Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Как мы с богословом Павлом Великановым обсуждали «Агонию эроса» Бён-Чхоль Хана

Вчера эта афиша привела меня в Молчановку. Читательский даже не понадобился, на эту встречу в библиотеке пускали так просто. В итоге зал был полный. Зачем я пришла? За новым опытом. Я ни разу не бывала на встречах с богословами. Видела по телеку, смотрела в интернете, но вживую – нет. Стало любопытно посмотреть, как реализуется на практике просветительский проект Иркутской Епархии. У этого проекта есть конкретные цели: Тематика лекций касается как Евангельских событий, так и современных актуальных проблем. На встречи могут приходить люди от 15 лет и старше. Очень теперь жалею, что с 23 по 26 апреля этого года пропустила встречу с отцом Киприаном – Героем Советского Союза, участником боевых действий, монахом Русской Православной Церкви.  Это ещё одна причина, почему решила, что новую встречу лучше не пропускать. В Молчановке я влилась в поток слушателей и прошла на второй этаж, благо, что была и навигация. Никто не заблудился. Конечно, прежде чем идти на двухчасовую встречу, я навел
Оглавление

Афиша встречи
Афиша встречи

Вчера эта афиша привела меня в Молчановку. Читательский даже не понадобился, на эту встречу в библиотеке пускали так просто. В итоге зал был полный.

Зачем я пришла? За новым опытом. Я ни разу не бывала на встречах с богословами. Видела по телеку, смотрела в интернете, но вживую – нет. Стало любопытно посмотреть, как реализуется на практике просветительский проект Иркутской Епархии.

У этого проекта есть конкретные цели:

  • организовать встречи с известными богословами Русской Православной Церкви в Иркутске;
  • предоставить возможность просвещения и преображения собственной души.

Тематика лекций касается как Евангельских событий, так и современных актуальных проблем. На встречи могут приходить люди от 15 лет и старше.

Очень теперь жалею, что с 23 по 26 апреля этого года пропустила встречу с отцом Киприаном – Героем Советского Союза, участником боевых действий, монахом Русской Православной Церкви. 

Встреча с отцом Киприаном в ТЮЗе Иркутска (фото © Юлия Рзаева)
Встреча с отцом Киприаном в ТЮЗе Иркутска (фото © Юлия Рзаева)

Это ещё одна причина, почему решила, что новую встречу лучше не пропускать. В Молчановке я влилась в поток слушателей и прошла на второй этаж, благо, что была и навигация. Никто не заблудился.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Конечно, прежде чем идти на двухчасовую встречу, я навела справки в интернете и узнала немного о протоиерее Павле Ивановиче Великанове. Он родился в Алма-Ате в 1971 году в «учёной семье»: отец — профессор, доктор медицинских наук, мать — преподаватель, кандидат химических наук. Ну то есть шанс, что сын-отличник выберет какое-то научное направление, был высок. Но встреча со священником произвела сильнейшее впечатление на молодого человека и определила его дальнейший жизненный путь. Его духовно-нравственная работа давно перешла в медиасферу: с 2005 года Павел Великанов является автором еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово») и участником «Пастырских бесед», а с августа 2009 года — руководителем совместного образовательного интернет-проекта «Радио России» и портала «Богослов. Ru» «Мир. Человек. Слово». Ну и о достижениях последней пятилетки: с 2021 года — доцент Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), в 2022 году окончил магистерскую программу «Педагогика и психология дополнительного образования» факультета Социальной коммуникации МГППУ, является ведущим экспертом Федерального центра гуманитарных практик (РГГУ).

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И теперь кое-что, на что, наверно, не все обратили внимание)) Давайте посмотрим на афишу ещё разок.

Афиша встречи
Афиша встречи

Заметили?

Нет темы встречи.

По канонам афиши мы должны получить информацию: кто, что, когда, во сколько, где. Но так о чём эта встреча? Что будет-то на ней? «Встреча» – это ведь не тема, а формат.

Вот так я сидела на последнем ряду и думала: «Я, конечно, молодец, пришла, сижу... А что тут вообще будет?! Одна я не в теме, что ли?»

Но нет.

Не в теме, как оказалось, были все.

И это богослов Павел Великанов задумал изначально. Он так и сказал на встрече, что не обозначил тему, чтобы не создавать «на входе» какие-то рамки. Получается, все, кто пришли, пришли К НЕМУ, а не ради какой-то определённой темы.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Православная встреча началась так 👇

Из речи отца Павла я узнала, что это уже третья его встреча с иркутянами, отдельные слушатели не пропустили ни одного мероприятия с его участием.

И на эту встречу богослов принёс две недавно изданные книги автора, который для отца Павла стал открытием года. Как отметил спикер, он не ожидал, что таким открытием станет человек не русский и не православный. Речь о корейце, проживающем в Германии. И за два часа мы выучили его имя:

БЁН-ЧХОЛЬ ХАН

Бён-Чхоль Хан. Фото из интернета
Бён-Чхоль Хан. Фото из интернета

Одну из книг этого автора мы и обсуждали с отцом Павлом. Эссе Бён-Чхоль Хана написано в жанре научно-популярной литературы и называется:

«Агония эроса. Любовь и желание в нарциссическом обществе».

