Найти в Дзене
Everland

«На первом курсе я полностью лишилась зрения, но на помощь пришли цифровые технологии»

Алена Зирко родилась и выросла в Новосибирске. Несмотря на проблемы со зрением, она построила успешную карьеру, получила высшее психологическое образование, переехала в Москву и защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас Алене 36 лет, она преподает в Высшей школе экономики, работает психологом-консультантом, проводит занятия по вокалу и английскому языку. Но как это стало возможно? С какими сложностями столкнулась Алена на своем пути? Как цифровые технологии помогают в работе и повседневной жизни? Отвечаем на эти вопросы в нашей статье-интервью. Я родилась недоношенной, и мое зрение не успело полностью сформироваться. Из-за этого я практически ничего не видела. Могла различать основные цвета и видеть крупные объекты, однако их очертания были размытыми. Например, берёзу я воспринимала как белый ствол с зеленым пятном наверху. Человека я различала по силуэту: могла понять, во что он одет, завязаны ли у него волосы в хвост или распущены. Но его черты лица уже не могла разглядеть. Где-то до
Оглавление

Алена Зирко родилась и выросла в Новосибирске. Несмотря на проблемы со зрением, она построила успешную карьеру, получила высшее психологическое образование, переехала в Москву и защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас Алене 36 лет, она преподает в Высшей школе экономики, работает психологом-консультантом, проводит занятия по вокалу и английскому языку. Но как это стало возможно? С какими сложностями столкнулась Алена на своем пути? Как цифровые технологии помогают в работе и повседневной жизни? Отвечаем на эти вопросы в нашей статье-интервью.

Фото из личного архива Алены Зирко
Фото из личного архива Алены Зирко

Алена, давайте начнем с истории вашей жизни. Расскажите, где вы учились, как начали использовать цифровые технологии?

Я родилась недоношенной, и мое зрение не успело полностью сформироваться. Из-за этого я практически ничего не видела. Могла различать основные цвета и видеть крупные объекты, однако их очертания были размытыми. Например, берёзу я воспринимала как белый ствол с зеленым пятном наверху. Человека я различала по силуэту: могла понять, во что он одет, завязаны ли у него волосы в хвост или распущены. Но его черты лица уже не могла разглядеть. Где-то до 17-18 лет я могла писать крупными печатными буквами — размером примерно с подушечку указательного пальца. А на первом курсе университета я полностью лишилась зрения. Мои остаточные три процента буквально за один день превратились в ноль.

Училась я в новосибирской школе-интернате №39 для слабовидящих детей. Параллельно посещала музыкальную школу при этом же учебном заведении. Все предметы, включая музыку, я изучала по системе Брайля — учебники и ноты были специально адаптированы для слабовидящих. В школе нам преподавали информатику. Мы занимались в компьютерном классе, использовали программу экранного доступа JAWS. Однако упор делался на программирование, выполнение каких-то задач по школьной программе. А для реальной жизни нужно было совсем другое: освоить десятипальцевый метод печати, научиться пользоваться электронной почтой, Word и Excel. Причем не только быстро печатать тексты, но и форматировать их, делать визуально привлекательными, считать по формулам какую-то простую статистику. Нужно было освоить работу со сканером — сканировать печатные книги, чтобы переводить их в Word и читать с помощью программы экранного доступа. Этим практическим навыкам я научилась в старших классах, на компьютерных курсах в Новосибирской специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих.

Какими были ваши первые гаджеты?

В 2007 году у меня появился первый мобильный телефон. Это был кнопочный Samsung с функцией озвучки клавиш. Я могла настроить быстрый набор: например, на двойку поставить номер подруги, на тройку — мамы, на четверку — бабушки. Для каждого контакта можно было выбрать свою мелодию. Так я сразу понимала, что мне звонят близкие люди, и могла быстро им перезвонить. Но на всякий случай носила с собой блокнот с брайлевской бумагой, где были записаны все нужные номера телефонов. А вскоре появились телефоны с голосовой озвучкой. Они проговаривали СМС, читали телефонную книгу, сообщали текущее время и уровень заряда батареи. Это было очень удобно.

