Найти в Дзене

Как Россия создала своих сфинксов: дончаков и петерболдов. История породы с архивными фото

Ранее на канале мы публиковали большой материал об истории канадских сфинксов — от «кошек лунного камня» до современных линий, с редкими архивными кадрами. Рекомендуем к прочтению, чтобы увидеть полную картину. А сегодня — история двух уникальных русских пород, которые появились на свет благодаря находчивости и упорству отечественных фелинологов. Если канадский сфинкс — это история выживания и долгого пути к признанию, то русские бесшёрстные кошки — стремительная сага о случайной находке, научной смекалке и удивительной прозорливости энтузиастов. Их история началась на улицах Ростова-на-Дону и в питомниках Санкт-Петербурга. Поддержите наш канал "Kote4com" ❤️ и подпиской. Мы регулярно создаем для вас новые полезные гайды и делимся забавными наблюдениями из жизни наших сфинксов - Эль и Коти 🐈🐈‍⬛ В 1986 году, пока канадские сфинксы завоёвывали чемпионские титулы в США, в Ростове-на-Дону произошло событие, которое осталось бы незамеченным, если бы не любопытство и доброта одной женщины.
Оглавление

Ранее на канале мы публиковали большой материал об истории канадских сфинксов — от «кошек лунного камня» до современных линий, с редкими архивными кадрами. Рекомендуем к прочтению, чтобы увидеть полную картину. А сегодня — история двух уникальных русских пород, которые появились на свет благодаря находчивости и упорству отечественных фелинологов.

Если канадский сфинкс — это история выживания и долгого пути к признанию, то русские бесшёрстные кошки — стремительная сага о случайной находке, научной смекалке и удивительной прозорливости энтузиастов. Их история началась на улицах Ростова-на-Дону и в питомниках Санкт-Петербурга.

Поддержите наш канал "Kote4com" ❤️ и подпиской. Мы регулярно создаем для вас новые полезные гайды и делимся забавными наблюдениями из жизни наших сфинксов - Эль и Коти 🐈🐈‍⬛

Неожиданная находка, изменившая всё

В 1986 году, пока канадские сфинксы завоёвывали чемпионские титулы в США, в Ростове-на-Дону произошло событие, которое осталось бы незамеченным, если бы не любопытство и доброта одной женщины.

Доцент РГПИ Елена Ковалева, возвращаясь домой, забрала у детей на улице обычного на вид котёнка 3–4 месяцев. Кошечку назвали Варварой.

Дочь Елены Ковалевой, Инна, с кошкой Варварой. Источник: https://cat.mau.ru/dsx/?p=article2
Дочь Елены Ковалевой, Инна, с кошкой Варварой. Источник: https://cat.mau.ru/dsx/?p=article2

В 7–8 месяцев Варвара начала терять шерсть. Сначала на голове, потом на спине. Ветеринары ставили диагнозы — демадекоз, дерматит, лишай. Медикаментов было не достать, а кошка чувствовала себя прекрасно — росла, играла, ела с аппетитом. И от нее просто отстали. Лысела она так настойчиво, словно хотела стать уникальной.

«Для меня это был шок. Таких кошек я, конечно же, никогда до этого не видела… В 70-х я читала в журнале про голых котят в Америке. Породу назвали сфинкс. И вот, увидев Варвару, я говорю Елене — боже мой, это же сфинкс! Варя была уже взрослая голубокремовая кошка, велюр на голове и спине был нежный-нежный на ощупь, за ушами - львиная грива желто-песочного и серого цвета, роскошный пушистый хвост и пушистые лапки»
Ирина Немыкина, будущий создатель породы «донской сфинкс»

Акт I. Рождение Читы — обезьянки в кошачьей шкуре

В 1990 году Варвара родила помёт от обычного дворового кота Василия с белой манишкой (от которой пошел «ген пегости»). Одну из кошечек Елена подарила на день рождения Ирине Немыкиной.