Ниже оглавление книги 👇

Скриншот содержания книги из интернета
Скриншот содержания книги из интернета
Отец Павел ведёт авторскую программу «Хочу поделиться» (на Rutube), где делится размышлениями о книгах, фильмах или сериалах через призму православного восприятия. Поэтому у него богатый опыт анализа разноформатного контента.

С юмором отец Павел попросил православных не падать в обморок от темы эроса)) И предложил проанализировать ряд тезисов из книги в формате медленных чтений.

Медленные чтения – это тоже новое для меня. Оказывается, медленно читать – это такая же полезная практика, как скорочтение. Это когда читаешь абзац (лучше вслух), письменно или устно выделяешь мысли, которые зацепили, затем снова читаешь этот абзац и спрашиваешь самого себя, понял ли ты ещё что-то новое для себя. Когда отец Павел проводит медленные чтения, он предпочитает делать это в небольшой группе людей (до 15 человек), в атмосфере открытости. Люди читают вместе один и тот же текст и высказываются по очереди. Тут ещё практика включённого слушания и принятия. Даже если кажется, что сосед несёт полную чушь и в тексте точно такого нет, надо иметь в себе духовные силы и терпение выслушать каждого. Ведь для кого-то и ты – тот самый сосед, несущий чушь)) Но именно такое терпеливое и неосуждающее взаимодействие позволяет через несколько кругов чтений найти то, что останется в «сухом остатке», после «решета» обсуждения, то, что каждый участник унесёт в себе. А нас вчера на встрече было под сотню, и медленные чтения получились весьма... резонансные!
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Прежде чем напишу анализ первого текста (собственно, только его и напишу, иначе статья получится минут на 20), немного расскажу о самой книге, которую мы «препарировали» под чутким руководством богослова. И в этом мне поможет аннотация.

Бён-Чхоль Хан рассматривает контроль над страстями в современном обществе как важнейший инструмент «укрощения» и манипулирования со стороны власти. Под гнётом этого контроля человек, по мнению Хана, больше не способен любить и лишь потакает своей сексуальности. Автор исследует скорее не саму эротику, а механизмы, устраняющие её из жизни. 

Из интернета
Из интернета
Из интернета
Из интернета

Некоторые темы эссе:

  • Сведение любви к сексуальности, лишённой чувств.
  • Массовизация общества.
  • Выгорание и депрессия как последствие культа продуктивности и «успешного успеха».

Ну а теперь немного почитаем. Медленно и вслух.

Скриншот из фрагмента книги в интернете
Скриншот из фрагмента книги в интернете

Можно и нужно прочитать этот текст два-три раза.

Отец Павел нам читал неспеша, с чувством, с тактом, с расстановкой.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А теперь давайте почитаем размышления отца Павла (и нет, у меня не суперпамять, а диктофон на смартфоне, поэтому ниже расшифровка записи, нас таких с диктофонами была треть зала точно):

«Вы знаете, какими словами описывается отношения Бога к человеку? Во всём диапазоне представлений о любви: сторге, филия, эрос, людус, прагма, агапэ, мания – самым близким является «эрос». Даже не «агапэ». Это появилось позже.

Агапэ/агапа (от др.-греч. ἀγάπη — «любовь») в православии — вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием Иисуса Христа. Также называется «вечерей любви».

Агапэ как движение любви от более сильного к более слабому накладывается в нашей «оптике» как само понятие любви. А в Ветхом завете это эрос. Чем отличается эрос от агапэ? Эрос предполагает вожделение к одному человеку и его обратная сторона – ревность. «До ревности любит дух, живущий в вас!» Это не про агапэ, это именно эрос. Эрос и эротика – это разные вещи. А порнография – это то, что уничтожает эротику, это исключение эроса по определению. Мы живём с вами в интересное время – во время сексуальной контрреволюции. Если раньше медиана вступления в первую половую связь (речь о Европе, Америке, России) находилась в пределах 15-16 лет, то сейчас она у современной молодёжи сдвинулась на 5–8 лет вверх. И молодые люди не вступают в близость не потому, что они воины духа в борьбе с похотью плоти... Совсем не поэтому. Потому что вступить в близость – это по-любому переступить через себя. А я не хочу переступать через себя – горячо и страстно любимого! И это большая проблема. В том числе с точки зрения демографии. Недавно встретилось такое исследование, что в США каждый третий мужчина в возрасте от 25 до 45 лет (то есть самый фертильный возраст) не вступал в близость более года. И речи нет ни о каких заповедях, это абсолютно светская статистика. Вот так. Мы привыкли думать, что на Западе весь мир развращён, а там с точностью до наоборот. Но не потому, что там господствует целомудрие. Нет. Просто настолько зашкаливает «атомизация» общества и нежелание людей взаимодействовать друг с другом, что даже и это им не интересно. Они найдут, чем удовлетворить свои потребности чем-то другим, чем реальные отношения. Даже реальные случайные отношения. О как!

...Современное общество называют обществом достижений. Ему противопоставлено общество созерцания.

