Автор: Любовь Николаевна Сафонова, пластический хирург высшей категории
Пациент, который пришёл в клинику пластической хирургии, чтобы устранить беспокоящую его проблему, в итоге получает объёмный список и… соглашается на две и более операции. Давайте разберёмся, как под обещаниями «вернуть былую красоту» лица и тела скрывается агрессивный маркетинг, цель которого — максимизация продаж и повышение рентабельности бизнеса, которые ни к клятве Гиппократа, ни к профессиональному кодексу медика отношения не имеют.
👉 Тг канал
Можно ли распознать в предлагаемом списке обоснованные медицинские рекомендации и отказаться от процедур и операций, которые нужны не вам, а владельцам клиники?
Пластическая хирургия в России: кто, что и как делает
Российский рынок пластической хирургии переживает период бурного роста. Открываются всё новые и новые клиники, а в списках процедур вместе с понятными и уже привычными операциями появляются и «новые». Например, ритидэктомия: по сути, это всё та же подтяжка лица, но как инновационно звучит!
Диапазон цен тоже ставит рекорды — попадаются как подозрительно низкие, так и заоблачно высокие. Все эти странности — результат всё более жёсткой конкуренции, которая заставляет клиники идти на различные маркетинговые уловки, чтобы привлечь пациентов. К сожалению, их «уникальные торговые предложения» в рекламных материалах не всегда коррелируют с качеством оказываемых услуг. Собственно, вы такое наверняка уже видели и на других бурно развивающихся рынках.
Как выбрать надёжную клинику пластической хирургии и не переплатить
Первый и самый простой критерий — помещение, где проводятся пластические операции. Его оснащённость прямо влияет на уровень ответственности организации и потенциальный результат вашего с ней взаимодействия. Конечно, скальпель в руках держит хирург, но условия работы и наличие современного оборудования играют очень большую роль.
Простой кабинет пластической хирургии в косметологической клинике, скорее всего, обеспечит лишь базовые процедуры и ограниченную экстренную помощь.
Отделение пластической хирургии в составе крупной многопрофильной больницы — следующий уровень. Оно обеспечивает доступ к смежным специалистам и по необходимости — к реанимации, но обычно не может похвастаться комфортом и уровнем сервиса. Такие отделения ориентированы в большей степени на сохранение или восстановление здоровья, нежели на красоту.
Специализированный центр пластической хирургии, как правило, имеет современное оборудование, а также собственную операционную и анестезиологическую службу, сочетая высокую квалификацию врачей с высоким уровнем комфорта и сервиса. Такой комплексный подход гарантирует необходимую безопасность и позволяет надеяться на качественный результат. Сюда обычно обращаются здоровые люди именно за эстетической коррекцией своей внешности.
Как найти честные отзывы о клиниках пластической хирургии
Когда возникает проблема, рынок находит решение. Сегодня существуют независимые площадки, которые проверяют отзыв каждого пациента. На таких сервисах нет платной рекламы конкретных клиник или врачей. За каждым опубликованным отзывом — проверенная документация о предоставленных медицинских услугах. Отзывы, которые опубликованы на сайтах клиник, обычно не являются точным отражением реальности: это могут быть и «воображаемые» клиенты, и те, кто за свой отзыв получил неплохую скидку. А если клиент оказался недоволен, то его негативный отзыв оказывается удалён администратором сайта.
Фотографии результатов пластических операций, которые используются в отзывах, тоже иногда оказываются манипуляцией. Определённый наклон головы, который удвоит складки подбородка на фотографии «до» или намеренно яркое освещение, выбранное для фотографии «после» — эти нехитрые приёмы могут создать необъективное впечатление. Увидев такие трюки с фото, вы должны задуматься о том, насколько клиника в принципе честна со своими клиентами.
Как сказать «нет» и отказаться от навязанных услуг
Подготовка к визиту в клинический центр пластической хирургии — самый важный этап и основа не только успешного результата, но и вашей финансовой и психологической безопасности. Ваша главная задача — осознавать свой интерес и не забывать, зачем вы сюда пришли. Попросту говоря, не оказаться «телёнком», которого искушённый «пастырь» ведёт по своей воронке продаж.
Видеть цель, знать ориентир
Ваша цель — ваш единственный повод для обращения к пластическому хирургу. Вы должны чётко сформулировать её для себя, например, «я хочу исправить вот эту конкретную проблему, получить вот такой конкретный результат». Тогда любые попытки навязать вам ненужные процедуры будут сразу бросаться в глаза и вы сможете уверенно ответить: «Вообще-то у меня такой задачи нет». Конечно, пациент всегда хуже хирурга разбирается в анатомических особенностях своего собственного тела, и может случиться так, что предлагаемая услуга действительно необходима. Например, при сильном опущении бровей блефаропластика будет малоэффективна — и врач должен будет аргументированно убедить пациента, почему желанный результат требует дополнительных усилий.