«Кошечку выпустили на пол… А когда я увидела, как она лапами схватила что-то, держит и ест, я поняла — это же не кошка, это обезьянка! А раз обезьянка — значит Чита, так в кино обезьянку звали» — Ирина Немыкина

Так кошка Чита получила своё имя. И эту дату — 20 февраля 1990 года — принято считать днём рождения породы донской сфинкс.

Варвара, Чита и Лоскуток (сестра Читы, выросла обычной пушистой кошечкой) участвовали в выставках, их осматривали эксперты. На одной из выставок Чите даже был вручен приз, но после интерес к этим кошкам пропадал.

Акт II. Ганнибал, Виконт и первый голорожденный кот

20 марта 1991 года Чита родила первый помет от европейского короткошерстного кота. Все котята были в шерсти (браши) и лишь с возрастом раздевались.

Вторая вязка Читы была с европейским голубым котом окраса табби (без белого) по кличке Дима. С ним было сделано 3 вязки подряд. В августе 1991 года родились 2 котенка, Ганнибал (прожил до 2007) и Мартын.

Ганнибал и Аксинья. Ганнибал встречается в родословных всех донских сфинксов. Источник: https://cat.mau.ru/dsx/?p=article2
Ганнибал и Аксинья. Ганнибал встречается в родословных всех донских сфинксов. Источник: https://cat.mau.ru/dsx/?p=article2

Мартын, окраса тэбби, был немного крупнее Ганнибала. Мартын до конца не разделся, в отличие от Ганнибала. Он жил как обычная кошка — гулял на улице, бегал по снегу, ловил мышей, легко справлялся с крысой. Летом становился почти голым, оставались только кисточка на хвосте, шерсть на лапах, «перья» за ушами. Зимой, напротив, у него вырастали меховые штаны. Он прожил около 8 лет. Ирина Немыкина также делала вязки Мартына с европейской кошкой тэбби. В помете были котята с обычной шерстью, некоторые с возрастом становились велюровыми.

От второй вязки Читы и Димы 14 февраля 1992 года родился очень красивый котёнок Марсель.

Рожденные в результате третьей вязки котята (13 июня 1992 года) стали быстро терять шерсть. С этого помета Ирина Немыкина стала давать клички котятам уже по буквам алфавита и добавлять к имени приставку своего питомника — Миф. Двое родившихся котят получили клички Антон Миф и Афиноген Миф.

Афиноген отправился в Ленинград, к фелинологу Татьяне Комаровой, и стал первым котом сфинксом, оказавшимся за пределами Ростова-на-Дону. Чуть позже Антона также забрала в Ленинград фелинолог Ирина Кацер. Она отправилась с ним в Будапешт на выставку, где Антон получил восторженные отзывы — так произошел дебют породы за пределами России.

Но настоящий прорыв случился, когда Ирина Немыкина решилась на инбридинг — вязку Читы с её сыном Ганнибалом.

26 октября 1992 года Чита родила помёт, в котором была девочка Бася — первый в истории голорожденный котёнок донского сфинкса.

Кошка Бася (слева) и Антон (справа). Источник: https://cat.mau.ru/dsx/?p=article2
Кошка Бася (слева) и Антон (справа). Источник: https://cat.mau.ru/dsx/?p=article2

Это подтвердило: ген бесшёрстности у дончаков — доминантный, в отличие от рецессивного гена канадцев. Для появления лысого котёнка достаточно всего одного носителя гена.

«Состояние моё было примерно таким же, как когда я впервые увидела Варвару… Я чувствовала, что приблизилась к чему-то важному, может, к тайне. Я очень волновалась. И котята, которые с возрастом теряют шерсть, и появление голорожденных котят, и поведение этих кошек, их взгляд, выразительные глаза, лапки, похожие на пальцы, отношение к людям – это все абсолютно не подходит к обычным, привычным нам всем кошкам. Стало понятно, что они имеют не только свой особенный фенотип, но и психотип, также отличающийся от других кошек» — Ирина Немыкина

В следующем помёте (17 февраля 1993 года) от той же пары родился голый мальчик, Виконт. Он прожил около 10 лет, от него было получено многочисленное потомство.

