Найти в Дзене
Есть решение

«Ангел-хранитель» на дорогах: как ГЛОНАСС спасает тысячи жизней

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» в этом году отмечает десятилетие. За это время она стала не просто обязательной кнопкой в новых автомобилях, а полноценным цифровым щитом для водителей и пассажиров. Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич рассказал, сколько человек система спасает ежегодно, что делают операторы контакт-центра, если им поступил ложный вызов и какие еще прорывные проекты ждут нас впереди. Ответы на эти и другие вопросы — читайте в статье ниже! Как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС»? В 2015 году по поручению Президента в России была создана первая в мире система аварийного оповещения в национальном масштабе — «ЭРА-ГЛОНАСС». Ее миссия — спасение людей, попавших в ДТП. За последние 10 лет все новые автомобили на нашем рынке оснащаются устройствами вызова экстренных служб — теми самыми кнопками SOS. Это не просто кнопка. Устройство подключено к «мозгам» автомобиля и срабатывает автоматически при тяжелой аварии — по сигналам срабатывания подушек безопасности или натяжителей ремне

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» в этом году отмечает десятилетие. За это время она стала не просто обязательной кнопкой в новых автомобилях, а полноценным цифровым щитом для водителей и пассажиров. Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич рассказал, сколько человек система спасает ежегодно, что делают операторы контакт-центра, если им поступил ложный вызов и какие еще прорывные проекты ждут нас впереди. Ответы на эти и другие вопросы — читайте в статье ниже!

Кнопка экстренного вызова
Кнопка экстренного вызова

Как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС»?

В 2015 году по поручению Президента в России была создана первая в мире система аварийного оповещения в национальном масштабе — «ЭРА-ГЛОНАСС». Ее миссия — спасение людей, попавших в ДТП. За последние 10 лет все новые автомобили на нашем рынке оснащаются устройствами вызова экстренных служб — теми самыми кнопками SOS.

Это не просто кнопка. Устройство подключено к «мозгам» автомобиля и срабатывает автоматически при тяжелой аварии — по сигналам срабатывания подушек безопасности или натяжителей ремней. Сигнал передается в службу спасения в среднем за 19 секунд. Система полностью себя оправдала: она примерно в два раза сокращает время до оказания медицинской помощи. Это критически важно, так как шанс на спасение в этот момент повышается в пять раз. Мы уверенно можем говорить, что ежегодно «ЭРА-ГЛОНАСС» спасает тысячи человеческих жизней.

Как система отличает тяжелую аварию от легкой? Вдруг человек просто резко затормозил?

Автомобильная отрасль имеет четкие стандарты оценки тяжести ДТП. Наше устройство считывает совокупность индикаторов. Подушки безопасности не срабатывают при резком торможении — они активируются при серьезных ударах, например, лобовом в препятствие на скорости 50-60 км/ч. Кроме того, каждое устройство тестируется и тонко настраивается на краш-тестах в институте НАМИ. Оно призвано не давать ложных сигналов, а срабатывать именно тогда, когда люди в салоне действительно нуждаются в помощи.

Ложные срабатывания все же бывают? И что происходит после того, как сигнал поступил?

Да, ложные вызовы есть — например, из-за ручного нажатия, когда ребенок балуется или кто-то проверяет кнопку. Но автоматические срабатывания мы сразу относим к категории экстренных. Наш контактный центр передает их в региональную службу 112. С этого года нам помогает робот, который отсеивает часть ложных вызовов, разгружая операторов и позволяя им фокусироваться на реальных происшествиях.

Важный статистический факт: за 10 лет система передала свыше полумиллиона истинных вызовов. В 8-9 случаях из 10 это автоматическое срабатывание. И в 9 случаях из 10 это единственный сигнал о ДТП — никто больше не звонит ни в МВД, ни в скорую. То есть для пострадавших это зачастую единственный шанс на спасение.

Одно из самых интересных направлений, в которых вы еще развиваетесь — беспилотники. Как «ГЛОНАСС» в этом участвует?

По поручению Президента мы создаем Единую систему идентификации беспилотников. Это будет первая в мире система, которая мониторит робототехнику во всех средах — на земле, в воздухе и на воде.

Но мы идем дальше. Мы собираем объективные данные с беспилотников, которые позволяют регулятору оценить, когда технология станет достаточно зрелой для массового использования. Одна из ключевых метрик — безаварийный пробег всего парка. Как только он достигнет десятков миллионов километров, это будет серьезным аргументом. Мы уже видим на трассе М-11 около 40 грузовых беспилотников (ВАТСов), которые выполняют коммерческие рейсы и обучают свои автопилоты. В перспективе мы будем отслеживать и пробег между перехватами руля водителем — это покажет, насколько автопилот самостоятелен.

Система создавалась для экстренных случаев. А были за эти 10 лет какие-то светлые, позитивные истории, связанные с «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Конечно. Один из самых запоминающихся случаев не связан с ДТП. В нашу систему поступил вызов от девушки-пассажира, у которой в автомобиле неожиданно начались роды. Пока ехала скорая, оператор нашего контакт-центра консультировал и успокаивал будущую маму, помогая ей и не менее взволнованному водителю. Это очень светлый эпизод в нашей работе.