Алена Зирко родилась и выросла в Новосибирске. Несмотря на проблемы со зрением, она построила успешную карьеру, получила высшее психологическое образование, переехала в Москву и защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас Алене 36 лет, она преподает в Высшей школе экономики, работает психологом-консультантом, проводит занятия по вокалу и английскому языку. Но как это стало возможно? С какими сложностями столкнулась Алена на своем пути? Как цифровые технологии помогают в работе и повседневной жизни? Отвечаем на эти вопросы в нашей статье-интервью.
Алена, давайте начнем с истории вашей жизни. Расскажите, где вы учились, как начали использовать цифровые технологии?
Я родилась недоношенной, и мое зрение не успело полностью сформироваться. Из-за этого я практически ничего не видела. Могла различать основные цвета и видеть крупные объекты, однако их очертания были размытыми. Например, берёзу я воспринимала как белый ствол с зеленым пятном наверху. Человека я различала по силуэту: могла понять, во что он одет, завязаны ли у него волосы в хвост или распущены. Но его черты лица уже не могла разглядеть. Где-то до 17-18 лет я могла писать крупными печатными буквами — размером примерно с подушечку указательного пальца. А на первом курсе университета я полностью лишилась зрения. Мои остаточные три процента буквально за один день превратились в ноль.
Училась я в новосибирской школе-интернате №39 для слабовидящих детей. Параллельно посещала музыкальную школу при этом же учебном заведении. Все предметы, включая музыку, я изучала по системе Брайля — учебники и ноты были специально адаптированы для слабовидящих. В школе нам преподавали информатику. Мы занимались в компьютерном классе, использовали программу экранного доступа JAWS. Однако упор делался на программирование, выполнение каких-то задач по школьной программе. А для реальной жизни нужно было совсем другое: освоить десятипальцевый метод печати, научиться пользоваться электронной почтой, Word и Excel. Причем не только быстро печатать тексты, но и форматировать их, делать визуально привлекательными, считать по формулам какую-то простую статистику. Нужно было освоить работу со сканером — сканировать печатные книги, чтобы переводить их в Word и читать с помощью программы экранного доступа. Этим практическим навыкам я научилась в старших классах, на компьютерных курсах в Новосибирской специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих.
Какими были ваши первые гаджеты?
В 2007 году у меня появился первый мобильный телефон. Это был кнопочный Samsung с функцией озвучки клавиш. Я могла настроить быстрый набор: например, на двойку поставить номер подруги, на тройку — мамы, на четверку — бабушки. Для каждого контакта можно было выбрать свою мелодию. Так я сразу понимала, что мне звонят близкие люди, и могла быстро им перезвонить. Но на всякий случай носила с собой блокнот с брайлевской бумагой, где были записаны все нужные номера телефонов. А вскоре появились телефоны с голосовой озвучкой. Они проговаривали СМС, читали телефонную книгу, сообщали текущее время и уровень заряда батареи. Это было очень удобно.
В библиотеке для слабовидящих нам выдавали кассетные тифлоплееры. С их помощью я готовилась к урокам литературы, слушала «Войну и мир» или «Преступление и наказание». А на домашнем компьютере у меня была установлена программа MaxReader. Я загружала в неё книги в формате Word, нажимала кнопку записи, и программа преобразовывала текст в аудиофайл формата mp3. Затем я подключала свой мобильный телефон к компьютеру, переносила на него получившиеся записи и могла слушать их, например, в дороге.
Расскажите о ваших студенческих годах. С какими трудностями пришлось столкнуться?
В 2008 году я поступила на факультет психологии Новосибирского государственного университета. В то время ЕГЭ не был обязательным, поэтому для поступления нужно было сдавать внутренние экзамены. Я с этим успешно справилась, потому что еще в школе начала ходить на подготовительные курсы. На них училась писать сочинения и изложения по университетским стандартам, а все письменные работы готовила на компьютере, распечатывала и приносила на проверку преподавателю. На вступительных экзаменах мне, как слабовидящей, активно помогали ассистенты. Вопросы были напечатаны на брайлевском принтере — я читала их пальцами и диктовала ответы. А на экзамен по математике взяла с собой бумагу, ножницы и скотч. Клеила модели тригонометрических фигур, чтобы тактильно представить задачу и найти правильное решение.
С первым курсом совпал сложный период в моей жизни — я полностью лишилась и без того слабого зрения. Мне предстояло не только получать образование, но и учиться заново взаимодействовать с миром. Мне на помощь пришли современные технологии. НГУ — инклюзивный вуз, где студенты с инвалидностью могут получить материальную помощь на покупку специальной техники. Я воспользовалась этой возможностью — купила компактный брайлевский дисплей и небольшой тифлофлешплеер Plex. В нем было много полезных функций — можно было читать книги в формате Word, делать записи на диктофон, просто слушать музыку. Я часто загружала туда книги — готовилась к госэкзаменам, писала дипломную работу, читала нужную литературу. Теперь я не была привязана к компьютеру — слушала материал, занимаясь своими делами: пила чай, делала зарядку, даже могла прилечь. Plex стал моим постоянным спутником, сделав обучение удобным и эффективным.
