Найти в Дзене

Почему Набиуллина и Силуанов лукавят касательно позитива от увеличения НДС

🗣️«Вклад повышения НДС в инфляцию может быть до 0,8 п. п. … При прочих равных без повышения НДС пришлось бы держать высокие ставки в экономике дольше.» — Эльвира Набиуллина 🗣️«Повышение НДС позволяет отказаться от негативных последствий инфляционного финансирования дефицита бюджета, что означает более низкую траекторию процентных ставок…» — Силуанов Повышение НДС даст дополнительные доходы бюджету —> сократит необходимость финансирования дефицита через эмиссию или ОФЗ —> уменьшит инфляционные риски —> ЦБ получит «пространство» для снижения ставки. При этом они не отрицают, что рост НДС даст «разовое» инфляционное давление — но считают, что оно контролируемо и будет перевешено стабилизацией бюджета и усмирением ценового роста. Например, Силуанов оценивает прямой вклад НДС в инфляцию в примерно 1 п.п., а Набиуллина говорит о дополнительных факторах — бензин, утильсбор, ожидания — которые могут усиливать давление на цены. То есть — да, они признают рост цен, но рассчитывают, что
Оглавление

🗣️«Вклад повышения НДС в инфляцию может быть до 0,8 п. п. … При прочих равных без повышения НДС пришлось бы держать высокие ставки в экономике дольше.» — Эльвира Набиуллина

🗣️«Повышение НДС позволяет отказаться от негативных последствий инфляционного финансирования дефицита бюджета, что означает более низкую траекторию процентных ставок…» — Силуанов

Давайте разберёмся, почему это не сработает, а последствия могут оказаться прямо противоположными тому, что рассчитывают наши топ-чиновники.

Какую логику они видят? Почему они так говорят?

Повышение НДС даст дополнительные доходы бюджету —> сократит необходимость финансирования дефицита через эмиссию или ОФЗ —> уменьшит инфляционные риски —> ЦБ получит «пространство» для снижения ставки.

При этом они не отрицают, что рост НДС даст «разовое» инфляционное давление — но считают, что оно контролируемо и будет перевешено стабилизацией бюджета и усмирением ценового роста.

Например, Силуанов оценивает прямой вклад НДС в инфляцию в примерно 1 п.п., а

Набиуллина говорит о дополнительных факторах — бензин, утильсбор, ожидания — которые могут усиливать давление на цены.

То есть — да, они признают рост цен, но рассчитывают, что это краткосрочно, смягчаемо, и что бюджетная «устойчивость» затем даст ЦБ свободу.

Но вот, почему это не сработает

1️⃣Инфляционные ожидания сами по себе возрастут

Если граждане и бизнес ожидают, что через пару месяцев всё подорожает, они начнут заранее требовать повышения зарплат, ускорят покупки, особенно товаров, цены на которые растут дорого — и превратят «разовое повышение» в цепочку роста цен.

Набиуллина сама признаёт, что инфляционные ожидания могут оставаться высокими из-за роста НДС, бензина и утильсбора. В такой ситуации ЦБ вынуждают будет реагировать.

2️⃣ Каскадный эффект роста цен на издержки организаций

Повышение НДС — это не просто нашлепка на цену потребительских товаров. Это налог, который ложится на производителей, дистрибьюторов, транспорт, услуги. Они переложат часть роста на конечные цены, особенно в условиях низкой рентабельности. Если конкурентная среда слабая — рост цен гарантирован.

3️⃣Эффект обратной связи через ставку и доверие

Допустим, ЦБ всё же начнёт снижать ставку. Но если цены продолжают расти из-за зафиксированной инфляции и ожиданий, то банки и кредиторы будут требовать премии за риски, и ставки по кредитам останутся высокими. Снижение ключевой ставки может не дать реального смягчения финансовых условий.

4️⃣Дефицит бюджета как фундаментальный фактор

Если бюджет всё ещё будет испытывать давление дефицита, рост расходов, внешние шоки — то повышение НДС может лишь частично компенсировать это. И если в будущем бюджетные потребности снова вырастут — мы снова вернемся к той же модели займов и долговому росту.

То есть логика «НДС — дисциплина бюджета — низкая ставка» — работает только при идеальной условиях, без шоков и с стабильной фискальной политикой.

5️⃣Разовое повышение даст длительный эффект

Даже если рост цен в первый год будет лишь +1 п.п., то это лишь отложит эффект на второй год. И даже если бюджет будет стабилен, экономика будет жить в среде более высокой инфляционной базы, что затруднит дальнейшее снижение.

6️⃣Риск раннего смягчения

Набиуллина сама предупреждает: «То, что может навредить экономике больше всего, — это если из-за преждевременного смягчения (…) совокупный спрос рванет вперед снова».

То есть с предстоящим ростом НДС могут появиться стимулы потратить сейчас, а не ждать, когда станет дороже — и это опять погонит инфляцию вверх.

Если объяснять проще: они рассчитывают, что бюджетные «вливания» через НДС будут работать как амортизатор, который позволяет ЦБ купировать шок роста цен и при этом всё-таки снизить ставку. Проблема в том, что рост НДС сам по себе — мощный инфляционный шок.

Скорее всего, ЦБ будет вынужден удерживать ставку на высоком уровне дольше, чем рассчитывают в Минфине. И если рынок увидит, что ставки не снижаются, эффект замедления будет слабее.

Пишите свои мысли в комментариях