Найти в Дзене
Инклюзивная СРЕДА

Ответы на вопросы наших подписчиков - в рубрике "Вопрос эксперту"

Всем добрый день! Сегодня продолжаем отвечать на вопросы наших подписчиков в рубрике «Вопрос эксперту». К нам поступил вопрос от воспитателя ДОУ из Оренбургской области: «Здравствуйте! У меня в группе сейчас 35 детей по списку, из них 2 ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна). И скоро добавят ещё 7 детей, которые остались от предыдущей подготовительной группы. Сейчас мы старшая группа, а с июня будем подготовительная. Как справиться с такой нагрузкой? Причем, одному ребенку уже 8 лет, и у него явное отставание в развитии и поведение, но нет инвалидности, и мама отрицает явное. Воспитали из предыдущей группы уже писали характеристику и рекомендовали сходить хотя бы к неврологу, но всё напрасно. Как мне быть? Заведующая лишь разводит руками, а воспитателям мучиться придётся. Хотя мы знаем, что если есть 1 ребёнок с ОВЗ, детей по списку должно быть 18». Отвечает Кутепова Елена Николаевна, канд. пед. наук, доц., учитель-логопед, эксперт РБОО "Центр лечебной педагогики": Согласно Приказу Министерст

Всем добрый день!

Сегодня продолжаем отвечать на вопросы наших подписчиков в рубрике «Вопрос эксперту».

К нам поступил вопрос от воспитателя ДОУ из Оренбургской области:

«Здравствуйте! У меня в группе сейчас 35 детей по списку, из них 2 ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна). И скоро добавят ещё 7 детей, которые остались от предыдущей подготовительной группы. Сейчас мы старшая группа, а с июня будем подготовительная. Как справиться с такой нагрузкой? Причем, одному ребенку уже 8 лет, и у него явное отставание в развитии и поведение, но нет инвалидности, и мама отрицает явное. Воспитали из предыдущей группы уже писали характеристику и рекомендовали сходить хотя бы к неврологу, но всё напрасно. Как мне быть? Заведующая лишь разводит руками, а воспитателям мучиться придётся. Хотя мы знаем, что если есть 1 ребёнок с ОВЗ, детей по списку должно быть 18».

Отвечает Кутепова Елена Николаевна, канд. пед. наук, доц., учитель-логопед, эксперт РБОО "Центр лечебной педагогики":

Согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах общеразвивающей направленности.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:

  1. в возрасте до 3 лет - не более 10 детей (в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья);
  2. в возрасте старше 3 лет:
  • не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
  • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.

При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.

При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы таких специалистов, как учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:

  • учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ;
  • учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ;
  • педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ;
  • тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ОВЗ;
  • ассистента (помощника) на каждые 1-5 обучающихся с ОВЗ.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях (госпитальных школах).

С учетом вышеизложенного, можно предложить несколько сценариев выхода из сложившейся ситуации:

1) обсудить данный вопрос с заведующей ДОУ и из группы общеразвивающей направленности сделать группы комбинированной направленности, при необходимости – с внесением изменений в штатное расписание и сопутствующим запросом дополнительного финансирования от территориального органа управления образованием;

2) если конструктивно решить вопрос о переквалификации общеразвивающих групп в комбинированные не получается, возможно, нужно привлечь родительское сообщество и проинформировать их о том, что в создавшихся условиях права их детей на получение образования не реализуются;

3) обратиться в вышестоящие органы и проинформировать их о нарушениях прав детей.

Мы надеемся, что ответ эксперта был Вам полезен. Поделитесь информацией с коллегами и поставьте статье лайк!

Ваша Инклюзивная СРЕДА

#Инклюзивная_СРЕДА #инклюзивное_образование #вопрос_эксперту #вопрос_эксперту_по_обучению_детей_с _ОВЗ #группа_общеразвивающей_направленности #группа_комбинированной_направленности #группа_компенсирующей_направленности