Хочу поднять, на мой взгляд, очень важную тему. С сентября этого года я возобновила работу с малышами (группы с 1 до 2 лет) Я считаю, что развитием ребёнка нужно заниматься с пеленок. Тогда в будущем можно избежать очень многих проблем.
И вот во время сегодняшнего занятия, когда мы толкли картошку, я предложила родителям позволить мять картошку и руками тоже. На что получила вот такой ответ:
👩«Он у меня такой чистюля, он не будет пачкать руки!»
С одной стороны — аккуратность, с другой — вопрос: а все ли в порядке? ⚠️Давайте разберемся, что стоит за такой «брезгливостью» и почему это важно не игнорировать, а мягко корректировать.
Подпишись. И если статья заинтересовала тебя, поставь лайк, чтобы как можно больше родителей смогли ее прочитать.
И не забудь комментарий, ведь истина познается в диалоге
Что такое сенсорная интеграция и при чем тут краски?
Сенсорная интеграция — это процесс, благодаря которому мозг получает информацию от всех органов чувств (осязание, обоняние, вкус, зрение, слух, вестибулярный аппарат и проприоцепция — ощущение тела в пространстве), организует ее и выдает адекватную ответную реакцию.
Проще говоря, это фундамент, на котором строится вся деятельность ребенка. Хорошо развитая сенсорная интеграция — это когда ребенок:
🔸Может спокойно сосредоточиться в шумной комнате (фильтрует слуховые раздражители).
🔹Ловко залезает на горку (чувствует свое тело).
🔸Не паникует, если на руку попадает песок (адекватно воспринимает тактильные сигналы).
Пальчиковые краски, песок, крупы, пластилин — это не просто «помазать и полепить». Это мощнейший тактильный (осязательный) опыт. Кожа наших ладоней и пальцев невероятно богата рецепторами. Когда ребенок мнет, размазывает, погружает руки в густую или липкую субстанцию, его мозг получает огромное количество информации о свойствах мира: температура, текстура, влажность, плотность.
Опасно ли, что ребенок не любит рисовать пальчиковыми красками?
Короткий ответ: не опасно, но это важный сигнал, который нельзя игнорировать.
Скорее всего, мы имеем дело с тактильной защитностью или сенсорной чувствительностью. Это не каприз и не упрямство. Для нервной системы такого ребенка прикосновение к влажной, холодной, липкой краске — это не просто неприятно, а похоже на сенсорную атаку. Это вызывает настоящий стресс, дискомфорт, иногда даже боль.
Чем опасна такая «брезгливость» в долгосрочной перспективе?
1️⃣Тревожность и избегающее поведение. Ребенок начинает избегать не только красок, но и песка, грязи, клея, гуаши, хождения босиком по траве. Его мир сужается.
2️⃣ Проблемы с самообслуживанием. Могут возникнуть сложности с умыванием, чисткой зубов, стрижкой волос и ногтей, ношением одежды из определенных тканей (колючих свитеров, шерстяных носков).
3️⃣ Трудности в общении со сверстниками. Тактильно-защитные дети часто не любят шумные игры, случайные прикосновения, объятия. Они могут казаться недружелюбными, застенчивыми или агрессивными, если их трогают.
4️⃣Прямое влияние на речь и обучение. И вот здесь мы подходим к моей логопедической и педагогической практике. Механизм прост:
🔅Артикуляция: речевой аппарат (язык, губы, нёбо) — это тоже орган осязания. Если у ребенка повышенная чувствительность во рту, он может отказываться от твердой пищи, давиться, плохо пережевывать. Это, в свою очередь, приводит к слабости артикуляционных мышц и, как следствие, к нарушениям звукопроизношения (например, межзубный сигматизм, «вялая» речь).
🔅 Развитие речи: тактильные ощущения напрямую связаны с развитием мелкой моторики. А «центры» моторики и речи в мозгу находятся по соседству и тесно связаны. Ограничивая тактильный опыт, мы невольно тормозим и речевое развитие.
🔅Обучение чтению: для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хорошо развитое чувство тела, пространства и мышечный контроль. Гиперчувствительный ребенок, который находится в постоянном стрессе от дискомфортных ощущений, не может полноценно сосредоточиться на усвоении новой, сложной информации.
Нужно ли заставлять ребенка «мараться»?
Категорически нет. Принуждение и насильное удерживание в ситуации, вызывающей сенсорный стресс, только усугубит проблему, закрепит страх и негативную реакцию. Вы можете сломать его доверие.
Ваша стратегия — не заставлять, а знакомить, адаптировать и постепенно расширять границы комфорта.
Как мягко помочь?
Практические советы от специалиста
- Уважайте его чувства. Никогда не говорите: «Не бойся, это не страшно» или «Посмотри, как другие веселятся». Для него это страшно. Скажите: «Я понимаю, тебе это не нравится. Это липкое и мокрое. Давай попробуем не рукой, а палочкой?»
- Идите от дистанционных инструментов. Предложите кисточки, губки, малярные валики, щетки, палочки. Пусть сначала взаимодействует с краской через посредника.
- Начните с сухих сыпучих материалов. Крупы (манка, гречка, рис) в глубоком контейнере — отличный старт. Прячьте в них мелкие игрушки. Пересыпайте ложкой, совком.
- Используйте «Барьеры». Предложите рисовать красками в плотном пакете с застежкой-зиппер или под прозрачной пленкой. Эффект есть, а контакта с кожей — нет.
- Подключите игры с водой. Вода — отличный тактильный стимулятор. Переливайте, лейте, мойте игрушки, взбивайте пену. Постепенно добавляйте в воду песок, глину, пену для бритья.
- Работайте с телом. Массаж жесткой мочалкой, сухой щеткой, игры в «песочные» обнимашки (крепко обнимать ребенка), лепка из теста (сначала наблюдая, как это делаете вы) — все это помогает десенсибилизировать тактильную систему.
Как развитие сенсорной интеграции поможет в будущем?
Инвестируя время и терпение в развитие сенсорной интеграции сегодня, вы закладываете кирпичики в успешное будущее вашего ребенка:
❗️Успехи в учебе❗️Ребенок, чья нервная система сбалансирована, способен к концентрации, усвоению новой информации, усидчив.
❗️Красивая, четкая речь: сильный, хорошо управляемый артикуляционный аппарат — завода чистой речи.
❗️Легкость в обучении письму и чтению: хорошее чувство тела и пространства, развитая моторика — основа графомоторных навыков.
❗️Уверенность в себе и социальная адаптация: ребенок, который комфортно чувствует себя в своем теле, легко идет на контакт, не боится новых игр и активностей.
❗️Эмоциональная устойчивость: умение справляться с сенсорными вызовами большого мира (шум, толпа, разные текстуры) снижает общий уровень тревожности.
Вывод: Нелюбовь к пальчиковым краскам — это не трагедия, а точка роста. Это возможность лучше понять своего ребенка и помочь его нервной системе стать более гибкой и выносливой. Подходите к вопросу с любовью, терпением и фантазией, и вы не только научите его не бояться красок, но и заложите прочный фундамент для его будущих побед в школе и в жизни.
#развитиедетей #обучениевшколе #сложностивоьучении #занимаемсядома #воспитаниеиращвитие #семья