По определению, начало фильма является катализатором его истории. При правильном подходе оно представляет главных героев или угрозы, задаёт темы и задаёт тон всему последующему. Немногие фильмы воплощали этот принцип так мощно, как «Крёстный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Благодаря начальной сцене, точной копией романа Марио Пьюзо, первые 25 минут фильма знакомят зрителя с семьёй Корлеоне и её бизнесом, мгновенно задавая два столпа истории.
Первые 25 минут «Крестного отца» задают тон всему фильму
«Крёстный отец» открывается монологом Бонесеры (Сальваторе Корситто), в котором он обсуждает нападение на свою дочь и жажду справедливости. В этом монологе раскрываются многие темы фильма. Первые слова Бонесеры: «Я верю в Америку. Америка принесла мне богатство», — раскрывают как его веру в свою новую родину, так и её практическую подоплеку. Сразу же связывая Америку с материальным успехом, фильм начинает свой анализ капитализма и американской мечты, особенно в контексте иммигрантов начала XX века. Идея Америки и вера в её перспективы проходят красной нитью через весь фильм. Даже здесь повторение слов «Америка» и «американец» в речи Бонесеры подчёркивает её важность как центральной темы.
Сложные отношения Бонасеры с Америкой становятся яснее по мере того, как он говорит. Он верит в неё, но эта вера носит условный характер. Когда он говорит: «Она нашла себе парня, а не итальянца», за его словами сквозит разочарование. Он терпит выбор дочери во имя современной свободы, но испытывает противоречивые чувства. Бонасера гордится тем, что дарует дочери независимость, но всё же смотрит на неё сквозь призму контроля и традиций. Он также считает, что Америка её развратила. Он пытался воспитать её как американку, но в рамках старосветских принципов чести, объясняя: «Я дал ей свободу, но научил её никогда не позорить свою семью». Когда он позже говорит: «Она сопротивлялась. Она сохранила свою честь», становится ясно, что он видит её страдания как результат столкновения этих убеждений с коррумпированным обществом. Даже такие детали, как мужчины, «заставляющие» её пить виски, символ американского порока, усиливают его ощущение вины самой Америки.
Этот монолог предвещает основную арку «Крёстного отца». Путь Бонасеры от веры в Америку к подчинению мафии отражает путь Майкла Корлеоне. Представленный вскоре как американский герой войны, Майкл постепенно отказывается от идеалов страны в пользу власти своей семьи. В начальной сцене, обсуждая бизнес своего отца с Кей, он рассказывает историю о том, как Вито помогал Джонни Фонтейну в начале его карьеры. Он объясняет, что когда руководитель группы не хотел отпускать Джонни по контракту, его отец и Лука Брази навестили его, и в течение часа отставка была подписана за чек всего на 1000 долларов. Когда Кей спросил, как ему это удалось, Майкл ответил:
«Мой отец сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться. Лука Брази приставил пистолет к его виску, и мой отец заверил его, что на контракте будут либо его мозги, либо его подпись. Это правда. Это моя семья, Кей, это не я».
Последняя фраза Майкла — одна из самых важных в начале фильма. Она укрепляет авторитет и контроль Вито, но, что ещё важнее, она устанавливает конфликт между семьёй и бизнесом. Рассматриваемая в контексте всего фильма, эта фраза раскрывает преданность семьи Корлеоне друг другу. Майкл никогда не намеревался быть частью мира своего отца, но его любовь и покровительство в конечном итоге привлекли его. Его слова предвещают его трансформацию из человека, дистанцирующегося от преступного бизнеса своей семьи, в того, кто возглавляет его по необходимости. К концу фильма он становится тем самым, к чему обратился Бонасера, олицетворением подпольного порядка, который заменяет нарушенные обещания Америки.
В первой сцене «Крестного отца» закладывается моральный кодекс Вито
Во время своего монолога Бонесера объясняет, что нападавших на его дочь отпустили, поэтому он обратился к дону Корлеоне, надеясь, что Крёстный отец поможет его семье и дочери добиться справедливости. На вопрос, чего именно он хочет, Бонесера отвечает, что хочет, чтобы нападавшие были убиты. Вито отрицает это, заявляя: «Это не справедливость. Твоя дочь всё ещё жива». Позже, согласившись исполнить желание Бонесеры заставить нападавших страдать так же, как страдает его дочь, Вито поворачивается к Тому Хагену и говорит: «Мы не убийцы, что бы ни говорил этот гробовщик».