В этом же помете, вместе с Виконтом, родились Витязь и Виолетта. Витязь попал в Москву, где продолжил род. Витязь и Ганнибал стали первыми дончаками, принявшими участие на выставке кошек в Москве осенью 1993 года.

Акт III. Афиноген и рождение петерболда: русский аристократ с берегов Невы

Пока в Ростове рождались голорожденные дончаки, кот Афиноген Миф — один из сыновей Читы — начал новую главу в истории русских сфинксов в Ленинграде.

Революцию совершила известная петербургская фелинолог Ольга Миронова.

О.С. Миронова с кошкой породы петерболд
О.С. Миронова с кошкой породы петерболд

В 1994 году она провела знаковую вязку: скрестила привезенного из Ростова Афиногена Мифа с изящной ориентальной кошкой Радмой фон Ягерхоф — подтверждённой чемпионкой мира, чьё фото, к сожалению, не сохранилось в открытых архивах.

Цель была амбициозной: сохранив уникальную бесшёрстность «дончаков», придать породе утончённость, грацию и восточную элегантность сиамо-ориентальной группы.

Афиноген Миф был выбран в качестве производителя именно по той причине, что имел несколько облегченный для донского сфинкса тип конституции на высоких конечностях с длинным хвостом. Хотя его голова особой длиной не отличалась, но скулы были плосковаты, а профиль сглажен, без выраженного перехода от спинки носа к черепной части. Ориентальная кошка Радма несла отличный тип восточной утонченности и в 10-ти летнем возрасте могла обойти на выставках своих потомков, имеющих высокие титулы.

Результат превзошёл все ожидания. Родившиеся котята унаследовали:

  • Ген бесшёрстности — от донского сфинкса;
  • Утончённый костяк, длинные лапы, большие раскосые глаза и огромные, как у летучей мыши, уши — от ориенталов.

Новая порода получила гордое имя петерболд — «лысый Пётр», в честь города на Неве, где она была создана. Уже в 1996 году порода была официально признана World Cat Federation (WCF), а затем и TICA.

Слово петерболд возникло под впечатлением, которое произвела на Ольгу Сергеевну Миронову скульптура отдыхающего Петра Великого в Петропавловской крепости.
"Уставший от решений государственных дел и бесконечных "разборок", содрав парик и утерев пот, откинулся Пётр на спинку неудобного канцелярского кресла, уронив занемевшие руки на подлокотники. Громадная узкоплечая фигура венчается небольшой лысой высоколобой головой. Взгляд насторожен, как у притаившегося кота. Как выскочит, как выпрыгнет, полетят клочки по закоулочкам! Недаром, говорят, царя при жизни с котом сравнивали. В новейших петербургских мифах гуляет царь Пётр по проспектам своего города и видят иногда его тень то в Летнем Саду, то в Петропавловке. Что-то мистическое и неуловимое есть и в петерболдах. В их привязанностях к человеку и неподражаемой царственности, благотворности и гордой непокорности"

Первые котята Мускат и Мандарин родились в январе 1994 года, а в феврале 1995 года — Ноктюрн и Неженка (питомник «Кошки из Мурино»).

Кот Ноктюрн. Фото: https://vk.com/wall-39756027_164449
Кот Ноктюрн. Фото: https://vk.com/wall-39756027_164449

Эти животные стали основными производителями в Санкт-Петербурге и Москве.

Самые первые петерболды, такие как Мускат и Мандарин, родились с типом шерсти «флок» — бархатистой на ощупь, словно велюр. К двум годам шерсть у них почти исчезла, оставаясь лишь на «пойнтах» (лапах, хвосте, мордочке). Это была удача для селекционеров, так как изначально все котята рождались гетерозиготными, то есть с остаточной шерстью.

Позже, в помётах от таких родителей, стали появляться и гомозиготные котята — «гамми» (или «резиновые»), полностью лишённые шерсти с рождения, с горячей, липкой на ощупь кожей. Однако селекционеров ждало разочарование: долгожданные «гамми» оказались менее жизнестойкими по сравнению с крепкими «флоковыми» котятами. На пути становления породы было немало таких побед и разочарований.

