Сегодня, 29 октября, родился замечательный нижегородский писатель-сказочник, журналист и педагог Сергей Васильевич Афоньшин (1908–1984гг.).
Более тридцати лет он работал учителем начальной школы в Заволжье и после войны вновь стал преподавать в Черноозерской школе. Был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги». На войне Сергей Васильевич был контужен, что отразилось на его слухе, а еще, в результате простудных осложнений скончалась его любимая и единственная дочка Дина. Но, несмотря на все тяжелые жизненные испытания, он нашел отдушину в детском творчестве, сочинительстве сказок и обучении детишек в школе.
А познакомилась я с его творчеством, когда в библиотеке случайно взяла вот эту чудесную книжку (которая, кстати, и сейчас продается на маркетплейсах):
Сергея Афоньшина часто называют "поэтом лесного Заволжья", певцом легендарного Светлояра (которому свыше 10000 лет), потому что родился он в селе, расположенном как раз неподалёку от легендарного озера Светлояр, которое называют иногда маленькой русской Атлантидой. Озеро очень загадочное. На его берегах произрастают 27 видов растений не свойственных для этой высокой широты, растет даже редкий вид южной орхидеи. А получило оно свое название – Светлый Яр - в честь бога Солнца Ярилы.
Легенда об озере гласит, что во время татаро-монгольского нашествия под его воды ушёл город Китеж вместе со своими жителями и богатствами, чтобы не попасть в руки врага.
Произведения Сергея Васильевича наполнены огромнейшей любовью к родному краю и его истории, а именно, красоте и тайнам Нижегородской земли. Всю поэзию природы он впитал в детстве через рассказы своей бабушки, бывшей крепостной. А сейчас, к сожалению, его творчество почти забыто... Хотя за 10 лет писательского творчества им было создано 10 книг. Поэтому чтобы вам рассказать об этом замечательном писателе, пришлось собирать информацию по крупицам...
А еще любопытно, что военная повесть "Короткий сказ о долгой зиме" (из книги "Заволжские родники", изданной к 100-летнему юбилею писателя) по своей значимости и художественной выразительности равен таким значительным произведениям, как "Матрёнин двор" А. Солженицына, "Судьба человека" М. Шолохова, "Пастух и пастушка" В. Астафьева.
Сергей Афоньшин - неутомимый краевед. Чутко прислушиваясь к разным лесным звукам и внимательно присматриваясь ко всему лесному миру, он задавался разными вопросами и придумывал в ответ на них сказки, были, сказы. И обязательно во всей окружающей действительности видел что-то интересное - природа и народные предания вдохновили писателя на создание сказок.
Как говорил сам писатель: "Своя земля роднее станет, если и каждый цветок ее, и каждую птаху, и каждое заветное слово познаем".
Обратите внимание, не просто "слово", а "заветное" слово... Сказки Афоньшина отличаются живойи образной народной речью.
И еще здорово, что в его сказках (уточню, что к сказам и легендам это не относится) нет каких-то страшных моментов, присущих порою народным сказкам и сказкам разных наших народностей, поэтому их можно читать и малышам лет с 4, а иногда встречающиеся устаревшие слова заменять на современные.
А открывает подборку чудесная букинистическая книжечка на скрепке от издательства "Малыш" 1974 года. Сразу волк на обложке впечатляет ) Эти сказки можно вполне читать лет с 4, понятные, интересные.
"Сказки лесного заволжья", изд. Малыш, 1974г.
Возраст 4+.
В книгу вошли сказки, которые Афоньшин придумывал, наблюдая за жизнью лесных обитателей и пытаясь разгадать загадки.
Сказки проиллюстрированы красочными и лаконичными рисунками Георгия Никольского, особенностями стиля которого является то, что художник рисовал животных в обобщающе-графическом образе, а не выписывал каждую черточку, показывал их в проявлении бурных эмоций, а еще, с юмором.
"Как у филина уши выросли". Очень забавная и необычная сказка о том, как бабка, думая на живущего у нее на чердаке филина, что это ее проказник кот, который сметану воровал. И за это она так трепала его за те места, где уши должны быть со слепу в темноте, что они там и выросли у него )
В сказке "Как змея голос потеряла" рассказывается о том, как куст шиповника, которого все недолюбливали за колючие шипы, спас благодаря им соловушку, которую змея хотела поймать.
