентр, которые участвуют в программе ОМС. Физическое лицо, застрахованный гражданин — нет.
Что можно реально сделать в ситуации, когда вы вынуждены платить? Есть одно важное правило: прежде чем открывать кошелек, позвоните в страховую компанию.
Номер горячей линии МСО «Панацея»: 8-800-2000-868, звонок бесплатный, 24/7.
И еще! За навязывание платных медуслуг есть ответственность!
Не все знают, что с 1 сентября 2025 года вступил в силу федеральный закон №69-ФЗ от 7 апреля 2025 года. Документ внес существенные изменения в статью 16 закона “О защите прав потребителей”.
В законе есть такие положения:
- Продажа дополнительных товаров и услуг разрешена только при письменном согласии потребителя.
- Запрещены автоматические отметки о согласии в договорах и онлайн-формах.
- Продавец не имеет права самостоятельно отмечать согласие клиента на дополнительные услуги.
- Потребитель получает право отказаться от оплаты навязанных услуг.
- При необоснованной оплате возврат средств должен быть осуществлен в течение 3 дней.
- Сфера применения закона охватывает все виды товаров, работ и услуг, включая здравоохранение.
Собственно, именно из-за навязывания платных услуг в медицине Роспотребнадзор и стал инициатором поправок в закон “О защите прав потребителей”. Ведь по данным ВЦИОМ, 43% россиян в ходе опросов ответили: они сталкивались с ситуацией, когда им навязывали платные медицинские услуги вместо положенных по ОМС.
Если вам предлагают оплатить ту или иную услугу при получении медпомощи по ОМС, сначала обязательно позвоните в нашу страховую компанию. Страховые представители проверят, входит ли данная услуга в ОМС или нет. Если входит, то мы поможем получить медуслугу бесплатно.
Телефон контакт-центра МСО “Панацея”: 8-800-2000-868, звонок бесплатный, 24/7.
Мы ведем страницы в социальных сетях и телеграм-канал с полезной и удобной информацией о бесплатной медицине по полису ОМС:
____________
Лицензия ЦБ РФ (Банк России) ОС № 0173-01 от 03.08.2017.
ООО Медицинское страховое общество «Панацея».
https://www.mco-panacea.ru/