Российский автомобильный рынок переживает глубокую перестройку. В 2025 году впервые за долгие годы импорт подержанных автомобилей превысил ввоз новых, что отражает изменение покупательского поведения и адаптацию к экономическим и регуляторным реалиям.
Импорт смещается в сторону подержанных машин
По данным за 9 месяцев 2025 года, в Россию ввезено 322,9 тыс. подержанных автомобилей (+10% к 2024 г.) и 240,5 тыс. новых (–65%).
Фактически рынок сделал разворот: если в 2024-м доминировали новые автомобили, то теперь лидирует «вторичка».
Большая часть ввоза осуществляется физическими лицами (99,7%), среди которых доминируют покупатели с бюджетом 1,5–3 млн рублей. Они ищут альтернативу китайским новинкам на рынке новых машин.
География и бренды: Азия задаёт тон
Импорт разделился на два устойчивых направления:
· Китай: поставщик новых автомобилей (около 80% импорта).
· Япония и Южная Корея: ключевые источники подержанных машин (47% и 22% соответственно).
Таблица: структура импорта автомобилей в России (по состоянию на 2025 год).
Регуляторные факторы и адаптация рынка
Главный риск - возможное повышение утилизационного сбора.
Минпромторг предлагает учитывать не только объём, но и мощность двигателя, сохранив льготы для авто до 160 л.с.
Рынок уже реагирует: доля маломощных автомобилей превысила 55%.
Среди популярных моделей: Toyota Corolla, Honda Fit, Freed, Stepwgn и Yaris.
В противоположном сегменте: Hyundai Palisade, Kia Sorento, Carnival, BMW 5-Series, ожидается удорожание, если утильсбор будет пересчитан по новой формуле.
Электромобили и новые каналы импорта
Сложности с параллельным импортом новых EV стимулируют рост «вторички».
Продажи подержанных электрокаров в I квартале 2025 года выросли на 16%.
Лидеры: Nissan Leaf, Zeekr 001, Tesla Model 3.
Растёт и поток подержанных автомобилей из Китая, преимущественно трёх–пятилетних, с минимальным пробегом.
Эти машины часто выгоднее на до 500 тыс. рублей по сравнению с российскими аналогами.
Перспективы
К концу 2025 года российский авторынок окончательно разделился:
1. новые автомобили - в основном китайские;
2. подержанные - преимущественно японские и корейские, с акцентом на экономичность и доступность.
Импортёры демонстрируют высокую адаптивность, а потребители рациональность: выбирают надёжные, маломощные модели, способные выдержать новые регуляторные вызовы.
Ссылка на полную версию статьи https://autotopik.ru/news/import-v-rossiyu-v-dominirovanie-poderzhannyh-mashin-i-perestroyka-rynka.html.