В сказке "Как клесты с Морозом воевали" рассказывается о том, как один боярин, по имени Мороз, послал одного кержачка срубить ель. Но кержачок пожалел её, не желая губить дерево ради боярской потехи. Тогда Мороз решил заморозить ослушившегося мужичка. И тут его спасла эта самая ель, призвав на помощь клестов, которые стали нещадно щипать и клевать его. Старик Мороз пропал, будто в снег зарылся, а с тех пор у клестов от такой борьбы клювы искривились (но борьба на пользу им пошла, ведь они такими клювами как раз ловко из шишек семена добывают) да еще они никаких морозов не бояться, что даже птенцов своих выводят зимой.
А еще про ель интересно сказано. Ведь после того, как дерево мужичка согрело, отдала тепло за доброту человеческую, у нее мало своего тепла осталось, поэтому в народе и говорят, что "В ёлке огня-пылу много, а жару нет. Горит весело, а блинов не испечешь". И ведь так и есть )
Любопытно еще, что "кержачок" - это уменьшительное от "кержак" - представитель этнографической группы, названной по местности, название которой произошло от реки Керженец в Нижегородской области.
Следующая книжечка тоже на скрепке, но уже современного издания, которая и сейчас свободно продается. Ориентирована на возраст 6+ и это оправдано, т.к. текста в ней довольно много. Но сюжеты интересные, познавательные. Единственное, мне режет слух в сюжете такое выражение: "мы его домой принесли и свежевать начали" (речь о медведе). Просто я, в отличие от автора, не охотник, и для меня это дико. Но этот момент можно вполне заменить или вообще опустить. Просто хотела предупредить, что такое имеет место быть. К тому же, у других наших писателей, в т.ч. и классиков, похожие моменты встречаются... Все-таки в начале 20 века автор жил...
"Сказки лесной стороны", изд. Облака, 2018г.
Возраст 6+.
Это сборник замечательных, необыкновенно добрых и поэтичных сказок Сергея Васильевича Афоньшина. В книгу вошли три сказки: «Как дуб крепости набрался», «Как человек мёд добыл», «Откуда у дятлов красные шапки».
В сказке "Как человек мёд добыл" забавно рассказывается, как один мужичок подсмотрел за медведем, что в улье на дереве есть что-то вкусное и полез туда сам. Но предварительно постучал топором по дереву, чтобы спугнуть медведя ) А сподвигла на такой подвиг охотника его жена, котрой сон приснился о сладком и тягучем киселе. По словам мужичка, сон был хороший, но стал плохим, как только его пчелы стали жалить ) Хорошо ему от пчел досталось, еле выжил, но всем домочадцам так понравился мед, что решено было его весь забрать. Но он развел дымный огонь, и на этот раз все обошлось.
"С той поры у пчеловодов с косолапым идет вражда, а все из-за меда. И теперешние медведи, забредя на пасеку, стараются перевернуть вверх дном все ульи".
Сказка учит, что любопытство может привести к неожиданным последствиям.
В сказке "Как дуб крепости набрался" о дубе, который, по легенде, "наливается силой" от песни мужичка-киржачка. Это происходит в лесах Заволжья. Интересно, что повествование ведется от лица этого самого дуба ) И затрагивается необычная тема - влияние песни, звуков на природу.
А в сказке "Откуда у дятлов красные шапки" рассказывается о том, как отец придумал, как отвадить черного дятла от их избушки, когда его дочка заболела корью. Он поймал чёрного дятла, который наполовину вдолбился в бревно их избы, что только хвост наружу торчал, и макушку его выкрасил в красный цвет. Когда краска подсохла, он открыл в окне подзоринку (это форточка по современному, но которая располагалась внизу) и выпустил дятла на волю с напутствием: «Расписал дятлу макушку, чтобы не студил нашу избушку! Стучи в лесу по пенечкам, не пугай мою дочку!». С тех пор чёрные дятлы полюбили красные шапки и больше к избушке не прилетали, и никого своим стуком не тревожили.
А почему, оказывается, отец хотел дятла отвадить от дома... По-моему мнению, это как раз самое интересное. Оказывается, в те времена считалось, что дятел на стене — недобрая примета. А все дело в том, что его стук "тук-тук" был похож на стук клюки злой хвори Корихи (считалось, что именно она заражает корью).
Книжка ярко проиллюстрирована известным художником Ярославом Манухином, в рисунках которого акцент сделан на проработанные детали и детализированные образы.
Следующая книжка "Сказ про Семёна-ложкаря" о легендарном герое народного эпоса Нижегородского Заволжья. По легенде, именно с него началось основание села, а потом и города Семёнов. А от учеников Семена Ложкаря пошли династии мастеров-ложкорезов, которые сделали город Семенов центром производства деревянной посуды в России.