Ольга Миронова предполагала, что для закрепления изящного типа петерболдов следует использовать только потомков самого Афиногена, обладавшего заметной лёгкостью. Однако на практике это правило часто нарушалось. Например, в Москве основным производителем стал его брат, Дон Миф — типичный представитель донской породы мощного, тяжеловатого сложения. В результате многие ранние петерболды от таких вязок получались «недопитерами» — без восточной утончённости и растянутости, задуманных Мироновой. Окончательную точку в этом вопросе поставили в 2000 году, запретив межпородные вязки для сохранения уникальности обеих пород.

Акт IV. Современные линии и дилеммы породы

Современная история русских сфинксов — это история выбора. И для дончаков, и для петерболдов сегодня актуальны свои дилеммы, определяющие развитие пород.

Донские сфинксы: поиск идеала

Сегодня разведение донских сфинксов — это поиск баланса между тремя ключевыми направлениями:

  1. Типы: борются две линии — мощные «тяжеловесы» с крепким костяком и утончённые «аристократы» с более лёгким телом и крупными ушами. Идеал — золотая середина.
  2. Шерсть: голорожденные «резиновые» кошки ценятся на выставках, но браши (с вьющейся шерстью) жизненно важны для здорового генофонда. Заводчики вынуждены балансировать между красотой и генетическим разнообразием.
  3. Здоровье: главные вызовы — склонность к проблемам с зубами и необходимость проверки сердца (ГКМП). Ответственные заводчики ставят здоровье выше безупречного экстерьера.

Будущее породы зависит от мудрого сочетания всех трёх аспектов, чтобы дончаки оставались не только красивыми, но и крепкими.

Петерболды: два пути развития

Санкт-Петербург, колыбель породы, сейчас обладает самым сильным поголовьем петерболдов. Именно здесь на практике осознали, как важно сохранять чистоту первоначального замысла. Ведущие питомники с гордостью указывают, что в родословных их кошек — лишь один донской предок, Афиноген Миф.

Разведение пошло по двум путям:

  • «Тип важнее бесшёрстности». Одни питомники, стремясь к идеалу восточной грации, активно приливали крови сиамов и ориенталов. Это подарило кошкам фантастический утончённый тип, но отодвинуло на второй план бесшёрстность, а также привнесло риски, характерные для «восточников» — косоглазие и деформацию грудной клетки.
  • «Голый — значит голый». Другие сделали ставку на бесшёрстность, добившись в этом больших успехов, но нередко в ущерб элегантности сложения.

Истина, как всегда, оказалась посередине. Борьба за гармонию между безупречным типом и качественной бесшёрстностью продолжается. Благодаря усердию ответственных заводчиков, у петербургского сфинкса есть великолепное будущее.

Акт V. Не только гены: характер «русских сфинксов»

История происхождения наложила отпечаток не только на экстерьер, но и на психологию пород. Характеры дончака и петерболда сложно перепутать.

Донской сфинкс — уверенный, спокойный, основательный. Часто его называют «кото-бульдогом» за мощь и преданность. Привязчив, но ненавязчив.

Петерболд — интеллигент, артист и говорун. Ориентальные гены подарили ему любопытство, общительность и невероятную «разговорчивость».

Обе породы — теплолюбивые, контактные, ориентированные на человека. Они редко выпускают когти, легко уживаются с детьми и другими животными.

Наши кошки — Котя и Эль — канадские сфинксы, но мы с интересом следим и за русскими породами. Каждая из них — живая история, в которой переплелись случайность, научный поиск и человеческая любовь к необычному.

📌 Какие кошки ближе вам — утончённый петерболд, мощный дончак, а может классический канадец? А может кто-то из них уже живет у вас? Делитесь фото и наблюдениями в комментариях!)

P.S. В следующих статьях разберём, как отличить сфинксов друг от друга и что нужно знать о метисах, чтобы не попасть впросак. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить 🙂