Найти в Дзене
Вести Тула

Тула 340 миллионов лет назад была морем. Доказательства — на стенах вашего дома

Дом построим, будем жить, и порой этот новодел уже история. В Краеведческом музее под занавес октября откроется выставка «Время в квадрате», которая расскажет, как современные здания помогают изучать палеонтологию. О ней в подробностях нам сегодня поведает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН, автор выставки Алексей Пахневич. Расскажите, насколько крепка дружба палеонтологического института с нашим музеем, с чего она началась?

Все началось в 2006 году, когда сотрудники музея обратились к нам в институт за помощью, нужно было определять фонды. Тогда я впервые приехал в Тулу. И вот с тех пор мы активно сотрудничаем и ездим в экспедиции, фонды определяем. В конференциях мы участвовали, проводили онлайн-семинары для краеведческих музеев России и выставки. А сейчас будет моя совместная выставка с Тульским областным краеведческим музеем, последняя была в 2023 году. Но она отличается от палеонтологических выставок, которые мы себе представляем, она необычная.

А как часто вообще экспозиция палеонтологического института путешествует по России, насколько сложно организовать транспортировку? Я правильно понимаю, это все-таки экспонаты с многовековой историей.

Что касается выставок Палеонтологического института, у нас действительно существуют передвижные выставки по России, безусловно они в специальной упаковке, в ящиках перевозятся по разным городам, музеям, и эти ящики специально оборудованы, специально проклеены внутри все стенки. Все упаковывается таким образом, чтобы ни одна косточка, ни один экспонат не двигался во время транспортировки и не повреждался таким образом.

На выставке также будут представлены фотографии. Что это за фотографии, чем они уникальны и где сделаны эти снимки?

Да, выставка еще интересна тем, что мы совмещаем фотографии и натурные объекты. Фотографии сделаны в основном в Туле, немножко в Тульской области. Это фотографии облицовки зданий в городе и за его пределами, а также будут фотографии из других городов. Окаменелости вокруг нас, и не нужно ездить в никакой карьер, чтобы их добыть. Или можно, конечно, сходить в музей, я только приветствую это, но можно просто пройти по улице и заметить, что они нас окружают. И вот мы 4 года назад с сотрудниками музея взяли фотоаппарат и пошли по Туле смотреть. Мы сначала просто интересные объекты фотографировали, а потом пришла идея сделать выставку.

На какие здания нам стоит обратить внимание, на которые мы раньше, может быть, в какой-то суете будничной не обращали внимание?

Это и здания на территории Кремля, Успенский собор, это музей самоваров рядом. На самом деле, я сейчас могу сбиться, что-то перепутать, но их очень много. Это, прежде всего, те здания, которые были построены в XIX веке, потому что использовался камень из Тульской области, потому что вокруг Тулы очень много карьеров, где добывают и добывали известняк. Потом, в результате реконструкции зданий, поскольку известняк разрушается, ведь эта горная порода не устойчивая под действием ветра и воды, это все обновляется, но обновляется уже не тульским камнем. Используется камень в основном из Владимирской области.
А вот, например, для музея самоваров использовали мрамор, который вообще не добывается в Тульской области и он на самом деле даже не российский.

Хочется поговорить о связи палеонтологии со строительной структурой: насколько вас охотно пускают на стройплощадки и друг ли строитель ученому?

На стройплощадках мы бываем редко, потому что мы в основном ездим по карьерам, каким-то естественным обнажением на берегах рек, а на стройплощадке иногда какие-то появляются породы, которые раньше или были засыпаны, или не было вообще никакого геологического разреза, то есть он был, но глубоко под землей, в процессе строительства он появляется на поверхности. Если палеонтологи об этом узнают, они туда приезжают, но договариваются, конечно. Не всегда интересно строителям кого-то чужого пускать на стройплощадку. Кстати, в карьер тоже, если, особенно, это какая-то частная организация, даже палеонтологов профессиональных неохотно пускают.

Вы сказали об экспедициях, которые проходили в Туле. Можете поподробнее рассказать, где они проводились и какие результаты?

Мы ездили с коллегами из Тульского областного краеведческого музея в разные части Тульской области. В основном это отложение каменно-угольного периода, это примерно 340 миллионов лет назад. Здесь было море, это легко доказать, потому что в этих известняках, которые тогда формировались, очень много различной морской фауны, различных животных.

Все-таки Тульское море существует!

Существовало. Да, оно на самом деле было распространено по всей центральной России. Если пробурить скважину в Московской области, в Тверской, в других областях, то мы тоже на эти слои наткнемся. И иногда мы были на таких местонахождениях, где редко встречаются континентальные отложения. Вот буквально в октябре ездили на одно местонахождение, где есть каменноугольные остатки растений. То есть это неморские отложения, был какой-то период существования небольшой суши, может быть остров, может быть просто море немножко отступило, потому что уровень моря уже постоянно меняется. Мы смотрели, собирали материал.
Это палеонтологически и геологически охраняемая территория. Мы смотрели состояние и отбирали, но там можно отбирать образцы только для научных исследований.

Алексей Валентинович, а насколько Тульская земля в сравнении с другими регионами богата на артефакты, не всё ли ещё подняли?

Окаменевших остатков очень много в Тульской области. Это огромные слои, сотни метров с различными окаменелостями. И никогда мы всё это не добудем, потому что это нереально. И вот только при разработке каких-то карьеров или естественным образом, когда появляются, например, береговые обрывы рек, обнажаются геологические породы, то мы, конечно, туда спешим и там собираем всё, что возможно. А еще может быть бурение скважин, как я уже говорил. То есть мы, чтобы понять, что там на глубине многих сотен метров, бурим скважину, достаем такую каменную колонку, в которой мы что-то находим. Но это, конечно, очень небольшая информация, мизерная, потому что все-таки объем породы, который у нас оказывается – совсем маленький.

А как вам кажется вообще, на сколько десятилетий, столетий мы сможем все эти уникальные экспонаты сохранить для будущего поколения? И вообще, у истории есть срок давности?

Дело в том, что они до нас пролежали миллионы лет. Если специально их как-то не разрушать, потому что камень мы добываем для строительства, то они, конечно, будут еще долго лежать. А то, что попадает к нам в музеи – уже задача музеев – сохранить экспонаты. Музеи не только хранят, но и демонстрируют, и изучают культурное наследие. Эти три важные функции особенно значимы для краеведческих музеев. Они играют важную роль в обществе и должны их выполнять.

Я напомню, выставка «Время в квадрате» распахнет свои двери для посетителей уже 30 октября. Открытие состоится в 15:00. Экспозиция продлится до 27 февраля. Обязательно загляните в Краеведческий музей Тулы.