Так, Сергей Афоньшин не только о природе и животных писал, но и прославлял народные промыслы своего края. Книжку интересно будет читать детям не раньше 6 лет точно, а то и позже, т.к. это не сказка, а сказ. Текст непростой, легенда местами грустная и написана языком настоящего такого сказа, много старых слов используется. Но зато очень красивым певучим языком. Вот, например, пару фраз:
"Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем".
Или вот:
"Перед весенней распутицей, по последней зимней дороге к Семену царские обозники с думным дьяком приехали и спрашивают:
— Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?"
"Сказ про Семена-ложкаря", изд. Кварц, 2005г.
Возраст 6+.
Писатель сумел в яркой, занимательной форме рассказать о временах, когда зародилось знаменитое семеновское ложкарное искусство. Издание содержит объяснения старинных слов, которые могут быть непонятны юным читателям.
Из книжки также интересно узнать, что из себя представляет "лёгкая нарядная ложка", или что "кулига" - это лесная поляна или часть поля, расчищенная для земледелия. А еще интересно, почему отдавали предпочтение именно деревянной ложке даже цари: при еде не обжигала губы, как серебряная, а после еды не зеленела, как медная ложка.
А изумительные рисунки нарисовала семеновская художница, мастер хохломской росписи, заслуженный художник Российской Федерации Нэля Ушакова, которая является художником творческой лаборатории ЗАО "Хохломская роспись".
Переходим к самой "возрастной" книжке подборки - сборнику из 9 заволжских легенд в литературном пересказе, бережно собранных и изданных Сергеем Афоньшиным. Т.к. это уже именно сказы, а не сказки, то они будут понятны уже школьникам, не раньше.
"У голубого Светлояра", Волго-Вятское книжное издательство, 1972г.
Возраст 7+.
Книга переносит читателя в мир старинных сказаний и преданий, передаёт атмосферу прошлого и богатство культурного наследия Заволжья.
В сборнике на 104 страницах разместились следующие произведения:
«Сказ о яростном олене», «Сказ о счастливой подкове», «Сказ о башне Белокаменной», «Про Семёна Ложкаря», «Городецкий пряник», «Злой конь Батыя», «Клад атамана Нечая», «Тальянка богомаза», «У голубого Светлояра».
В сказках Сергея Афоньшина меня покорила самобытность, его необычное видение природы сплетенное с услышанными когда-то сказами и легендами, его лиричные объяснения ее чудес и замечательный певучий русский язык. При прочтении его сказок всплывала мысль: ну надо же такое придумать. А что, ведь может быть и так, почему бы и нет ) Его сказки с неожиданными объяснениями тех или иных природных чудес, с познавательными моментами, наблюдениями и мягким юмором. Также часто в его произведениях встречаются старинные слова, но их немного, читать совершенно не мешают, как порой у других авторов, а наоборот, незаметно расширяют словарный запас.
А закончить статью хочу вот такими замечательными строчками Олега Леонидовича Кораблёва, педагога, историка, краеведа, соседа С. Афоньшина, близко с ним знакомого и написавшего книгу о его жизни и творчестве:
Где-то в лесном Чернозёрье,
В глуши у медвежьей реки
Жил человек неолита,
Об доску стирая мелки.
Сколько забытых преданий
Ему удалось оживить –
Не от научных заданий,
А от желанья творить.
Там, где купцами проложен
Путь на Макарьевский торг,
Край этот в сказах изложен,
В душах рождая восторг.
В книжные строки он верил,
Смело за честность стоял,
Округу шагами измерил
И в страшной войне устоял.
За вымысел в сказах хвалили,
За правду могли оболгать.
Родители чад непослушных
Грозились его наказать.
Ему ли бояться такого?
Такое ли он пережил?
Раз нет, и не будет покоя.
Выходит, того заслужил.
Им помнятся многие ветры,
Что были враждебны подчас.
Менялись лишь только портреты,
Со стен озираясь на нас.
Он всех приучил понемногу
На сказку, как жизнь, посмотреть,
Где каждому – чудо в подмогу,
Где вещая сила – терпеть.
Его путь земной завершился,
Уж новый рождён «чудодей».
И в лике своём обновился
Царь леса и птиц Берендей.
Но мыслей и слова, как семя,
Век новый даёт нам наказ:
Читайте во всякое время
Сергея Афоньшина сказ.