Хотя заявление дона Корлеоне на первый взгляд может показаться лицемерным, за его, казалось бы, противоречивым заявлением стоит логика. Вито отклонил просьбу Бонасеры по уважительной причине: он считает убийство и предательство совершенно разными вещами. Для него убийство — часть бизнеса, и любой, кто связан с мафией, должен понимать смертельные последствия, которые влечет за собой эта территория. Но лишение жизни по личным причинам, по его мнению, не является правосудием. Поскольку дочь Бонасеры выжила, Дон рассматривает убийство нападавших как акт мести, а не как справедливое обращение. Будучи человеком, добившимся всего сам и выбравшимся из нищеты после эмиграции с Сицилии, Вито, возможно, и не следует закону, но он придерживается своего собственного кодекса правосудия.
Убеждение Вито в том, что он не убийца, а просто выполняет необходимые дела, подкрепляется тем фактом, что он не принимает прямого участия во многих убийствах на протяжении фильмов. Самые печально известные акты насилия, такие как убийство Солоццо и резня во время крещения, совершаются другими. Майкл становится более безжалостным и изменчивым, чем когда-либо был его отец. В то время как трилогия исследует циклическую природу насилия и влияние организованной преступности, действия Вито направляются контролем. Те немногие убийства, которые он курирует, как, например, убийства Фануччи и Чиччо во второй части, все еще являются необходимыми деловыми действиями. Дон Корлеоне живет по невидимой границе, которую он для себя установил, и ее нарушение превратило бы его в оправданные убийства.
Свадьба демонстрирует пересечение семьи и бизнеса в мире Корлеоне
Большую часть первых 25 минут фильма «Крёстный отец» занимает свадьба Конни Корлеоне и Карло Рицци. Эта сцена важна не только тем, что служит идеальным фоном для представления каждого из персонажей, но и тем, что показывает обе стороны жизни дона Корлеоне. В своём кабинете он — бизнесмен, раздающий одолжения и мстящий за обиды своих самых близких друзей. Однако в саду он — примерный семьянин, празднующий свадьбу своей единственной дочери.
Семья – важнейшая часть жизни дона Корлеоне, и он ясно даёт понять Джонни: «Человек, который не проводит время с семьёй, никогда не станет настоящим мужчиной». Сцена свадьбы прекрасно демонстрирует это пересечение семьи и бизнеса, показывая, как два мира Вито сосуществуют и влияют друг на друга. Несмотря на сомнительные деловые связи, Вито предстаёт любящим отцом. Он переживает внезапную смерть Сонни, поддерживает Фредо, несмотря на его инвалидность, играет с внуком в последние минуты его жизни и наставляет Майкла, когда тот начинает брать на себя управление.
Некоторые могут утверждать, что сопоставление сцен в саду и офисе превозносит и очеловечивает персонажей, оправдывая их поступки, но важно учитывать контекст. Вито, несомненно, любящий отец, поэтому решимость Майкла защитить его в конце фильма понятна. В то же время, действия Вито имеют свою цену, и весьма значительную. Сонни, которого изначально предполагали наследником империи отца, Вито ухаживает за ним, что в конечном итоге приводит к его смерти в середине фильма. Важность свадебной сцены заключается в том, как она наглядно демонстрирует обе стороны жизни Вито и как они пересекаются. В саду он окружен семьей, празднует и укрепляет узы верности, любви и доверия. В офисе он — влиятельный человек, распоряжающийся одолжениями, добивающийся уважения и осуществляющий контроль. Коппола показывает, что эти два мира не разделены, а взаимосвязаны. Сила и сплоченность семьи поддерживают мощь и размах его бизнеса, а авторитет, которым он обладает в бизнесе, обеспечивает безопасность и стабильность его семьи.
Эта связь между двумя сторонами жизни Вито становится ещё более очевидной в танце отца и дочери с Конни, пожалуй, одном из лучших переходов в истории кинематографа. Пока они танцуют, фильм переходит к Тому Хагену, который отправляется на встречу с режиссёром, отказывающимся дать Джонни Фонтейну роль в своём фильме. Как известно поклонникам, именно этот режиссёр особенно интересуется лошадьми. Переход между двумя сценами исключителен, и ни один другой переход не демонстрирует столь явного сопоставления любви Вито к семье и деловых отношений.
В целом, первые 25 минут «Крёстного отца» – это кинематографическое совершенство. Они эффектно представляют обе стороны семьи Корлеоне, закладывают основу для развития Майкла в дальнейшем и устанавливают кодексы и правила мира Вито. Мало какая начальная сцена может сравниться с тем, что предлагает Коппола. Свадьба, мольба Бонасеры, неодобрение Майкла – к концу начальной сцены зрители уже понимают, кто эти люди, что ими движет и чего это в конечном итоге будет стоить. «Крёстному отцу» удаётся создать целый мир за 25 минут, и этот мир до сих пор остаётся непревзойдённым в криминальном кино.