Находите независимые источники информации. Порыскайте по авторитетным медицинским порталам, покопайтесь в научных журналах, изучите отзывы на независимых форумах. Маркетинг клиник часто педалирует «модные тренды» и изобретает проблемы, которых конкретно у вас нет. Например, разрез на нижнем веке оправдан только при наличии фестонов (жировых пакетов, поддерживаемых круговой мышцей глаза, которые с возрастом становятся более заметными и придают лицу уставший вид), а в других случаях может привести к вывороту нижнего века.
Вам нужны самообладание и психологическая устойчивость. Те, кто используют агрессивный маркетинг, будут пытаться играть на вашей неуверенности и страхах. Если вы сильно страдаете от внешнего несовершенства, постарайтесь не забывать, что скальпель «не в тех» руках может усугубить вашу ситуацию. Решение конкретной эстетической проблемы влияет на психику пациента и оставляет след на всю жизнь — и он может оказаться как позитивным, так и негативным.
Хирург, понимающий в маркетинге — не равно хороший хирург
Убедитесь, что хирург имеет лицензии и сертификаты (в России у него должен быть действующий сертификат по специальности «Пластическая хирургия»). Если клиника отказывается предъявлять документы, а пациент всё равно настаивает, то он рискует попасть в список нежеланных клиентов не только этой клиники, но и других клиник тоже, поскольку в одном регионе они часто ведут общий «чёрный список». Поэтому, не увидев документов, лучше сразу уходите и ищите медицинскую организацию, где всё прозрачно и находится в открытом доступе.
Проанализируйте портфолио. Ищите фото случаев, максимально похожих на ваш, а не просто эффектных. Хорошим знаком будут фото «до/после», сделанные при одинаковом освещении, без следов грима или фотошопа.
Сходите на несколько консультаций к 2-3 разным хирургам. Обращайте внимание на то, насколько подробно врач отвечает на ваши вопросы на понятном языке, а не жонглирует медицинскими терминами, предупреждает ли он о возможных рисках и осложнениях, насколько легко он даёт обещания «сотворить чудо». Убедитесь, что в процессе общения с этим человеком вы чувствуете себя комфортно — от этого зависит и комфорт в операционной.
Хороший хирург прямо скажет обо всех возможных вариантах, даже если пациенту такая «правдивость» будет неудобна. Яркий и частый пример — желание пациентки установить каплевидные конкретные импланты (дорогие и «модные» в результате массированного пиара конкретных производителей). Но они — никак не панацея и не гарантия красивой формы груди. К тому же работа с ними требует особой точности расчёта и моделирования, а этим в совершенстве владеет далеко не каждый пластический хирург. Всегда спрашивайте себя: усложнение операции — это жизненная необходимость или желание клиники подзаработать за ваш счёт?
Деньги любят счёт: проверяйте все условия
У каждой клиники свои формы расчетов. Вы вправе потребовать, чтобы вам дали построчное подробное объяснение сметы. Если процедура предоставляется по системе «все включено», всё равно лучше заранее узнать, потребуется ли вам потом оплачивать медикаменты, перевязки и компрессионное белье.
Рассрочка или кредит. Если операция проводится на таких условиях, вам нужно уточнить, беспроцентная ли это рассрочка от самой клиники или кредит от банка-партнёра. Изучите договор на предмет скрытых комиссий и страховок — тот самый мелкий текст.
«А давайте сделаем ещё вот это?» — классический пример upsell (допродажи), когда предлагаются дополнительные процедуры. Обязательно выясните, насколько это сейчас необходимо и можно ли это сделать позже.
Обследование и диагностика: как не заплатить лишнего
Бывает, что клиника настаивает на дорогостоящей комплексной диагностике. Спросите хирурга, какие из этих анализов критичны для безопасности именно для вашей операции. Часто выясняется, что можно обойтись стандартным набором.
Сходите на консультацию к терапевту или смежному специалисту, его заключение поможет вам отказаться от ненужных процедур. Важно при этом не забывать, что пластический хирург и, например, гинеколог, могут работать в одной сфере, но знания и опыт каждого из них лишь дополняют, а не отменяют друг друга.