В библиотеке для слабовидящих нам выдавали кассетные тифлоплееры. С их помощью я готовилась к урокам литературы, слушала «Войну и мир» или «Преступление и наказание». А на домашнем компьютере у меня была установлена программа MaxReader. Я загружала в неё книги в формате Word, нажимала кнопку записи, и программа преобразовывала текст в аудиофайл формата mp3. Затем я подключала свой мобильный телефон к компьютеру, переносила на него получившиеся записи и могла слушать их, например, в дороге.

Расскажите о ваших студенческих годах. С какими трудностями пришлось столкнуться?

В 2008 году я поступила на факультет психологии Новосибирского государственного университета. В то время ЕГЭ не был обязательным, поэтому для поступления нужно было сдавать внутренние экзамены. Я с этим успешно справилась, потому что еще в школе начала ходить на подготовительные курсы. На них училась писать сочинения и изложения по университетским стандартам, а все письменные работы готовила на компьютере, распечатывала и приносила на проверку преподавателю. На вступительных экзаменах мне, как слабовидящей, активно помогали ассистенты. Вопросы были напечатаны на брайлевском принтере — я читала их пальцами и диктовала ответы. А на экзамен по математике взяла с собой бумагу, ножницы и скотч. Клеила модели тригонометрических фигур, чтобы тактильно представить задачу и найти правильное решение.

С первым курсом совпал сложный период в моей жизни — я полностью лишилась и без того слабого зрения. Мне предстояло не только получать образование, но и учиться заново взаимодействовать с миром. Мне на помощь пришли современные технологии. НГУ — инклюзивный вуз, где студенты с инвалидностью могут получить материальную помощь на покупку специальной техники. Я воспользовалась этой возможностью — купила компактный брайлевский дисплей и небольшой тифлофлешплеер Plex. В нем было много полезных функций — можно было читать книги в формате Word, делать записи на диктофон, просто слушать музыку. Я часто загружала туда книги — готовилась к госэкзаменам, писала дипломную работу, читала нужную литературу. Теперь я не была привязана к компьютеру — слушала материал, занимаясь своими делами: пила чай, делала зарядку, даже могла прилечь. Plex стал моим постоянным спутником, сделав обучение удобным и эффективным.

Фото из личного архива Алены Зирко
Фото из личного архива Алены Зирко

Как вы справлялись с бытовыми и житейскими проблемами, возникшими после потери зрения?

Я всегда любила красиво одеваться. Даже с тремя процентами зрения могла подобрать гармоничный образ перед зеркалом. Когда я потеряла возможность видеть, то почувствовала растерянность. Я не помнила цвета всех своих вещей, а новая одежда не вызывала никаких ассоциаций. Тогда я купила очень полезное устройство — определитель цвета. Он направляет лучи разного спектра на ткань и примерно определяет её оттенок. Иногда устройство ошибается, но всегда можно свериться с человеком, который видит, и уточнить цвет платья или юбки. Этот гаджет я использую до сих пор, например, когда сортирую вещи для стирки.

Настоящим прорывом для меня стало появление смартфона. Благодаря ему я всегда остаюсь на связи, могу оперативно проверить сообщения в мессенджерах и электронной почте. Кроме того, появились полезные приложения. Например, с Be My Eyes я могу сфотографировать себя перед зеркалом и задать вопрос, какого цвета моя одежда и насколько хорошо вещи сочетаются друг с другом. Искусственный интеллект подробно расскажет, как я выгляжу и что на мне надето.

