Найти в Дзене

Борис Березовский: Серый кардинал, который управлял Россией через телеэкран

Оглавление

В истории постсоветской России
нет фигуры более мифической и противоречивой, чем Борис Абрамович
Березовский. Он никогда не был президентом, редко занимал официальные
посты, но в течение целого десятилетия его воля и его интриги определяли
судьбу страны. Он был архитектором власти, кукловодом в тени
кремлевских кулис, настоящим
серым кардиналом. И его главным оружием был не пистолет и не чемодан с деньгами, а Первый канал ОРТ, через который он влиял на умы десятков миллионов людей.

Восхождение теневого гения: от «ЛогоВАЗа» к «голубому экрану»

Его история — классическая для лихих 90-х. Талантливый математик, академик,
он быстро сориентировался в хаосе перестройки. Он понял главное:
реальная ценность в условиях дикого капитализма заключается в деньгах,
информации и, как оказалось,
в контроле над медиа.

Создав автодилерскую империю «ЛогоВАЗ», Березовский быстро осознал, что
настоящий бизнес в России невозможен без политической крыши. А лучшая
крыша — это когда ты сам становишься частью власти, держа в руках
главный рычаг влияния на общественное сознание.

Его гениальным и беспрецедентным ходом стал захват контроля над главным телеканалом страны — Общественным Российским Телевидением (ОРТ).
Созданное на базе Первой программы ЦТ, ОРТ было акционировано, и
Березовский, используя финансовые схемы и административный ресурс, стал
его фактическим владельцем и идеологическим хозяином. В эпоху, когда
телевизор был «окном в мир» и единственным источником информации для
большинства населения, власть над его главным «рупром» означала
возможность не просто влиять на умы, а
конструировать новую реальность.

ОРТ как оружие: выборы, образы, война

Телеканал в руках Березовского превратился в инструмент точечной политической хирургии.

  • Президентские выборы 1996 года.
    Это был звездный час Березовского-пропагандиста. Команда Бориса
    Ельцина, отстающего в polls от коммуниста Геннадия Зюганова, была на
    грани поражения. Именно тогда ОРТ под руководством Березовского
    развернул беспрецедентную медиаатаку. В эфире днями крутились ролики,
    напоминающие триллер, где голос диктора на фоне черно-белой хроники
    спрашивал: «А сможете ли вы ручаться за завтра?..» Зюганов представлялся
    угрозой возврата к тоталитаризму, голоду и репрессиям. Ельцин,
    напротив, — гарантом свободы и светлого будущего.
    Это была не информационная поддержка, это была промывка мозгов в промышленных масштабах. Победа Ельцина была во многом победой телевизионных технологий Березовского.
  • Формирование политической повестки.
    Через ОРТ Березовский не только поддерживал одних, но и уничтожал
    других. Неугодные политики, чиновники или бизнесмены могли в одночасье
    стать героями разгромных репортажей. Канал формировал образы врагов и
    друзей, катал политические «шахматные фигуры» по своему усмотрению.
    Влияние на умы было тотальным: люди верили не тому, что видели своими
    глазами, а тому, что им говорил «ящик».
  • Война в Чечне.
    Освещение военных конфликтов также проходило через призму интересов
    «семьи». Информация подавалась в выгодном для Кремля ключе, создавая
    нужный общественный резонанс и оправдывая действия федеральных сил.

После победы Ельцина Березовский стал не просто богачом. Он вошел в узкий
круг «Семьи» — ближайшего окружения президента. Его кабинет стал
неофициальным штабом, где решалось, кто будет министром, как будут
распределяться бюджетные потоки, и, наконец,
кому достанется власть после ухода Ельцина.

-2

Именно контроль над ОРТ позволил Березовскому стать одним из ключевых
архитекторов операции «Преемник». Малоизвестному широкой публике
директору ФСБ Владимиру Путину нужна была мощная медиаподдержка, чтобы
превратиться из серого чиновника в национального лидера. ОРТ взял на
себя эту работу. Расчет Березовского был прост: силовик, лояльный
«Семье», который будет благодарен своим покровителям. Это была его
роковая ошибка.

Закат кардинала: потеря оружия и полное банкротство

Березовский
просчитал все, кроме характера своей же фигуры. Путин, придя к власти,
быстро понял, что телеканал, способный делать королей, представляет для
него смертельную опасность. Началось стремительное падение.

Конфликт
из-за контроля над ОРТ и независимым НТВ стал точкой невозврата. Новый
президент дал понять, что единственным хозяином «голубого экрана» будет
государство. Березовский, лишившись своего главного оружия — прямого
влияния на умы миллионов, — оказался беззащитен. Последовали уголовные
дела, и в 2000 году он был вынужден бежать из России.

В эмиграции его ждало не только политическое, но и полное финансовое
фиаско. Его попытки вернуть себе состояние через суды обернулись
катастрофой.
Суд с Романом Абрамовичем в 2012 году стал для него приговором. Березовский проиграл иску на 3 миллиарда фунтов стерлингов, в котором утверждал, что Абрамович заставил его продать доли в нефтяной компании «Сибнефть» и алюминиевом гиганте «Русал» за бесценок, используя угрозы и давление со стороны Кремля. Судья не нашел его показания правдивыми, а самого Березовского — надежным свидетелем. Гигантские судебные издержки окончательно подорвали его финансовое состояние.

Из могущественного олигарха, державшего за ниточки всю страну, он превратился в человека, живущего без денег,
на средства, занятые у друзей. Его собственный адвокат на суде признал,
что Березовский «не так богат, как люди могут подумать». Для человека,
вся власть которого строилась на капитале, это было страшнее любого
политического поражения.

Наследие теневого игрока

Борис Березовский был живым воплощением своей эпохи. Он не просто доказал, что деньги и связи могут привести к власти. Он продемонстрировал первому в новой России, что тот, кто контролирует телеэфир, контролирует страну.

Его трагедия была полной. Он проиграл политическую битву, потерял рычаги
влияния, а в конечном счете — и все свое колоссальное состояние. Он
создал инструмент тотального влияния, который в лице Путина нашел себе
нового и единственного хозяина, а сам закончил свои дни в изгнании,
разоренный и сломленный, оставшись в истории как главный серый кардинал
России, который хотел быть королем, но умер шутом.