Для автора главная проблема современного общества в том, что человек в нём стал похож на белку в колесе. И она не просто бежит в колесе, а ещё усвоила в себе внутреннего хозяина. У белки этой шизофрения: она одновременно для себя и раб, и господин. Раб не может не выполнить повеление господина. А господин что говорит белке?

Быстрее! Ещё быстрее! Я в тебя верю!

И белка бежит быстрее, быстрее и сдыхает от этой скорости... А ей: ещё, ещё, давай!

Белка подыхает.

И оказывается в глубокой депрессии.

Вот этот образ в своих трудах Бён-Чхоль Хан постоянно показывает. И автор сводит фокус к тому, что успех позволяет одному самоутверждаться за счёт другого. О чём здесь речь?

Кто интересуется собой любимым (а я думаю, все интересуются), может почитать книгу «Мы все нарциссы? Феномен нарциссизма от мифологии до патологии» от итальянского психоаналитика Витторио Линджарди. Там рассуждается о том, чем нарциссизм отличается от здоровой любви к себе и какие крайности приобретает нарциссизм, когда становится психопатологией. В чём феномен нарциссизма? Человек «залипает» на себе. Но чтобы «залипнуть» на себе, ему необходимо зеркало. И этим зеркалом, как правило, становится другой человек. Он проецирует себя на того человека: «В твоих глазах я вижу себя любимого. В тебе отражаюсь я – идеальный, которого можно любить». И вы понимаете, что другой человек ему интересен ровно в той степени, в какой другой человек готов вернуть ему его ожидания. Как только качество отражения начнёт несколько рябить, искажаться, можно выкинуть это зеркало и поискать себе что-то другое. И Бён-Чхоль Хан пишет, что другой деградирует до уровня зеркала, которое утверждает субъекта в его эго. И в чём здесь заключается главная драма нарцисса? В том, что когда тот отказывает другому в его инаковости, он тем самым ограничивает себя. Вместо того, чтобы благодаря другому постоянно изменяться и расширять пространство вокруг себя чужим опытом, нарцисс заполняет собой всё пространство своего бытия. Он не принимает внутрь себя другого. Но только через принятие другого в его инаковости я могу стать больше, шире, добрее (с нашей точки зрения – святее).

Если я принимаю в тебе только то, что отражает мою хорошесть, я оказываюсь в герметичной камере, где я буду дальше вариться в собственном соку.

Я на этом остановлюсь. На встрече с отцом Павлом велась запись. После чтения фрагментов книги и размышлений спикера слушатели тоже высказывались. Поэтому, если вам действительно интересно, поищите через несколько дней эту беседу в интернете.

На вчерашней встрече богослов говорил важные вещи. Например, о том, что сейчас человечество испытывает мощную блокаду своей главной способности – любить.

Главная функция Церкви в мире – быть собой. Она не должна бояться негатива по отношению к себе, потому что «мёртвую собаку не бьют». Церковь должна свидетельствовать о реальности божественного присутствия через любовь.

У Православной Церкви есть инструментарий, чтобы работать с этой блокировкой: молчание, торможение, видение границ, хранение верности. Это всё то, от чего современный мир, несущийся на всех парах, отмахнулся. А мы, православные, должны понять, как применять наш инструментарий в современных условиях.

Представьте себе музыку без пауз.

Представьте себе речь без пауз.

Без пауз не будет ни музыки, ни речи.

Так вот, сейчас человечество несётся в колесе своего бытия так, что у него всё меньше пауз. А зачем они нужны – эти паузы? Для гармонии.

Иногда нужно побыть не включённым в бытие. Дать ему – бытию – возможность идти без нас.

...Мир жмёт на газ. Православие – это тормоз. Оно так изначально устроено. Ни один конструктор не будет проектировать транспорт без тормоза.

И современному миру сейчас крайне необходимо помнить о тормозе. Чтобы не уйти в кювет бытия, не сойти с рельс мироздания...

-14

Если дочитали до сюда, то вам точно нужна пауза))

И чтобы вы могли переключиться, напишу о том, что 28 октября в Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова состоялось торжественное открытие Иннокентьевских чтений.

Фото из Телеграм-канала «Иркутская епархия»
Фото из Телеграм-канала «Иркутская епархия»

Это региональный этап Международных образовательных Рождественских чтений – крупнейшего церковно-общественного форума в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения.

Фото из Телеграм-канала «Иркутская епархия»
Фото из Телеграм-канала «Иркутская епархия»

Участников регионального Форума приветствовали митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан, председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Викторович Ведерников, министр культуры Иркутской области Олеся Николаевна Полунина. На торжественном открытии присутствовал также епископ Братский и Усть-Илимский Константин, представители городских и общественных организаций, педагоги высших, средне-специальных и общеобразовательных заведений. И что ценно, к мероприятиям чтений могут присоединиться все желающие, можно и с детьми приходить.

Фото из Телеграм-канала «Иркутская епархия»
Фото из Телеграм-канала «Иркутская епархия»

Иннокентьевские чтения в Иркутске проходят с 28 октября по 8 ноября 2025 года 👇

Программа Иннокентьевских чтений - 2025