Чудеса на виражах на летающем под куполом цирка «бамбуке» были возможны еще в тридцатых годах прошлого века. Их демонстрировали Валентина и Михаил Волгины. Отчаянные и влюбленные, они завораживали зрителей своим мастерством. К сожалению, их цирковой путь оказался недолгим.
«Тот самый «Цирк»!
«Летающая торпеда» - это номер воздушных гимнастов Валентины и Михаила Волгиных, который вошел в спектакль-ревю «Под куполом цирка» по пьесе Ильфа, Петрова и Катаева, поставленный в Московском мюзик-холле в 1933 году. А еще режиссер Григорий Александров в 1936 году снял по этому произведению фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. «Мэри едет в небеса!», - помните? Изначально в пьесе было минимум идеологии и много очень смешных шуток.
Вот, например, часть диалога директора цирка Людвига Осиповича и артиста с «говорящей» собакой.
Директор: «У вашей собаки невыдержанный репертуар. Можете понять? Не современный, не зовущий, не мобилизующий».
Капитан: «Товарищ директор. Она же всего три слова говорит».
Директор: «Да, но какие три слова! "Люблю", "елки-палки" и "фининспектор". Вы просто хочете меня погубить. Это беззубое зубоскальство! Нет, такой мелкобуржуазной собаке нужно дать по рукам!».
Капитан: «Собаке по рукам?».
Директор. «Да, да. По лапам. И покуда у нее не будет наш, созвучный, злободневный репертуар, я ее на арену не выпущу".
Вперед, в космос!
Юная Валентина начинала еще в старом, Тифлисском цирке под руководством своего дяди, летчика-аса Донато. Ее мама Александрина была популярной гротеск-наездницей, а папа - атлетом, и Валя с 9 лет воспитывалась в семье дяди, маминого брата. В 1920-х под именем Валя Борисова она участвовала в групповом номере "Рогес" в полете Евгения Моруса в качестве вольтижера, став первой женщиной, исполнившей двойное сальто в руки ловитора. Михаил Волгин до встречи с ней вместе с партнером выступал в номере на «бамбуке».
Молодые гимнасты Волгины начали работать вместе на манеже в послереволюционный период, когда цирк стремительно развивался. Советские артисты должны были ярко демонстрировать, насколько они лучше иностранных коллег по цеху, пробовать все новое и передовое.
Воздушный аттракцион «Летающая торпеда» - яркое тому свидетельство. Вращающаяся конструкция стала прародителем последующих подобных устройств – спутников, ракет и прочих интересных штуковин. Постановил номер Михаил Волгин. На «бамбуке», прикрепленном к хвостовой части торпеды, гимнасты Дукласc, как они себя называли, демонстрировали сложные гимнастические трюки, синхронно во время вращения друг под другом делали различные флажки и оттяжки. Критики даже угадывали в постановке стремление человека в космос, предугадывание будущих полетов. Артисты были одеты соответствующим образом: Валентина Михайловна выступала в белом трико и накидке, которая развивалась во время полета, Михаил Никитич – в шелковом костюме, похожим на форму пилота.
Из дуэта – в соло
«Широка страна моя родная», и по всем ее циркам с успехом шел номер «Летающая торпеда» - но недолго. Туберкулез легких, который нашли у Михаила в 28 лет, поставил жирную точку на его цирковой гимнастической карьере. Но он не опустил руки, а стал режиссером, постановщиком и художественным руководителем цирка. Придумал сольный номер для Валентины, и, хотя в художественном управлении предложили сделать что-нибудь несложное, замахнулся на творение не хуже «торпеды». Шел 1943 год, Великая Отечественная война, репетировали по ночам – днем Валентина тренировалась в аэроклубе, готовясь стать воздушной десантницей.
Премьера состоялась в Тбилисском цирке в декабре. Трюки, которые выполняла гимнастка, на профессиональном слэнге называются «мужская работа». Самым эффектным был финал: одетая в черное трико, высокие перчатки, черную с серебром накидку, Валентина отрывалась от трапеции и после двойного сальто с прогнутой спиной летела вниз, повиснув на трабатах (веревках с петлями на ногах).
Прерванный полет
26 января 1944 года стал роковым днем для Валентины Волгиной. Ее срочно вызвали в Москву для участия в первом Всесоюзном смотре новых номеров. Телеграмма пришла из главка, и хотя у Михаила Никитича поднялась температура до 39, врачи были категорически против переездов, надо было ехать. В итоге опоздали, аппаратуру ответственные сотрудники подвешивали в спешке и не учли разницу в высоте куполов цирка Тбилиси и Москвы. Вся эта суета и нестыковки привели к трагедии - финальный трюк стал для Валентины Никитичны последним. «Цирк наш потерял выдающуюся артистку, а я - дорогую подругу», - говорила об этой утрате знаменитая дрессировщица Ирина Бугримова. После всего случившегося, потеряв партнера и друга, Михаил Волгин также прожил недолго – вскоре и он ушел из жизни.
«Любовным дуэтом в воздухе» называл номер Волгиных знаменитый историк цирка, клоун Рудольф Славский. Оба они получили звания заслуженных артистов РСФСР, но главное – навсегда остались новаторами воздушной гимнастики в цирке и красивой парой, которой восхищались зрители по всему Советскому Союзу.