Как вы справлялись с бытовыми и житейскими проблемами, возникшими после потери зрения?
Я всегда любила красиво одеваться. Даже с тремя процентами зрения могла подобрать гармоничный образ перед зеркалом. Когда я потеряла возможность видеть, то почувствовала растерянность. Я не помнила цвета всех своих вещей, а новая одежда не вызывала никаких ассоциаций. Тогда я купила очень полезное устройство — определитель цвета. Он направляет лучи разного спектра на ткань и примерно определяет её оттенок. Иногда устройство ошибается, но всегда можно свериться с человеком, который видит, и уточнить цвет платья или юбки. Этот гаджет я использую до сих пор, например, когда сортирую вещи для стирки.
Настоящим прорывом для меня стало появление смартфона. Благодаря ему я всегда остаюсь на связи, могу оперативно проверить сообщения в мессенджерах и электронной почте. Кроме того, появились полезные приложения. Например, с Be My Eyes я могу сфотографировать себя перед зеркалом и задать вопрос, какого цвета моя одежда и насколько хорошо вещи сочетаются друг с другом. Искусственный интеллект подробно расскажет, как я выгляжу и что на мне надето.
Еще одно полезное приложение — определитель купюр — помогает мне распознавать банкноты. Раньше я активно пользовалась наличными деньгами — мне было сложно понять, как оплачивать покупки банковской картой. Поэтому я всегда искала друзей, чтобы вместе сходить в банк, снять нужную сумму и разложить купюры по разным карманам. Я сортировала деньги по номиналу: тысяча, пять тысяч, сто, пятьсот рублей — каждая купюра лежала отдельно, чтобы не перепутать. Мелочь я определяла на ощупь, ведь цифры на монетах выпуклые и их легко отличить. Теперь я могу спокойно прийти домой, рассортировать деньги и разложить их по карманам без посторонней помощи.
Также я пользуюсь навигатором, в основном Яндекс.Картами, а также программой VoiceVista, которая озвучивает объекты, мимо которых я прохожу. Раньше я активно применяла диктофон: записывала лекции, делала голосовые заметки. Сейчас необходимость в нем отпала — все эти функции удобно выполнять на смартфоне.
Алена, переезд в Москву стал для вас настоящим вызовом. Как технологии помогли вам освоиться в мегаполисе и построить карьеру?
Переезд в Москву стал новым этапом в моей жизни. Со мной отправились мои верные помощники — ноутбук и брайлевский дисплей, а также неизменная белая трость. Я всегда держу ее при себе, иначе мне сложно передвигаться по большому и оживленному городу.
В Москве я окончила магистратуру и аспирантуру Высшей школы экономики, защитила кандидатскую диссертацию по психологии, параллельно получила дополнительное музыкальное образование как педагог по вокалу и певица. Сейчас я преподаю в ВШЭ, веду студентов как научный руководитель. И здесь брайлевский дисплей остается незаменимым. Только тактильное чтение позволяет вычитывать тексты с необходимой тщательностью.
Параллельно с учебой в аспирантуре я начала карьеру психолога — прошла стажировку на телефоне доверия. В работе активно использовала компьютерные программы: Google Документы для отчетности, PowerPoint для презентаций, Word и Excel для обработки текстов и данных. После защиты кандидатской моя карьера продолжала развиваться: я стала штатным психологом телефона доверия, начала проводить занятия по английскому языку и вокалу, а затем получила приглашение преподавать в Высшей школе экономики.
Перед защитой диссертации я вышла замуж. Мой муж тоже незрячий, мы вместе принимали участие в проекте «Марафон в темноте», где зрячие волонтеры-лидеры бегают в паре с незрячими участниками. Я очень увлеклась этими тренировками. Мы пользуемся парасвязками — «восьмерками» из толстых ниток, проводов или резинки. Каждый берется за свою петлю и в этой связке мы бежим, сохраняя одинаковый темп. Это прекрасная возможность перезагрузиться, укрепить здоровье и зарядиться энергией. Также нам с мужем нравится путешествовать, открывать новые места, встречаться с друзьями.
Что бы вы посоветовали другим незрячим людям, которые хотят построить профессиональную карьеру?
Не бояться осваивать цифровые технологии. Да, это требует усилий, но они действительно открывают мир. Начинайте с базовых программ экранного доступа, научитесь пользоваться компьютером и смартфоном. Современные гаджеты сейчас оснащены полезными функциями — голосовым управлением, программами для чтения текста, навигацией и другими инструментами. Они становятся настоящим помощником для людей с проблемами зрения. С их помощью можно читать книги, слушать музыку, заказывать продукты, поддерживать связь с друзьями и близкими. Освоить навыки работы с современными гаджетами поможет Платформа цифровой грамотности для незрячих детей и подростков. Главное — не бояться делать первые шаги и постоянно учиться новому.
Автор: Диана Жигалова
***
Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы отвечаем на каждый из них.
Больше о нас и том, что мы делаем, вы найдете на сайте Everland и в нашей группе ВКонтакте. Здесь же собраны полезные советы о трудоустройстве людей с инвалидностью, рекомендации о том, как выбрать профессию, и истории людей, которые уже начали работать, зарабатывать и изменили свою жизнь в лучшую сторону.