От Худшего К Лучшему - рубрика, в которой я ранжирую определенные культурные явления (фильмы, альбомы, песни) от (как можно понять из заголовка) самого худшего - до самого лучшего.
Вот здесь - теоретические данные и краткое вступление. Прочитали? Отлично, тогда продолжаем-с.
Предыдущие части:
Напоминаю градацию оценок:
0 - не стоит даже рассуждать на тему того, что это и о чём
1 - отвратительно
2 - плохо
3 - неудовлетворительно
4 - ни рыба, ни мясо
5 - терпимо
6 - очень даже ничего
7 - хорошо
8 - очень хорошо
9 - великолепно
10 - гениально
Поехали!
6 - «Вокзал Для Двоих» (1982)
Оценка: 10/10
Эта грустная сказка со счастливым концом не могла не покорить сердца советских зрителей: стечение обстоятельств, пресловутый шаг от ненависти до любви, попытки всё наладить и уладить, бесконечные неудачи на пути к обретению счастья – всё вместе это не могло не сработать.
И Брагинский с Рязановым знали об этом, конечно же знали! Они не могли об этом не знать, ибо оба кой-чего в душе человеческой понимали и не стеснялись открыто говорить об этом!
Душевность, обильно покрытая сентиментальностью и иронией – вот главные компоненты «Вокзала Для Двоих». Ну и конечно же бегущие по снегу Гурченко с Басилашвили – одна эта сцена очень ярко и красочно характеризует всю картину и доносит до зрителя всё быстрее, чем какие-либо фразы или слова.
«Вокзал Для Двоих» – добрый, но в то же время не теряющий своей строгости Рязанов, с любопытством наблюдающий за своими героями и то мешающий им, то помогающий.
5 - «Забытая Мелодия Для Флейты» (1987)
Оценка: 10/10
Пьеса «Аморальная История» была написана ещё в середине семидесятых, однако экранизировать её Рязанову удалось лишь только после того, как Горбачёв открыл ящик Пандоры – то есть объявил о том, что началась Перестройка и теперь все должны быть за всё хорошее против всего плохого.
Эльдар Александрович призыв нового генсека воспринял с недоверием – хотя позднее всей душой поддержал развал СССР и не один раз укусил руку, которая его и кормила с самого начала извилистой и непростой карьеры.
Что ж, своё недоверие ЭАР на пару с Брагинским решил транслировать посредством превращения «Аморальной Истории» в фильм «Забытая Мелодия О Флейте», где досталось на орехи всем тем чинушам, которые усердно портили знаменитому тандему жизнь и на корню губили некоторые их творческие начинания. Леонид Филатов справляется с ролью на пятёрку с плюсом – и трудно даже представить, чтобы надменного чиновника сыграл кто-то другой.
Филатов настолько органичен, что даже несколько неудачно подобранная на роль медсестры Лиды Татьяна Догилева не портит общего впечатления – хотя именно она, честно говоря, является здесь самым слабым звеном.
Ну а если подводить итоги, то дух времени подмечен был очень чётко: те, кто ещё вчера вовсю закручивал гайки, теперь изображали из себя прогрессивных руководителей, коим чужды ретроградство и закостенелость ума – и от этого выглядели почему-то еще более зловеще.
«Забытая Мелодия Для Флейты» – саркастичный Рязанов, упрямо сводящий счёты со всеми теми, кто его в своё время обидел и не дающий им ни малейшего шанса на реабилитацию.
4 - «Небеса Обетованные» (1991)
Оценка: 10/10
Любая империя рано или поздно рушится – причём с грохотом и треском, метая при этом обломки-кирпичики аккурат прям в головы своих подчинённых и правителей. Распад советской империи Рязанов и запечатлел в «Небесах Обетованных», хотя после «Флейты» усиленно налаживал контакты с Войновичем и хотел экранизировать его «Жизнь И Необычайные Приключения Ивана Чонкина».
Увы, но Войнович полез в бутылку и права на экранизацию предоставить отказался. Поэтому пришлось ЭАР выкручиваться из положения и заниматься чем-то другим. Брагинский вновь ушел куда-то глубоко в себя и надежды на хороший сценарий практически не оставалось. Но подвернулась, к счастью, Рязанову рукопись молодой сценаристки Генриетты Альтман о бездомных, тщетно пытающихся отстоять свои права – и работа, как говорится, закипела.
Что же получилось в итоге? Получилась тяжёлая, но зрелищная и, что немаловажно, правдивая картина о последних годах СССР – со всеми неприглядными сторонами, грязью и болью. Имел ли Рязанов право выносить сор из избы и показывать всё в естественном, весьма печальном виде? Сложный вопрос, ибо Эльдар Александровичем был настоящим советским человеком – во всех смыслах этого словосочетания. Поэтому несколько досадно наблюдать за тем, как сей советский человек пляшет на костях системы, его и породившей.
Но из песни слов не выкинешь – а историю не перепишешь, поэтому не следует пенять на режиссёра за суровую и безжалостную откровенность.
«Небеса Обетованные» – предельно мрачный Рязанов, безжалостно хоронящий прошлое родной страны и уповающий на то, что голубой снег рано или поздно пойдёт и что заживём мы как у Христа за пазухой.