Как подготовить организм к пластической операции
Вам могут предложить дорогие витаминные комплексы или БАДы, которые доступны «эксклюзивно только в нашей клинике». Покажите этот список своему хирургу. В 99% случаев он скажет, что достаточно обычного правильного питания и нескольких недорогих стандартных препаратов.
Другой часто «впариваемый» товар — «особое» компрессионное белье. Уточните у хирурга точные требования, класс компрессии, модель, производителя. Часто такое бельё можно купить в аптеке или ортопедическом салоне дешевле, чем в клинике. Помните: главное — параметры и медицинские показания, а не бренд!
В наше время принцип «все включено» понемногу стал стандартом для центров пластической хирургии. Поэтому принципиально важно спросить, что НЕ входит в указанную цену. Хорошая клиника пластической хирургии включает в стоимость все послеоперационные процедуры вместе с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
Красные флажки: родимые пятна агрессивного маркетинга
Вот что должно вас насторожить ещё до первичного визита в клинику:
- слишком низкие цены относительно среднерыночной стоимости на конкретную процедуру;
- упор на акции и «подгоняющие» скидки типа «только сегодня» или «только до 31 ноября» — уважающие себя клиники такие приёмы не используют;
- отсутствие конкретики, размытые формулировки вместо названий методик и имён хирургов.
Это может быть признаком того, что в клинике работают начинающие специалисты, и низкая цена обусловлена отсутствием должного опыта. Это не обязательно значит, что врач плохой. К сожалению, владельцы клиник часто ориентируются только на финансовые результаты, и врачи у них работают «под давлением», в стесненных условиях («в этом месяце нужно выполнить не меньше десяти операций» и т.д.). Обращаться в такие клиники — это большой риск.
Договор на пластическую операцию: на что смотреть
Договор оказания медицинской услуги по пластической, реконструктивной и эстетической хирургии — юридический документ, который не даёт врачу права отклониться от первоначального плана. В нём обязательно должны быть следующие разделы.
- Точное название операции. Например: не «комплексная подтяжка», а «SMAS-лифтинг нижней зоны лица».
- Полный перечень процедур. Сюда должны входить: сама операция, анестезия, пребывание в палате, компрессионное белье. Уточните, как изменится стоимость, если в ходе лечения потребуется скорректировать первоначальный план.
- ФИО пластического хирурга и анестезиолога.
Уточните порядок расчетов и условия оказания услуг, спросите, как организовано послеоперационное наблюдение и что в него входит.
Подводные камни: о чём нужно спросить хирурга обязательно
Пациент (если, конечно, он сам не является пластическим хирургом) не может знать всех тонкостей вопроса, с которым он обращается. Но так или иначе проверить компетентность специалиста можно.
Рассмотрим несколько примеров.
Если специалист обещает «не трогать нос, а только уменьшить кончик», это должно вызвать подозрение. Чтобы получить эстетически достойный результат, в процессе операции нос «разбирается на детали» и собирается вновь.
Если груди у пациенток в портфолио клиники широко расставлены, это может свидетельствовать о неумении или нежелании хирурга стараться как следует, ведь отслаивание кожи от грудины требует навыка и физической силы.
При лабиопластике удаление «лишнего» — это ещё не всё. Специалист высокого уровня сделает «выкройку» и подгонит все ткани друг к другу, а не только сделает резекцию.
Подобных вопросов много и обычно они сложные. Именно поэтому постарайтесь предварительно досконально изучить вопрос самостоятельно.
Конечно, у такой въедливости есть и обратная сторона: опытный хирург не обязательно пойдёт на поводу у пациента и не будет ориентироваться на результат «дочери маминой подруги»: он беспристрастно оценит исходные данные и даст свои рекомендации.
Заключение
Здоровье и внешность индивидуальны и драгоценны, так что постарайтесь не вестись на «красивую упаковку» клиники. Доверяйте только фактам: документам, реальным отзывам, портфолио и профессионализму хирурга во время консультации. Время, которое вы потратите на изучение клиники или центра пластической хирургии и нюансов предстоящей процедуры — это лучшая инвестиция в результат и ваше душевное спокойствие.
И ещё. У врачей существует неписаное правило: хороший хирург не будет работать в плохой клинике. Начинающий — да, возможно, но тогда и он, и вы должны адекватно оценивать ваши шансы.
Не забудьте, что от последствий неудачной работы с телом пострадает и душа. Поэтому доводы типа «дёшево/удобно/быстро/модно» лучше не принимать в расчёт, а вместо этого честно ответить себе на вопрос: готов ли я отдать свое единственное любимое тело в руки этому человеку? Если «нет» или «не знаю» — ищите другого, «своего» врача или клинику, в которых вы будете уверены на 100%.