Найти в Дзене

Годами бьют сервизы, ссорятся и получают удовольствие: как мы «играем в прятки» в отношениях

Всем знакома игра в прятки. В чем ее смысл? Конечно, в том, чтобы нас нашли. Можно спрятаться невероятно хорошо, но зачем, если ты так и останешься сидеть в укрытии, а значит, не получишь весь спектр внимания, сопутствующий «нахождению»: радости, удивления, вопросов, как ты догадался сюда залезть, перепалок, что здесь прятаться нельзя и т.п. Люди зачастую играют в такие «прятки» в отношениях: ссоры, скандалы, «сборы чемоданов», измены – то, чего всем хотелось бы избежать. Но только на первый взгляд. Для многих это – психологическая игра. Смысл ее – получить от партнера ожидаемую реакцию. Суть игры в том, что у нее есть явная цель (чтобы не нашли) и скрытая, настоящая цель (чтобы нашли). Так и здесь: человек собирает чемоданы, грозясь уйти навсегда, и его внешняя цель, которую он транслирует – уйти. А на самом деле он своим поведением добивается, чтобы его уговаривали остаться. Если уговаривать не будут или если, скажем, он приходит домой, а его чемоданы уже выставлены за дверь без е

Всем знакома игра в прятки. В чем ее смысл? Конечно, в том, чтобы нас нашли.

Можно спрятаться невероятно хорошо, но зачем, если ты так и останешься сидеть в укрытии, а значит, не получишь весь спектр внимания, сопутствующий «нахождению»: радости, удивления, вопросов, как ты догадался сюда залезть, перепалок, что здесь прятаться нельзя и т.п.

Люди зачастую играют в такие «прятки» в отношениях: ссоры, скандалы, «сборы чемоданов», измены – то, чего всем хотелось бы избежать. Но только на первый взгляд. Для многих это – психологическая игра. Смысл ее – получить от партнера ожидаемую реакцию.

Суть игры в том, что у нее есть явная цель (чтобы не нашли) и скрытая, настоящая цель (чтобы нашли).

Так и здесь: человек собирает чемоданы, грозясь уйти навсегда, и его внешняя цель, которую он транслирует – уйти. А на самом деле он своим поведением добивается, чтобы его уговаривали остаться.

Если уговаривать не будут или если, скажем, он приходит домой, а его чемоданы уже выставлены за дверь без единого слова – игра теряет смысл, так, как если бы он спрятался и просто просидел за диваном до ночи.

-2

В игре есть установленные партнерами правила: где-то более жесткие, а где-то менее. Например, в какой-то семье супруги играют «в измену»: муж донжуанствует, зная, что по условиям игры, жена будет ругать его, но всегда принимать обратно.

Оба партнера получают «вознаграждение» – так американский психолог Эрик Берн, который, собственно, выделил игры как феномен, называет ощущения, мысли и возможности, предоставляемые участникам игрой. Вознаграждения существуют разных видов: биологическое, экзистенциальное, внутреннее и внешнее психологическое, внутреннее и внешнее социальное.

Например, у жены есть усвоенная еще в детстве установка: «все мужчины изменяют». Прощая донжуанствующего мужа, она получает подтверждение тому, что ее установка верна – это экзистенциальное вознаграждение.

-3

Муж зарабатывает адреналин, скрывая свои похождения – это внутреннее психологическое вознаграждение. Затем он попадается и находит подтверждение, что ему можно «пошалить», но он все равно любим и принят – это внешнее психологическое вознаграждение. Жена получает возможность почувствовать себя жертвой, которая благородно прощает злодея – это внутреннее социальное вознаграждение.

А когда она расскажет о своем благородстве подругам и услышит их сочувственные возгласы – это станет внешним социальным вознаграждением (подробнее о вознаграждениях можно почитать в книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди»).

В этом контексте пословица «Милые бранятся – только тешатся!» зачастую приобретает новый смысл.

Такие игры, как правило, начинаются в детстве. Наверное, почти каждый сталкивался с ситуацией, когда очень просил родителей купить игрушку, а они отвечали, что денег нет. Но под напором жарких уговоров все же покупали, с условием, что это будет подарок на день рождения или на Новый год. В этот момент и сами родители, и ребенок прекрасно понимали, что на праздник будут куплены новые подарки, но делали вид, что обе стороны относятся к договоренности серьезно.

-4

Это вроде бы совсем невинная игра. Могут быть и более серьезные противоречия. Например, мальчик идет на улицу играть в футбол, мама велит ему быть дома в 21:00. А он, как и все остальные ребята, приходит на час позже.

Его наказывают, и на следующий день он сидит дома и делает уроки, в то же время наблюдая в окно, как остальные веселятся на поле. Мальчик чувствует несправедливость – ведь все опоздали, но их отпустили, а его нет. Ему хотелось бы, чтобы родители все равно позволили ему играть, несмотря ни на что, показали, что любят его любым. То есть поддержали игру.

Выросшие «любители пряток» будут искать себе партнера, который будет «отпускать их на футбол». Им не нужна в отношениях последовательность и взрослость, а нужны именно «прятки» – чтобы можно было ссориться и кричать оскорбления, понимая, что тебя все равно простят, угрожать разрывом, зная, что его не будет, и т.п.

-5

В таких отношениях, со стороны вызывающих недоумение и сочувствие, люди могут с комфортом для себя пребывать годами. Можно бить посуду, ругаться, позволять себе похождения «на стороне». Главное – не нарушать заданных правил игры, прятаться и находить.

А в какие игры играли вы или ваши знакомые?

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше об отношениях!