Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу начать очередную 19 часть нашей виртуальной экскурсии по музею под открытым небом «Некрополь мастеров искусств» с рассказа о памятнике, установленном на могиле мальчика, не дожившего даже до 5 лет.
Трубецкой Сергей Петрович (1827–1832)
Сын князя Петра Петровича Трубецкого (1793–1840) и княжны Клеопатры Константиновны, урожденной Гик.
Надгробие их единственного сына Сергея, сегодня является одним из самых необычных в Некрополе мастеров искусств» и всегда привлекает к себе внимание посетителей этого музея под открытым небом.
Архитектурное надгробие в ложно- готическом стиле представляет собой сень из чугунных блоков, с четырьмя проемами со стрельчатыми арками и пинаклями.
Квадратная конструкция является прекрасным образцом русского художественного литья.
На восточной стороне постамента рельефный герб Трубецких и надпись выпуклыми литерами:
Уткин Николай Иванович (1780–1863)
Замечательный русский художник-гравёр, представитель классицистической школы, один из крупнейших графиков александровской и николаевской эпох.
Родился от связи сенатора Михаила Никитича Муравьёва с крепостной девушкой, который выдал её замуж за своего камердинера и отправил в Петербург.
В 1785 году пятилетний крепостной мальчик получил вольную и был определён в воспитательное отделение при Императорской академии художеств. В 14 лет был определен в гравировальный класс где быстро достиг великолепных успехов.
За большой эстамп «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» с эрмитажной картины Р. Менгса Уткин был награждён в 1802 году большой золотой медалью и правом на поездку за границу.
Воспользовавшись этим правом, он отправляется в Париж, где проживает до 1814 года и приобретает известность во всей Европе.
В 1810 году гравюры «Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои», с картины Доменикино были выставлены в Парижском салоне. За эту работу по личному приказу Наполеона Николаю Уткину была вручена Большая золотая медаль Парижской академии художеств, а император Александр I, будучи во французской столице пожаловал ему перстень с бриллиантами.
Вернувшись в 1814 году в Санкт-Петербург, Николай Уткин получает звание Академика ИАХ.
Кроме непосредственного занятия творчеством, а его наследие насчитывает более 220 сложнейших гравюр он был многолетним хранителем отдела эстампов в коллекциях Эрмитажа и Академии художеств. Был заслуженным профессором Академии художеств.
Николай Иванович Уткин прожил долгую (особенно по меркам 19 века) и хочется верить счастливую жизнь.
Скончался в 1863 году и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Памятник на могиле был установлен на деньги, оставленные самим Уткиным (1000) рублей.
Проект памятника выполнил архитектор А.К. Бруни. Монумент представляет собой гранитную сень с двускатным завершением с треугольным фронтоном, двумя колонками и глухой задней стенкой, на профилированном постаменте. Под сенью бронзовый, прижизненный бюст Уткина работы скульптора Г. Н. Дурнова, выполненный в 1848 году.
На фронтоне эпитафия:
«Художникъ человѣкъ онъ въ простотѣ сердечной Талантомъ сочеталъ земную славу съ вѣчной».
В 1925 году бюст был снят и передан в Русский музей.
В 1936 году Николай Иванович Уткин был перезахоронен в «Некрополе мастеров искусств».
В 1972 г. музеем установлен на памятнике новый бронзовый бюст, выполненный скульптором В. П. Астаповым.
Федотов Павел Андреевич (1815–1852)
Выдающийся русский художник Николаевской эпохи. Мастер жанровой живописи картины которого все вы мои уважаемые читатели наверняка видели и прекрасно знаете.
Павел Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве. Семья была небогатая, но дворянская, что дало возможность определить мальчика по достижении возраста 11 лет в Первый Московский кадетский корпус. Учился он блестяще и в 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели. Кроме учебы юный кадет постоянно рисовал карикатуры на товарищей по учебе, офицеров и самого себя. Окончил корпус с отличием и 13 декабря 1833 года по высочайшему приказу произведён в прапорщики и направлен в лейб-гвардии Финляндский полк, квартировавший в Санкт-Петербурге. Спустя несколько лет начал заниматься на вечерних курсах при Академии художеств.
Летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, младший из сыновей императора Павла I посетил Красносельский лагерь Финляндского полка, а Федотов запечатлел это событие в своей акварельной картине
Картина произвела весьма благоприятное впечатление на Великого князя и тот не только подарил художнику перстень с бриллиантами, но и рассказал о Федотове брату императору Николаю I. Государь весьма заинтересовался, а когда увидел картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара»
повелел:
«...предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
Позволю себе уточнить, что в то время 1 ассигнационный (бумажный) рубль стоил примерно 30 копеек серебром. Тем не менее это были вполне приличные деньги позволившие капитану Императорской гвардии Федотову уволится в запас с правом ношения мундира и полностью посвятить себя занятиям живописью.
Первоначально Павел Федотов планировал посвятить себя батальной живописи, но вскоре понял что его больше привлекает живопись бытовая, но не статичная, а жанровая наполненная юмором, в чем его поддерживал баснописец Крылов.
В 1848 году Павел Андреевич участвует в Академической выставке, где его работы производят фурор, и Совет Академии единогласно избирает его Академиком ИАХ. В 1850 году большая персональная выставка художника проходит в Москве, что приносит ему не только славу, но и достаточно приличный доход, который он направляет на помощь семье, попавшей в крайне затруднительное положение.
Казалось бы, все в жизни молодого художника складывается прекрасно. Ему нет ещё 40, а он уже так многого добился, но, к сожалению, все не так радужно, как кажется.
Весной 1852 года в Академию художеств обратился пристав одной из столичных полицейских частей который сообщил что его городовыми задержан некий сумасшедший, который утверждает, что он художник Федотов. К сожалению, оказалось, что все так и есть.
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а царь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 рублей, но болезнь победить не удалось и 14 ноября того же года талантливый художник скончался в возрасте 37 лет.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Памятник на могиле был установлен на средства, собранные офицерами-финляндцами. Каким он был неизвестно, поскольку прах художника был перезахоронен в «Некрополе мастеров искусств» без переноса надгробия. Ныне стоящий на могиле жертвенник из габбро и мрамора взят из фондов музея Городской скульптуры и является типичным образцом надгробия середины 19 века.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет обязательно продолжена, а пока всего вам доброго и до скорой встречи.