Если вы думаете, что «Волга» - это исключительно прямоугольный ретро-автомобиль с хромированными бамперами из советской эпохи, то знакомство с ГАЗ-3111 может сильно пошатнуть ваше представление.
Этот автомобиль почти забытый артефакт рубежа тысячелетий: амбициозный, противоречивый и в каком-то смысле последний полноценный эксперимент Горьковского автозавода по созданию российского бизнес-седана нового уровня.
Ниже - подробная история, «начинка», причины провала и наследие модели. Поехали!
Советую ознакомиться:
Как купить авто за границей и сэкономить 1 000 000 ₽ — показываю на примере Mazda CX-5
Откуда он взялся: идея и концепция
В 1990-е годы ГАЗ переживал драматические трансформации: конкуренция с импортом, падение рынков и попытки модернизации. На фоне этого заводу нужна была «новая» Волга - автомобиль, который бы выглядел современно, предлагал комфорт и технологии уровня западных конкурентов и мог претендовать на класс бизнес-седанов.
Так родилась концепция семейства, включавшего индекс 3111 - не просто очередной рестайлинг, а попытка сделать «Волгу XXI века» с ABS, климат-контролем, автоматической коробкой, возможностью установки V6/V8 и кожаным салоном.
Первый публичный показ прототипов состоялся в 1998 году.
Внешность и идея «неоклассики»
Дизайн ГАЗ-3111 - это смесь «неоклассики» и модерна: стилистические отсылки к легендарной ГАЗ-21 (плавные формы, «каплевидные» фары), но в современной обёртке 1990-х/2000-х. Автомобиль пытался выглядеть «по-европейски» и одновременно не терять связь с брендом.
Результат вышел спорным: некоторые восприняли «лицо» 3111 как удачное переосмысление, другие, как слишком гибридное и даже «невнятное».
В любом случае - это был смелый шаг, а не очередной косметический рестайлинг.
Техническая платформа и «что под капотом»
Хотя автомобиль декларировался как перспективный и «готовый» для мощных моторов, серия столкнулась с реальностью - для серийных машин использовались в основном проверенные российские агрегаты.
В зависимости от версии на машину устанавливали:
- рядные 4-цилиндровые бензиновые моторы ЗМЗ (2,3–2,5 л, 136–155 л.с.);
- на отдельных экземплярах - импортный 3,4-литровый Toyota V6 (5VZ-FE);
- тестировались и дизели.
Подвеска - независимая спереди, сзади… старые добрые рессоры. Да, немного диссонанс, если говорить о бизнес-классе. Но ГАЗ всегда умел сочетать несовместимое.
Производство, цена и крах проекта
Планировалось массовое производство (десятки тысяч в год) и позиционирование против европейских седанов. На практике всё сложилось иначе:
- премьера и мелкосерийное производство начались в конце 1990-х, но полноценный запуск так и не состоялся;
- высокая себестоимость и космическая цена делали 3111 неконкурентоспособной;
- после смены владельца ГАЗа в начале 2000-х проект был сильно урезан; в итоге выпущено лишь несколько сотен (по разным источникам от 300 до 500 экземпляров) - фактически это просто предсерийная партия.
Но главная причина провала - это высокая цена. Изначально планировалось, что ГАЗ-3111 будет стоить около 8 тысяч долларов - для сравнения, новый ВАЗ-2109 тогда оценивался примерно в 5 тысяч. Казалось бы, немного дороже обычной «девятки», но всё ещё разумно для новинки с такими амбициями.
Но на практике ГАЗовцы сильно промахнулись с ценой - почти в два раза! В итоге за новую «Волгу» просили почти 16 тысяч долларов. И вот тут всё стало очевидно: за такие деньги автомобиль никому не нужен. Даже чиновникам, которые традиционно считались основными покупателями Волг, 3111 показалась слишком дорогой.
Чем ГАЗ-3111 был лучше других «Волг»
На мой взгляд, это лучшая «Волга» по нескольким пунктам:
- По замыслу это была не очередная мелкая модернизация, а новая архитектура и уровень оснащения - шаг к европейским стандартам комфорта и безопасности.
- Дизайн и интерьер - попытка вернуть премиальный образ «Волги» без прямой кальки с западных автомобилей; это была попытка национальной идентичности в формате бизнес-кара.
- Технические решения - полностью независимая передняя подвеска, улучшенная рулевая, совместимость с импортными двигателями - дали основу, которую можно было бы развивать дальше.
Именно сочетание амбиций, дизайна и (возможной) технической гибкости делает 3111 для многих энтузиастов эстетическим и инженерным «лучшим» воплощением Волги в истории завода - но не коммерчески успешным.
Наследие ГАЗ-3111
Даже как «проект-провал», 3111 оставила практическое наследие:
- её решения и стилистика повлияли на последующие фейслифтинги «Волги» (например, оформление передка в 31105);
- модель стала объектом интереса коллекционеров - редкость + оригинальный дизайн делают её заметным экспонатом на ретро-слётах и в частных гаражах;
- 3111 - важный кейс «что могло бы быть», полезный для понимания ограничений автопрома постсоветской России конца XX - начала XXI века.
Сколько стоит машина сейчас
Если вам повезёт увидеть 3111 на дороге - приготовьтесь к смешанным реакциям: от искреннего восхищения «старинной-новой Волгой» до насмешек над «странной мордой».
Если у вас есть большое желание, то даже сегодня ГАЗ-3111 можно приобрести на вторичке. На авто.ру сейчас висит 9 объявлений о продаже. Стоимость варьируется от 560 000 до 6 877 000 рублей.
Советую прочитать:
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, то поставьте лайк, поделитесь ей в соцсетях и подпишитесь на канал. Мне будет приятно!