Еще одно полезное приложение — определитель купюр — помогает мне распознавать банкноты. Раньше я активно пользовалась наличными деньгами — мне было сложно понять, как оплачивать покупки банковской картой. Поэтому я всегда искала друзей, чтобы вместе сходить в банк, снять нужную сумму и разложить купюры по разным карманам. Я сортировала деньги по номиналу: тысяча, пять тысяч, сто, пятьсот рублей — каждая купюра лежала отдельно, чтобы не перепутать. Мелочь я определяла на ощупь, ведь цифры на монетах выпуклые и их легко отличить. Теперь я могу спокойно прийти домой, рассортировать деньги и разложить их по карманам без посторонней помощи.

Также я пользуюсь навигатором, в основном Яндекс.Картами, а также программой VoiceVista, которая озвучивает объекты, мимо которых я прохожу. Раньше я активно применяла диктофон: записывала лекции, делала голосовые заметки. Сейчас необходимость в нем отпала — все эти функции удобно выполнять на смартфоне.

Алена, переезд в Москву стал для вас настоящим вызовом. Как технологии помогли вам освоиться в мегаполисе и построить карьеру?

Переезд в Москву стал новым этапом в моей жизни. Со мной отправились мои верные помощники — ноутбук и брайлевский дисплей, а также неизменная белая трость. Я всегда держу ее при себе, иначе мне сложно передвигаться по большому и оживленному городу.

В Москве я окончила магистратуру и аспирантуру Высшей школы экономики, защитила кандидатскую диссертацию по психологии, параллельно получила дополнительное музыкальное образование как педагог по вокалу и певица. Сейчас я преподаю в ВШЭ, веду студентов как научный руководитель. И здесь брайлевский дисплей остается незаменимым. Только тактильное чтение позволяет вычитывать тексты с необходимой тщательностью.

Параллельно с учебой в аспирантуре я начала карьеру психолога — прошла стажировку на телефоне доверия. В работе активно использовала компьютерные программы: Google Документы для отчетности, PowerPoint для презентаций, Word и Excel для обработки текстов и данных. После защиты кандидатской моя карьера продолжала развиваться: я стала штатным психологом телефона доверия, начала проводить занятия по английскому языку и вокалу, а затем получила приглашение преподавать в Высшей школе экономики.

Перед защитой диссертации я вышла замуж. Мой муж тоже незрячий, мы вместе принимали участие в проекте «Марафон в темноте», где зрячие волонтеры-лидеры бегают в паре с незрячими участниками. Я очень увлеклась этими тренировками. Мы пользуемся парасвязками — «восьмерками» из толстых ниток, проводов или резинки. Каждый берется за свою петлю и в этой связке мы бежим, сохраняя одинаковый темп. Это прекрасная возможность перезагрузиться, укрепить здоровье и зарядиться энергией. Также нам с мужем нравится путешествовать, открывать новые места, встречаться с друзьями.

Фото из личного архива Алены Зирко
Фото из личного архива Алены Зирко

Что бы вы посоветовали другим незрячим людям, которые хотят построить профессиональную карьеру?

Не бояться осваивать цифровые технологии. Да, это требует усилий, но они действительно открывают мир. Начинайте с базовых программ экранного доступа, научитесь пользоваться компьютером и смартфоном. Современные гаджеты сейчас оснащены полезными функциями — голосовым управлением, программами для чтения текста, навигацией и другими инструментами. Они становятся настоящим помощником для людей с проблемами зрения. С их помощью можно читать книги, слушать музыку, заказывать продукты, поддерживать связь с друзьями и близкими. Освоить навыки работы с современными гаджетами поможет Платформа цифровой грамотности для незрячих детей и подростков. Главное — не бояться делать первые шаги и постоянно учиться новому.

Автор: Диана Жигалова

***

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы отвечаем на каждый из них.

Больше о нас и том, что мы делаем, вы найдете на сайте Everland и в нашей группе ВКонтакте. Здесь же собраны полезные советы о трудоустройстве людей с инвалидностью, рекомендации о том, как выбрать профессию, и истории людей, которые уже начали работать, зарабатывать и изменили свою жизнь в лучшую сторону.